СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Эмоции и социальные сети"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Эмоции и социальные сети"»

Психологическое занятие: Эмоции и социальные сети

Участники: школьники подросткового возраста.

Цель: способствовать формированию навыка контролировать эмоциональные реакции в социальных сетях.

Задачи:

– расширять представления учеников о средствах выражения эмоций в социальных сетях, их преимуществах и недостатках;

– способствовать тому, чтобы ученики осознали влияние новостного контента социальных сетей на эмоции, которые они проявляют;

– научить учеников отслеживать влияние отрицательных эмоций на публикации в социальных сетях;

– способствовать формированию умения конструктивно реагировать на хейт в социальных сетях.

Материалы: рабочая тетрадь для записей

Время проведения: 45 минут.

Этап 1. Приветствие

Педагог-психолог:

Здравствуйте, ребята! Начнем наше занятие с приветствия. Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и поприветствуем друг друга.


Разминка «Сетевой сленг»

Педагог-психолог:

Поиграем? Я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете сетевой сленг. Я буду зачитывать определение какого-либо выражения, кто быстрее всех догадается, о чем идет речь, встает со стула и произносит его.


Размещение провокационных сообщений в сети с целью вызвать конфликты между участниками, оскорбления и тому подобное. (Троллинг.) Обмен сообщениями в сети, представляющий собой словесную войну. (Флэйм.) Громкий безудержный смех. (Лол.) Рассылка писем или сообщений ненужных получателю. (Спам.) Публикация бессмысленных сообщений, которые не имеют никакого отношения к теме обсуждения. (Флудить.) Применение запрещенных приемов в своих целях. (Читерство.) Случайное выпадение каких-либо чисел, выбор которых ничем не контролируется. (Рандомно.) Представление о том, что некие люди, знаменитости или персонажи фильма, сериала, книги, игры состоят в романтических отношениях. (Шипперить.) Человек, который яростно и зачастую безосновательно критикует других людей. (Хейтер.) Неправдивая информация, смонтированные фотографии и видеоролики, а также созданные от имени других людей страницы в соцсетях. (Фейк.) Навязчивая реклама, шумиха, ажиотаж; обман или трюк для привлечения внимания. (Хайп.)


Этап 2. Основная часть

Упражнение «Эмоджи вместо эмоций»

Педагог-психолог:

Сегодня жизнь протекает в интернете: даже с друзьями мы теперь общаемся не лично, а с помощью сообщений и постов. И так же, как и в обычном общении, мы показываем свои эмоции в социальных сетях. Согласитесь, выложить что-то в интернет, когда ты злишься или расстроен чем-то или обижен на кого-то – лучший способ нажить себе массу ненужных проблем. Кроме того, есть люди, которые специально провоцируют нас в сети, вызывают негативные эмоциональные реакции. Поэтому, чтобы избежать подобных ситуаций, важно знать, когда и каким образом реагировать в социальных сетях.


И начнем мы сегодняшнее занятие со следующего упражнения. Общение в интернете затруднено еще и тем, что мы не можем передать свои эмоции с помощью интонации, жестов, мимики лица и т. п. Мы заменяем свои чувства смайликами и стикерами. Итак, представьте, что вам пришло сообщение, где эмоции заменены эмоджи. Попробуйте догадаться о каких эмоциях идет речь.


Ученики выполняют задание в тетрадях. Пример, как выполнить: «Мне без вас скучно»; «Я на тебя обиделась»; «Я сейчас очень злой»; «Мне так радостно»; «Какой ужас»; «Это так отвратительно»; «Я в печали (радостный, шутливый)»; «Все в порядке! (злой)»; «Очень классно! (недовольный)»; «Все с тобой ясно (недоверие, ирония)».


Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли было догадаться, какие эмоции передаются в сообщении? Что вам в этом помогло?

2. Что на самом деле говорит об истинных эмоциях – текст сообщения или смайлик?

3. Какие преимущества и недостатки у средств выражения эмоций в социальных сетях – смайлов, стикеров, эмоджи?

4. Как часто вы используете смайлы в своих сообщениях, чтобы передать эмоции?


Упражнение «Эмоциональный контент»

Педагог-психолог:

Все, что мы встречаем на страницах социальных сетей, называется контентом. Эмоциональный контент – это инструмент по управлению эмоциями других людей в собственных целях. То есть любой пост нацелен на то, чтобы вызвать у нас какие-либо эмоции, чаще всего даже не важно, положительные или отрицательные. Согласитесь, если новость вам понравилась, то вы ее лайкните. Если же новость вас задела, разозлила, то вы захотите прокомментировать то, с чем не согласны. Если же новость показалась вам интересной, то вы перешлете ее своим друзьям. В любом случае вы не остаетесь равнодушны.


Для того чтобы проверить, как контент социальных сетей влияет на наши эмоции, предлагаю выполнить следующее упражнение. Представьте, что вы зашли в социальную сеть и открыли новостную ленту. Прочитайте пост и проанализируйте: какие эмоции он у вас вызывает, хочется ли поставить лайк – если да, то закрасьте сердечко; хочется ли вам прокомментировать этот пост, если да, то оставьте свой комментарий под постом; если же вы решите переслать его друзьям, то закрасьте стрелочку. (Ученики выполняют задание в тетради.)

Вопросы для обсуждения:

1. Какие эмоции вызвали у вас посты?

2. Какие посты захотелось лайкнуть, прокомментировать, переслать друзьям? Почему?

3. Почувствовали ли вы, что этот контент влияет на ваши эмоции?

4. Как можно бороться с этим?


Упражнение «Интернет помнит все»

Педагог-психолог:

Как часто вы посещаете социальные сети? Что вы обычно делаете в социальной сети: выкладываете ли фотографии, пишите сообщения или комментируете посты друзей? Что побуждает вас делать это? (Ученики отвечают на вопросы.) В предыдущем упражнении мы убедились, что все, что мы делаем в социальной сети, обусловлено нашими эмоциями.


А слышали ли вы выражение «Интернет помнит все»? (Ученики отвечают.) На самом деле информация хранится в сети гораздо дольше, чем вам кажется. Иногда это хорошо. Мы записываем свои мысли, делаем фотографии и рассказываем о переживаниях, в том числе для того, чтобы сохранить воспоминания и порой возвращаться к ярким моментам жизни. Но иногда это очень плохо. Ведь какая-нибудь глупость, опубликованная сегодня, останется в интернете на долгие годы! А теперь представьте, что вы в порыве своих эмоций, радостных или плохих, решили выложить что-то в социальной сети. Когда размещаете что-то, подумайте, что вы почувствуете, если это увидят ваши родители, приемная комиссия университета или будущий босс. Для того чтобы избежать серьезных проблем в будущем, нужно научиться отслеживать влияние эмоций на наши публикации в социальных сетях. Сделать это можно так. Прежде чем написать или выложить что-нибудь необдуманное, задайте себе пять вопросов. Первый вопрос – «Кто увидит ваш пост?». Вы не против, если его прочтут родные, учителя, тренеры, работодатели, представители университета, куда ты собираешься поступать? Второй вопрос – «Что вы хотите получить?». Вы пытаетесь проработать ситуацию или просто отомстить? Третий вопрос – «Когда лучше опубликовать?». Это надо сделать сразу или можно подождать? Четвертый вопрос – «Где на шкале эмоций вы находитесь?». Например, единица – вы спокойны, пятерка – вы в бешенстве. Если уровень выше трех, отойдите от клавиатуры и ничего не пишите. Пятый вопрос – «Зачем вы собираетесь это сделать?». Чтобы кому-то отплатить? Смутить его? Доказать свою правоту? А теперь выполните упражнение в рабочей тетради. Прочитайте ситуации. Поставьте себя на место Влада и Светы и ответьте на пять вопросов. (Ученики выполняют задание в тетради.)


Вопросы для обсуждения:

1. Случались ли с вами подобные ситуации? Как вы поступали?

2. Помогли ли пять вопросов оценить влияние эмоций на публикации в социальных сетях?

3. Как следовало бы реагировать Владу и Свете?


Педагог-психолог:

Постарайтесь не публиковать посты и не отвечать на сообщения и комментарии, если злитесь или грустите. Не делайте этого, даже если вы лишь немного не в духе, но особенно – если вы в ярости. Закройте браузер. Отойдите от компьютера. Спрячьте телефон. Возьмите паузу на несколько часов или даже на день-два, чтобы подумать над своим ответом. Мгновенная эмоциональная реакция почти никогда не решает проблему. Часто она делает только хуже. Вот почему важно дать себе время подумать над дальнейшими действиями, даже когда гнев ослепляет вас.


Разминка «Продолжи предложение»

Педагог-психолог:

Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Я буду кидать мячик и говорить начало предложения. Тот, кому я кинула мяч, должен продолжить предложение и вернуть мячик мне. (После каждого вопроса педагог-психолог кидает мяч одному из учеников; тот продолжает предложение и возвращает мяч.) Когда я вижу много лайков на своей фотографии я испытываю чувство... Когда ко мне добавляется в друзья одноклассник, с которым я никогда не общался, я испытываю чувство... Когда я получил(а) виртуальный подарок, я испытываю чувство... Когда мою запись репостнули более ста человек, я испытываю чувство... Когда на мою страницу подписались сразу несколько ребят из школы, я испытываю чувство... (Ученики выполняют упражнение.)


А теперь, наоборот, я буду называть чувство, а вы говорите в каких ситуациях в социальной сети вы его испытываете. (После каждого чувства педагог-психолог кидает мяч.) Смущение... Злость... Волнение... Интерес... Страх...


Упражнение «Негативные эмоции в социальной сети»

Педагог-психолог:

Итак, мы с вами выяснили, что хотим мы этого или нет, а социальные сети нацелены на то, чтобы вызывать у нас самые разные эмоции и подпитываться ими. Но если новостной контент легко победить, если отписаться от всех групп и сообществ, то что делать с личными отношениями? Как реагировать на ситуации, которые происходят с нами в социальной сети?


Прочитайте ситуации в рабочей тетради. Как бы вы отреагировали, если бы эти ситуации случились с вами? Запишите ваши эмоции, ваши мысли и то, чтобы вы сделали, в таблицу так, как это показано в примере. Последний столбик пока оставьте пустым. (Ученики заполняют таблицу в тетради.)


Кто хочет поделиться своими ответами? (Ученики отвечают.) Большинство из вас отреагировали негативно и получили бы нежелательные последствия. Для того чтобы этого не случилось, необходимо научиться контролировать свои эмоции в социальной сети. Предлагаю вам несколько способов.


«Выплескивайте» эмоции в другом месте. Когда вы столкнулись с негативной ситуацией в социальной сети, то, чтобы не наговорить лишнего, а потом не жалеть об этом, не реагируйте сразу, а подождите какое-то время. Если же эмоции вас одолевают, выплесните их в другом месте, например, в спортивной секции. Там вы сможете использовать энергию своих эмоций во благо тела.


Пошутите. Мы с вами уже говорили, что юмор – хорошее средство против отрицательных эмоций. Вместо того чтобы отвечать негативом на негатив, пошутите, тем самым развеселите и себя и своего собеседника.


Отвечайте, но не отправляйте. Когда хочется сразу вывалить обидчику все, что накопилось внутри, сделайте следующее. Напишите все, что вы о нем думаете, перечитайте несколько раз, но не отправляйте.


Включите мышление. В момент гнева или излишней радости эмоции всегда берут верх над мышлением. И чтобы снова вернуться в состояние, когда вы сможете контролировать эмоции, важно вернуть мышление в строй. Самый простой способ сделать это – проговорить у себя в голове три вопроса: «Что происходит?»; «Где я?»; «Что я делаю?». Это поможет включить логическую часть мозга, соответственно эмоциональная часть стихнет. Когда мозг включится, задайте себе вопрос: «Что произойдет, если я сейчас выплесну эмоции в социальную сеть?». И вы сразу увидите, как легко можно натворить глупостей, если не контролируешь свои эмоции.


Итак, предлагаю вам заполнить последний столбик нашей таблицы. Посмотрите на ситуацию по-новому. Для каждой ситуации выберите один из четырех способов, как проявить свои эмоции в социальной сети. (Ученики заполняют последний столбец.)


Вопросы для обсуждения:

1. Случались ли подобные ситуации в вашей реальной жизни? Как вы реагировали?

2. Какой способ вам показался самым эффективным?

3. Насколько полезным для вас было это упражнение?



Педагог-психолог:

Используйте эти способы как можно чаще и в дальнейшем вы научитесь «отключать» эмоции в конфликтных ситуациях, которые возникают в социальной сети.


Упражнение «Хейтер»

Педагог-психолог:

В интернете всегда найдутся те, кто стремится обидеть, унизить, оскорбить, обесценить, высказать свое нетактичное мнение, когда его не спрашивали. И здесь очень важно научиться правильно реагировать на хейт в интернете, ведь этот негатив способен нарушить ваше спокойствие, пошатнуть самооценку и подпортить жизнь в целом. Вы знаете, что человека, который намеренно выводит вас из себя, называют хейтер. Хейтеры очень часто занимаются троллингом и кибербуллингом в социальных сетях. Последний очень распространен среди подростков. Запомните, хейтеры подпитываются вашими эмоциями и негативными реакциями. Их основная цель – спровоцировать вас на необдуманные действия любой ценой. И соответственно ваша основная задача – не вестись на провокации и не показывать свои эмоции. Как это сделать? Рассмотрим несколько ситуаций.


Первая ситуация – если вам хамят, оскорбляют и т. п. Лучшее, что можно сделать, если вы столкнулись с хамом в виртуальной реальности, – прекратить доставлять ему удовольствие своими ответными комментариями. Заблокируйте его или просто не ведитесь на провокации и не идите на конфликт. Помните, что в такой ситуации вы демонстрируете свою силу и выдержку, а неуемный хам – желание обратить на себя внимание окружающих.


Вторая ситуация – если вас высмеивают. Оптимальное, что вы можете сделать, – посмеяться вместе с комментатором и дать ему понять, что его слова никак не могут пошатнуть вашу уверенность в себе, самооценку. Очень скоро ему попросту надоест бессмысленно тратить свое время на того, кто воспринимает его слова нейтрально, и он переключится на кого-нибудь другого.


Третья ситуация – если вас в чем-то обвиняют. В случае с обвинителями не пытайтесь переубедить, заставить взять свои слова обратно. Наоборот, чем вежливее и лаконичнее вы отвечаете, тем быстрее ваш собеседник, который обвиняет вас в чем бы то ни было, отстанет от вас.


Четвертая ситуация – если с вами спорят. Люди в социальных сетях частенько пытаются втянуть вас в очередной спор или попытки «выяснить правду». Они будут закидывать вашу страницу километрами комментариев. Не вступайте в переписку с подобными личностями – поберегите себя и свое психическое состояние. Их все равно не переубедить.


Пятая ситуация – если вас критикуют. Люди могут критиковать вас, вашу внешность, ваше поведение. Чаще всего такие комментарии оставляют люди, неудовлетворенные своей жизнью. Просто помните об этом, когда в следующий раз будете читать похожий комментарий. Универсальный ответ: сколько людей – столько и мнений. Итак, предлагаю вам потренироваться конструктивно реагировать на хейт и выполнить задание в рабочей тетради.


Ученики выполняют задание в тетради. Пример, как выполнить:

Ситуация Твои действия

Твоя подруга написала под твоей аватаркой: «Спорим – это фотошоп!» (спор) Не вступать в переписку

Кто-то разместил оскорбительную картинку в «Вконтакте» и отметил тебя на ней. В подписи сказано: «Тегни того, кого это тебе напоминает». Несколько ваших общих знакомых оставили комментарии: «Ору!», «Ахаха» и «Тааак похоже». (высмеивание) Посмеяться со всеми

В общеклассном чате один из твоих одноклассников начал обвинять тебя в том, что ты не помог(ла) ему на контрольной работе (обвинения) Не пытаться переубедить

Твоя знакомая пишет тебе: «Ты каждый день фотки выкладываешь. Тебе не надоело еще красоваться?» (критика) Дать понять, что меня это не задевает

Один из твоих подписчиков оставил под твоим фото комментарий: «Ну и урод(ина)!» (оскорбления) Заблокировать

Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли было выполнить задание? Что вам в этом помогло?

2. Случались ли с вами подобные ситуации? Как вы реагировали?

Домашнее задание

Педагог-психолог:

Предлагаю вам на этой неделе понаблюдать, какие эмоции вызывают у вас социальные сети больше всего и как это влияет на ваше настроение и поведение. Ежедневно отмечайте свои эмоции после того, как вы посетили соцсети, а также, как изменилось ваше настроение и как это сказалось на вашем поведении.


Этап 4. Прощание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!