СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - экскурсия по теме "Древний Египет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал разработки помогает учащимся осознать важность цивилизации Египта для мировой культуры.

Просмотр содержимого документа
«Урок - экскурсия по теме "Древний Египет"»

Урок « Архитектура Древнего Египта»

Тип урока; повторительно-обобщающий по разде­лу «Архитектура Древнего Египта»

Цели и задачи: повторение основных архитектурных построек Древнего Египта, их видов, архитектурных эле­ментов; закрепление терминологии но храмам, гробни­цам, градостроению; развитие творчески - эвристических способностей детей в работе над секретами пирамид ; закрепление навыков работы со схемами, знака­ми-символами; развитие экскурсоводческих умений, навыков моделирования, историка- культурологического реконструирования, систематизации и интеграции зна­ний по различным предметам (истории, ИЗО, черчению, алгебре и геометрии, астрономии, литературе).

Оборудование: учебник, искусствоведческие сборни­ки; слайды, видео, мультимедиа материалы по архитек­туре Египта (схемы Великой пирамиды, комплекса в Гизе, созвездия Ориона относительно Млечного пути); маркеры и листы для символики; листы самооценки для груш; калькуляторы,

Ход урока. Учитель ставит задачи для работы по группам (группы получают задания в конвертах);

1. Нарисовать схему пирамиды или храма,

Во время работы двух учеников над схемами груп­пы отвечают на вопросы: основные виды построек; идеи, которыми руководствовались зодчие Древне­го Египта; планировка городов Древнего Египта.

  1. Объяснение схемы перекрестным путем (1-я группа объясняет схему, нарисованную 2-й груп­пой, и наоборот),

  2. Экскурсии к Великой пирамиде, («Экскурсо­воды» работают по слайдам, схемам комплекса Гизе и пирамиды Хеопса.);

1, «Экскурсия» к Великой пирамиде, Первый «экскурсовод». Здравствуйте, дорогие экс­курсанты! Сегодня мы с Вами совершим необыкновен­ное путешествие к самой таинственной и мощной пира­миде Хуфу, или в греческом варианте - Хеопса. Вообра­зим, что позади 10 км пути из Каира. Мы в предместье Гизе, и на площади нас уже поджидают верблюды, на которых мы отправимся в пустыню, к Большой пирами­де. Пока мы путешествуем, сообщу вам некоторые исто­рические факты,

Пирамида Хеопса была построена, по мнению боль­шинства ученых-египтологов, около 2560 г. до н.э.

Вопрос «экскурсантам»: «Не слышали ли вы других версий о датах постройки?»

Тип урока; повторительно-обобщающий по разде­лу «Архитектура Древнего Египта»,

Цели и задачи: повторение основных архитектурных построек Древнего Египта, их видов, архитектурных эле­ментов; закрепление терминологии но храмам, гробни­цам, градостроению; развитие творчески - эвристических способностей детей в работе над секретами пирамид ; закрепление навыков работы со схемами, знака­ми - символами; развитие экскурсоводческих умений, навыков моделирования, историко- культурологической реконструкции, систематизации и интеграции зна­ний по различным предметам (истории, ИЗО, черчению, алгебре и геометрии, астрономии, литературе).

Оборудование: учебник, искусствоведческие сборни­ки; слайды, видео, мультимедиа, материалы по архитек­туре Египта (схемы Великой пирамиды, комплекса в Гизе, созвездия Ориона относительно Млечного пути); маркеры и листы для символики; листы самооценки для групп; калькуляторы,

Ход урока. Учитель ставит задачи для работы по группам (группы получают задания в конвертах);

1. Нарисовать схему пирамиды или храма.

Во время работы двух учеников над схемами груп­пы отвечают на вопросы: основные виды построек; идеи, которыми руководствовались зодчие Древне­го Египта; планировка городов Древнего Египта.

  1. Объяснение схемы перекрестным путем (1-я группа объясняет схему, нарисованную 2-й груп­пой, и наоборот),

  2. Экскурсии к Великой пирамиде, («Экскурсо­воды» работают по слайдам, схемам комплекса Гизе и пирамиды Хеопса.);

  1. «Экскурсия» к Великой пирамиде. Первый «экскурсовод». Здравствуйте, дорогие экс­курсанты! Сегодня мы с Вами совершим необыкновен­ное путешествие к самой таинственной и мощной пира­миде Хуфу, или в греческом варианте - Хеопса. Вообра­зим, что позади 10 км пути из Каира. Мы в предместье Гизе, и на площади нас уже поджидают верблюды, на которых мы отправимся в пустыню, к Большой пирами­де. Пока мы путешествуем, сообщу вам некоторые исто­рические факты,

Пирамида Хеопса была построена, по мнению боль­шинства ученых-египтологов, около 2560 г. до н.э.

Вопрос «экскурсантам»: «Не слышали ли вы других версий о датах постройки?»

камеры фараона. Войдем в нее. Это прямоугольник дли­ной более 10 метров, шириной более 5, высотой - почти 6. Камера отделана черным отшлифованным гра­нитом, привезенным из Асуана. Блоки, что над наши­ми головами, весят по 80 тонн каждый, они тщательно отшлифованы и подогнаны друг к другу. Сегодня такая точнейшая обработка потребовала бы сложнейших технологий и сверхпрочных инструментов. Как древние египтяне это делали, трудно понять, ведь на обработан­ных поверхностях нет ни малейшего следа режущих инструментов.

В западном углу камеры - гранитный саркофаг. Это каменный ящик, который, как можно заметить, ни в один проем пирамиды свободно не пройдет.

Вопрос к «экскурсантам»: «Как вы думаете, что это может означать?» (Учащиеся высказывают свои догадки)

Спасибо вам за версии. Ведь действительно многое удивляет: до сих пор нет свидетельств, что в саркофаге когда-то покоился Хеопс. Да и кража исключена, ника­ких следов разорения не осталось. Возможно, саркофаг, был поставлен сюда еще при строительных работах. А может быть, его втянули какими-то подъемниками, так как у камеры царя есть углубления, чем-то напоминают приспособления древних механизмов. Но все это лишь гипотезы.

А что саркофаг частично попорчен, так это туристы отбивали кусочки на память. Предполагается, что на­стоящая усыпальница фараона где-то в другом месте, но оно еще не найдено.

Посмотрите наверх. Из камеры выходят 2 шахты (уз­кие, 20 на 20 см). Сегодня в них приборы для вентиля­ции и снижения влажности с 90% до 60%, как и за пре­делами пирамиды. Какое же было первоначальное пред­назначение этих шахт, неизвестно.

Таким образом, пирамиды полны загадок, требующих решения. И быть может, именно наша экскурсия при­близит вас к разгадкам этих великих тайн прошлого.

4. «Загадки пирамид» - эвристическая работа учащихся и фиксация версий по группам:

  • Зачем строили?

  • Как строили (если учесть, что не знали железа, колеса, мощной подъемной техники)?

  • Кто строил?

- Почему перестали строить?

  • Почему различаются размеры пирамид (Хеопса, Хефрена, Микерина)?

  • Почему пирамиды плато Гизе выстроены по «оси»?

  • Почему пирамида Микерина отклонена от «оси»?

  • Почему пирамиду Хеопса водрузили на скале (7 м высотой), а не сдвинули постройку на гладкое, более удоб­ное место?

  • Каково предназначение «малых пирамид»?

  • Зачем построены камеры в пирамиде Хеопса, если учесть, что саркофаги пусты, мертвых тел нет, следов разорения тоже?

-Как объяснить уникальную точность построек: точность отклонения по горизонтали - меньше 2 см! между каменными блоками невозможно просунуть даже иглу!

  • Зачем из камер Великой пирамиды выходят шахты • (узкие 20x20 см)?

  • Почему вход в пирамиду Хеопса находится на вы соте 1.4 м от земли?

  • В 1954г. ученые обнаружили недалеко от пирамид большую кедровую лодку длинной 43,5м. Каково ее пред­назначение?

  • Чем объяснить, что грани пирамид очень точно ори­ентированы по сторонам света?

  1. Предлагается разобрать «звездную версию» анг­лийских египтологов (90-е годы XX в.), чтобы хоть както приблизиться к разгадке тайн пирамид. Эту версию с помощью наглядного материала схем Великой пирами­ды, комплекса Гизе и созвездия Ориона относительно Млечного пути излагает ученик - эксперт. Во время рабо­ты «эксперта» группы фиксируют тезисы «звездной вер­сии» и высказываются по их поводу.


2. «Звездная» версия Роберта, Бьювела и Рудольфа Р&вттенбринт,

Ученик-эксперт: Великие пирамиды - единственное уцелевшее в веках «чудо света». Тайны пирамид волнова­ли многие поколения людей. Почему именно так распо­ложены, а не иначе? Почему различаются размеры? За­чем в пирамидах шахты? и.т.д. Вот и вы сейчас ломали головы, пытаясь разгадать хотя бы некоторые тайны.

Я же хочу познакомить вас с одной из последних ги­потез английских египтологов 90-х годов XX в. Она ста­ла результатом исследований инженера - строителя Ро­берта Бьювела и специалиста по вентиляции Рудольфа Гантенбринка.


Работа по схеме.

Схема пирамиды Хеопса в разрезе: 1 - камера царя,

2 - большая еалерея, 3 - камера царицы, 4 г вход,

5 - камера в скале, 6 - Сириус, 7 - Орион, 8 - Ад-Нитар,

9 - Малая Медведица, 10 - Большая Медведица.

Пирамиды расположены в Мемфисском некрополе, недалеко от Каира, на площади. 8 на 3 км. Для Великих пирамид выбрано совершенно конкретное место - ска­листое плато Гизе, площадью 2 на 1 км, вблизи Нила, причем у берега, резко обрывающегося вниз к реке. По­чему из всего комплекса Мемфиса было выбрано это неудобное место? Ученые сегодня доказали, что на плато Гизе, где выстроены Великие пирамиды, скалы, а в основании пирамиды Хеопса, скала высотой 7 метров, Древним строителям пришлось, вероятно, затратить много сил, чтобы совместить скалу с постройкой.

Западнее плато нет скалы и поверхность ровнее. По­чему же строители древности не сдвинула постройку, а воздвигали именно здесь? Посмотрите на схему.


Схема плато Гизе ( (Мемфиский некрополь):

  1. - пирамида Хеопса,

  2. - Кефрена,

8 - Микерина,

4 ~ река Нил




Великие пирамиды размещены диагонально, с севе­ро-востока на юго-запад. Это уже само до себе, загадочно. Более того, третья пирамида Микерина отклоняется от осп и сильно отличается, в размера она гораздо мень­ше, Каковы Ваши версии? (Дети высказываются):

Ответить на этот и другие вопросы помог любитель­ский снимок ночного египетского неба и расчеты, сде­ланные Р. Бьювелом.


«Карта звездного неба

  1. - пояс Ориона,

  2. - Млечный пить.


Посмотрите на схему пояса Ориона относительно Млечного пути. Что вы заметили? Ваше мнение?

Действительно, карта звездного неба и карта Мемфисского некрополя почти идентичны. Взаимное распо­ложение Нила и пирамид повторяет размещение звезд пояса Ориона и Млечного пути (своего рода «Звездного Нила»). Возникает версия: пирамиды выстроены но единому плану, основанному на астрономических наблюде­ниях. Что это: прихоть фараона или еще что-нибудь?

Изучение «текстов пирамид» показало, что египтя­не были превосходными астрономами, знали звезды, составляли карты, изображали их на саркофагах и в гроб­ницах. Оказывается, согласно заупокойному культу, именно звезды они считали богами и душами умерших. Получается, что у египтян был развит «звездный» культ.

Египтяне отождествляли Нил с Млечным путем. Подобно тому, как Нил делит страну на 2 половины, так и Млечный путь делит ночное небо. Они верили в «косми­ческий» Египет, думая, что там обитают души умер­ших, Р. Бьювел считает, что именно этим руководство­вались создатели пирамид, выбирая плато Гизе, Соглас­но его гипотезе все пирамиды сориентированы по звез­дам, так как существовало представление о посмертном перерождении фараона в звезду созвездия Осириса г Ориона, Вот почему выбрано плато Гизе. Посмотрите, ведь расположение пирамид по отношению друг к другу точно повторяет расположение звезд пояса. Ориона.

Вопрос: «Почему же отклоняется и отличается в раз­мерах пирамида Микерина»? (По «карте звездного неба» дети легко находят ответ.)

Действительно, третья звезда, как и пирамида Ми­керина, отклонена от оси, а свечение и яркость звезд со­ответствует размерам пирамид; Хеопса - 147 м» Хефрена - 137, Микерина - 82, Теперь можно предположить, почему именно так, а не иначе расположены шахты в самой пирамиде.

Эксперт прорисовывает мелом продолжение шахт от пирамиды.

Историки, астрономы, математики сделали расчеты, согласно которым продление осей шахт приводит к тому, что первая выходит из камеры прямо на главную звезду пояса Ориона –

Ал-Нитар (она по мифам считается звез­дой Осириса, то есть фараона), вторая, из камеры цари­цы, - на Сириус, то есть звезду богини Исиды. Две дру­гие - на важные созвездия египетского культа: Малая и Большая Медведицы.

Конечно, это далеко не все разгадки и предположе­ния. Секретов еще очень много. Но решение хотя бы не­которых уже большая удача,

6. Группы должны, решив задачи на строитель­ные расчеты, объяснить следующие высказывания:

«Все на земле боится времени, но само время бо­ится пирамид» (арабский писатель XIII в.).

«То, что мне было суждено сотворить, было ве­лико» (египетский зодчий Инени).

Задача. 1. Известно, что пирамида Микерина состо­ит из 250 тысяч глыб весом по 2,5 тонны каждая. Создавали пирамиду около 10 лет. Рассчитать, сколько при­ходилось перевозить известняка в день и час (количе­ство +масса), если принять световой день за 10 часов.

Задача. Известно, что пирамида Хеопса состоит из 2,3 млн. глыб весом по 2,5 тонны каждая. Создавали пи­рамиду около 20 лет. Рассчитайте, сколько приходилось перевозить в день и час (количество + масса) глыб, если принять световой день за 10 часов.

Результаты расчетов поражают даже самое иску­шенное воображение - получается, что древние егип­тяне были люди просто исполинами и каким-то чудом передвигали по 6,б тонн в час и по172,5 тонны в час (по 69 блоков в день и по 7 -в час весом 2,5 тонны каждый). Эти задачи прекрасно иллюстрируют выс­казывания древних мудрецов.

7. Символико-поэтический блок заданий: груп­пам предлагается изобразить особенности древне­египетской архитектуры знаками-символами и со­чинить стихотворение о «загадках» пирамид. Объяс­нение символов и оценивание стихотворных строк идет перекрестным: путем.

Приведем пример поэтических опытов детей по теме урока.


Идут года, над ней не властно время.

Стоит скала - загадка поколений

Людей к себе манит, но все еще молчит.

Быть может, завтра с кем-нибудь заговорит?

Что дает пирамида, скажите мне, друзья.

И почему она в Египте?!

Ну почему не и нашей бы столице?!

Я же хочу посмотреть на эту чудо-царицу!

Что касается символов, здесь школьники всегда проявляют максимум фантазии. Например, изобра­жают пирамиду в огромных часах или Сфинкса, дер­жащего в лапах весы с «загадками» и версиями, или же человека в «круге вопросов».

Домашнее задание. Составить модели комплекса. Надеемся, что наш опыт окажется полезным в Гизе. Здесь проявляются творческие способности детей и максимум фантазии. В дальнейшем можно сделать выставку изготовленных пирамид. (Цветные иллюстрации к статье помещены на вклейке.) дать школьную выставку работ учащихся с выявлени­ем победителей по номинациям: «самая оригинальная идея», «самый оригинальный материал», «удивитель­ная точность» и т.д.

Подведение итогов урока провести с помощью листа самооценки.

Такая форма развивает у детей самокритичность, аналитические качества, навыки комментирования
оценок в целом повышает уровень самостоятель­
ности и ответственности).

Возможны разные варианты листов самооценки, например:





Фамилия, имя

Количество

ответов

Оценка -









Этапы работы

Степень участия:

активная, средняя,

не участвовал (а)



Самооценка по 5 балльной шкале

1. Работа по схемам

2. Анализ особенностей Египет­ской архитектуры

3. Перекрестное объяснение схем

4. «Загадки» пирамид

5. Анализ «звездной версии»

6. Задачи с комментариями

7. Символико-поэтический блок



3. Итоги







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!