Урок « Архитектура Древнего Египта»
Тип урока; повторительно-обобщающий по разделу «Архитектура Древнего Египта»
Цели и задачи: повторение основных архитектурных построек Древнего Египта, их видов, архитектурных элементов; закрепление терминологии но храмам, гробницам, градостроению; развитие творчески - эвристических способностей детей в работе над секретами пирамид ; закрепление навыков работы со схемами, знаками-символами; развитие экскурсоводческих умений, навыков моделирования, историка- культурологического реконструирования, систематизации и интеграции знаний по различным предметам (истории, ИЗО, черчению, алгебре и геометрии, астрономии, литературе).
Оборудование: учебник, искусствоведческие сборники; слайды, видео, мультимедиа материалы по архитектуре Египта (схемы Великой пирамиды, комплекса в Гизе, созвездия Ориона относительно Млечного пути); маркеры и листы для символики; листы самооценки для груш; калькуляторы,
Ход урока. Учитель ставит задачи для работы по группам (группы получают задания в конвертах);
1. Нарисовать схему пирамиды или храма,
Во время работы двух учеников над схемами группы отвечают на вопросы: основные виды построек; идеи, которыми руководствовались зодчие Древнего Египта; планировка городов Древнего Египта.
Объяснение схемы перекрестным путем (1-я группа объясняет схему, нарисованную 2-й группой, и наоборот),
Экскурсии к Великой пирамиде, («Экскурсоводы» работают по слайдам, схемам комплекса Гизе и пирамиды Хеопса.);
1, «Экскурсия» к Великой пирамиде, Первый «экскурсовод». Здравствуйте, дорогие экскурсанты! Сегодня мы с Вами совершим необыкновенное путешествие к самой таинственной и мощной пирамиде Хуфу, или в греческом варианте - Хеопса. Вообразим, что позади 10 км пути из Каира. Мы в предместье Гизе, и на площади нас уже поджидают верблюды, на которых мы отправимся в пустыню, к Большой пирамиде. Пока мы путешествуем, сообщу вам некоторые исторические факты,
Пирамида Хеопса была построена, по мнению большинства ученых-египтологов, около 2560 г. до н.э.
Вопрос «экскурсантам»: «Не слышали ли вы других версий о датах постройки?»
Тип урока; повторительно-обобщающий по разделу «Архитектура Древнего Египта»,
Цели и задачи: повторение основных архитектурных построек Древнего Египта, их видов, архитектурных элементов; закрепление терминологии но храмам, гробницам, градостроению; развитие творчески - эвристических способностей детей в работе над секретами пирамид ; закрепление навыков работы со схемами, знаками - символами; развитие экскурсоводческих умений, навыков моделирования, историко- культурологической реконструкции, систематизации и интеграции знаний по различным предметам (истории, ИЗО, черчению, алгебре и геометрии, астрономии, литературе).
Оборудование: учебник, искусствоведческие сборники; слайды, видео, мультимедиа, материалы по архитектуре Египта (схемы Великой пирамиды, комплекса в Гизе, созвездия Ориона относительно Млечного пути); маркеры и листы для символики; листы самооценки для групп; калькуляторы,
Ход урока. Учитель ставит задачи для работы по группам (группы получают задания в конвертах);
1. Нарисовать схему пирамиды или храма.
Во время работы двух учеников над схемами группы отвечают на вопросы: основные виды построек; идеи, которыми руководствовались зодчие Древнего Египта; планировка городов Древнего Египта.
Объяснение схемы перекрестным путем (1-я группа объясняет схему, нарисованную 2-й группой, и наоборот),
Экскурсии к Великой пирамиде, («Экскурсоводы» работают по слайдам, схемам комплекса Гизе и пирамиды Хеопса.);
«Экскурсия» к Великой пирамиде. Первый «экскурсовод». Здравствуйте, дорогие экскурсанты! Сегодня мы с Вами совершим необыкновенное путешествие к самой таинственной и мощной пирамиде Хуфу, или в греческом варианте - Хеопса. Вообразим, что позади 10 км пути из Каира. Мы в предместье Гизе, и на площади нас уже поджидают верблюды, на которых мы отправимся в пустыню, к Большой пирамиде. Пока мы путешествуем, сообщу вам некоторые исторические факты,
Пирамида Хеопса была построена, по мнению большинства ученых-египтологов, около 2560 г. до н.э.
Вопрос «экскурсантам»: «Не слышали ли вы других версий о датах постройки?»
камеры фараона. Войдем в нее. Это прямоугольник длиной более 10 метров, шириной более 5, высотой - почти 6. Камера отделана черным отшлифованным гранитом, привезенным из Асуана. Блоки, что над нашими головами, весят по 80 тонн каждый, они тщательно отшлифованы и подогнаны друг к другу. Сегодня такая точнейшая обработка потребовала бы сложнейших технологий и сверхпрочных инструментов. Как древние египтяне это делали, трудно понять, ведь на обработанных поверхностях нет ни малейшего следа режущих инструментов.
В западном углу камеры - гранитный саркофаг. Это каменный ящик, который, как можно заметить, ни в один проем пирамиды свободно не пройдет.
Вопрос к «экскурсантам»: «Как вы думаете, что это может означать?» (Учащиеся высказывают свои догадки)
Спасибо вам за версии. Ведь действительно многое удивляет: до сих пор нет свидетельств, что в саркофаге когда-то покоился Хеопс. Да и кража исключена, никаких следов разорения не осталось. Возможно, саркофаг, был поставлен сюда еще при строительных работах. А может быть, его втянули какими-то подъемниками, так как у камеры царя есть углубления, чем-то напоминают приспособления древних механизмов. Но все это лишь гипотезы.
А что саркофаг частично попорчен, так это туристы отбивали кусочки на память. Предполагается, что настоящая усыпальница фараона где-то в другом месте, но оно еще не найдено.
Посмотрите наверх. Из камеры выходят 2 шахты (узкие, 20 на 20 см). Сегодня в них приборы для вентиляции и снижения влажности с 90% до 60%, как и за пределами пирамиды. Какое же было первоначальное предназначение этих шахт, неизвестно.
Таким образом, пирамиды полны загадок, требующих решения. И быть может, именно наша экскурсия приблизит вас к разгадкам этих великих тайн прошлого.
4. «Загадки пирамид» - эвристическая работа учащихся и фиксация версий по группам:
- Почему перестали строить?
Почему различаются размеры пирамид (Хеопса, Хефрена, Микерина)?
Почему пирамиды плато Гизе выстроены по «оси»?
Почему пирамида Микерина отклонена от «оси»?
Почему пирамиду Хеопса водрузили на скале (7 м высотой), а не сдвинули постройку на гладкое, более удобное место?
Каково предназначение «малых пирамид»?
Зачем построены камеры в пирамиде Хеопса, если учесть, что саркофаги пусты, мертвых тел нет, следов разорения тоже?
-Как объяснить уникальную точность построек: точность отклонения по горизонтали - меньше 2 см! между каменными блоками невозможно просунуть даже иглу!
Зачем из камер Великой пирамиды выходят шахты • (узкие 20x20 см)?
Почему вход в пирамиду Хеопса находится на вы соте 1.4 м от земли?
В 1954г. ученые обнаружили недалеко от пирамид большую кедровую лодку длинной 43,5м. Каково ее предназначение?
Чем объяснить, что грани пирамид очень точно ориентированы по сторонам света?
Предлагается разобрать «звездную версию» английских египтологов (90-е годы XX в.), чтобы хоть както приблизиться к разгадке тайн пирамид. Эту версию с помощью наглядного материала схем Великой пирамиды, комплекса Гизе и созвездия Ориона относительно Млечного пути излагает ученик - эксперт. Во время работы «эксперта» группы фиксируют тезисы «звездной версии» и высказываются по их поводу.
2. «Звездная» версия Роберта, Бьювела и Рудольфа Р&вттенбринт,
Ученик-эксперт: Великие пирамиды - единственное уцелевшее в веках «чудо света». Тайны пирамид волновали многие поколения людей. Почему именно так расположены, а не иначе? Почему различаются размеры? Зачем в пирамидах шахты? и.т.д. Вот и вы сейчас ломали головы, пытаясь разгадать хотя бы некоторые тайны.
Я же хочу познакомить вас с одной из последних гипотез английских египтологов 90-х годов XX в. Она стала результатом исследований инженера - строителя Роберта Бьювела и специалиста по вентиляции Рудольфа Гантенбринка.
Работа по схеме.
Схема пирамиды Хеопса в разрезе: 1 - камера царя,
■2 - большая еалерея, 3 - камера царицы, 4 г вход,
5 - камера в скале, 6 - Сириус, 7 - Орион, 8 - Ад-Нитар,
9 - Малая Медведица, 10 - Большая Медведица.
Пирамиды расположены в Мемфисском некрополе, недалеко от Каира, на площади. 8 на 3 км. Для Великих пирамид выбрано совершенно конкретное место - скалистое плато Гизе, площадью 2 на 1 км, вблизи Нила, причем у берега, резко обрывающегося вниз к реке. Почему из всего комплекса Мемфиса было выбрано это неудобное место? Ученые сегодня доказали, что на плато Гизе, где выстроены Великие пирамиды, скалы, а в основании пирамиды Хеопса, скала высотой 7 метров, Древним строителям пришлось, вероятно, затратить много сил, чтобы совместить скалу с постройкой.
Западнее плато нет скалы и поверхность ровнее. Почему же строители древности не сдвинула постройку, а воздвигали именно здесь? Посмотрите на схему.
Схема плато Гизе ( (Мемфиский некрополь): - пирамида Хеопса,
- Кефрена,
8 - Микерина,
4 ~ река Нил
Великие пирамиды размещены диагонально, с северо-востока на юго-запад. Это уже само до себе, загадочно. Более того, третья пирамида Микерина отклоняется от осп и сильно отличается, в размера она гораздо меньше, Каковы Ваши версии? (Дети высказываются):
Ответить на этот и другие вопросы помог любительский снимок ночного египетского неба и расчеты, сделанные Р. Бьювелом.
«Карта звездного неба
- пояс Ориона,
- Млечный пить.
Посмотрите на схему пояса Ориона относительно Млечного пути. Что вы заметили? Ваше мнение?
Действительно, карта звездного неба и карта Мемфисского некрополя почти идентичны. Взаимное расположение Нила и пирамид повторяет размещение звезд пояса Ориона и Млечного пути (своего рода «Звездного Нила»). Возникает версия: пирамиды выстроены но единому плану, основанному на астрономических наблюдениях. Что это: прихоть фараона или еще что-нибудь?
Изучение «текстов пирамид» показало, что египтяне были превосходными астрономами, знали звезды, составляли карты, изображали их на саркофагах и в гробницах. Оказывается, согласно заупокойному культу, именно звезды они считали богами и душами умерших. Получается, что у египтян был развит «звездный» культ.
Египтяне отождествляли Нил с Млечным путем. Подобно тому, как Нил делит страну на 2 половины, так и Млечный путь делит ночное небо. Они верили в «космический» Египет, думая, что там обитают души умерших, Р. Бьювел считает, что именно этим руководствовались создатели пирамид, выбирая плато Гизе, Согласно его гипотезе все пирамиды сориентированы по звездам, так как существовало представление о посмертном перерождении фараона в звезду созвездия Осириса г Ориона, Вот почему выбрано плато Гизе. Посмотрите, ведь расположение пирамид по отношению друг к другу точно повторяет расположение звезд пояса. Ориона.
Вопрос: «Почему же отклоняется и отличается в размерах пирамида Микерина»? (По «карте звездного неба» дети легко находят ответ.)
Действительно, третья звезда, как и пирамида Микерина, отклонена от оси, а свечение и яркость звезд соответствует размерам пирамид; Хеопса - 147 м» Хефрена - 137, Микерина - 82, Теперь можно предположить, почему именно так, а не иначе расположены шахты в самой пирамиде.
Эксперт прорисовывает мелом продолжение шахт от пирамиды.
Историки, астрономы, математики сделали расчеты, согласно которым продление осей шахт приводит к тому, что первая выходит из камеры прямо на главную звезду пояса Ориона –
Ал-Нитар (она по мифам считается звездой Осириса, то есть фараона), вторая, из камеры царицы, - на Сириус, то есть звезду богини Исиды. Две другие - на важные созвездия египетского культа: Малая и Большая Медведицы.
Конечно, это далеко не все разгадки и предположения. Секретов еще очень много. Но решение хотя бы некоторых уже большая удача,
6. Группы должны, решив задачи на строительные расчеты, объяснить следующие высказывания:
«Все на земле боится времени, но само время боится пирамид» (арабский писатель XIII в.).
«То, что мне было суждено сотворить, было велико» (египетский зодчий Инени).
Задача. 1. Известно, что пирамида Микерина состоит из 250 тысяч глыб весом по 2,5 тонны каждая. Создавали пирамиду около 10 лет. Рассчитать, сколько приходилось перевозить известняка в день и час (количество +масса), если принять световой день за 10 часов.
Задача. Известно, что пирамида Хеопса состоит из 2,3 млн. глыб весом по 2,5 тонны каждая. Создавали пирамиду около 20 лет. Рассчитайте, сколько приходилось перевозить в день и час (количество + масса) глыб, если принять световой день за 10 часов.
Результаты расчетов поражают даже самое искушенное воображение - получается, что древние египтяне были люди просто исполинами и каким-то чудом передвигали по 6,б тонн в час и по172,5 тонны в час (по 69 блоков в день и по 7 -в час весом 2,5 тонны каждый). Эти задачи прекрасно иллюстрируют высказывания древних мудрецов.
7. Символико-поэтический блок заданий: группам предлагается изобразить особенности древнеегипетской архитектуры знаками-символами и сочинить стихотворение о «загадках» пирамид. Объяснение символов и оценивание стихотворных строк идет перекрестным: путем.
Приведем пример поэтических опытов детей по теме урока.
Идут года, над ней не властно время.
Стоит скала - загадка поколений
Людей к себе манит, но все еще молчит.
Быть может, завтра с кем-нибудь заговорит?
Что дает пирамида, скажите мне, друзья.
И почему она в Египте?!
Ну почему не и нашей бы столице?!
Я же хочу посмотреть на эту чудо-царицу!
Что касается символов, здесь школьники всегда проявляют максимум фантазии. Например, изображают пирамиду в огромных часах или Сфинкса, держащего в лапах весы с «загадками» и версиями, или же человека в «круге вопросов».
Домашнее задание. Составить модели комплекса. Надеемся, что наш опыт окажется полезным в Гизе. Здесь проявляются творческие способности детей и максимум фантазии. В дальнейшем можно сделать выставку изготовленных пирамид. (Цветные иллюстрации к статье помещены на вклейке.) дать школьную выставку работ учащихся с выявлением победителей по номинациям: «самая оригинальная идея», «самый оригинальный материал», «удивительная точность» и т.д.
Подведение итогов урока провести с помощью листа самооценки.
Такая форма развивает у детей самокритичность, аналитические качества, навыки комментирования
оценок в целом повышает уровень самостоятель
ности и ответственности).
Возможны разные варианты листов самооценки, например:
Фамилия, имя | Количество ответов | Оценка - |
| | |
| | |
Этапы работы | Степень участия: активная, средняя, не участвовал (а) | Самооценка по 5 балльной шкале |
1. Работа по схемам 2. Анализ особенностей Египетской архитектуры 3. Перекрестное объяснение схем 4. «Загадки» пирамид 5. Анализ «звездной версии» 6. Задачи с комментариями 7. Символико-поэтический блок | | |
3. Итоги | | |