СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Две жизненные позиции (по повести Л.Н. Толстого "Кавказский пленник") по учебнику Г.С. Меркина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Две жизненные позиции (по повести Л.Н. Толстого "Кавказский пленник") по учебнику Г.С. Меркина»

Урок литературы в 5 классе:

ДВЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ В РАССКАЗЕ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ХУДОЖСТВЕННАЯ ИДЕЯ РАССКАЗА.


Цели: выявление мотивов поступков героев, художественной идеи рассказа; формирование навыков выразительного чтения, воспитание гуманистического мировоззрения.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент. Актуализация знаний.

  1. Действие рассказа происходит:

А) весной Б) летом В) зимой Г) осенью

2. Кто написал Жилину письмо на службу:

А) брат Б) жена В) старуха-мать Г) товарищ

3. Жилин поехал домой:

А)лечиться Б) повидать жену и детей В) проведать мать Г) отдохнуть

  1. Сначала Жилин поехал:

А)один Б) с обозом В)вдвоём с Костылиным Г) обратно в крепость

  1. Офицеры оказались одни, потому что:

А)других всех убили Б)обоз шёл медленно, они не хотели ждать

В)торопились Г) лошади были ранены

  1. У Жилина:

А)        было ружье Б)       не было ружья

В)       ружье он потерял. Г) он его оставил в крепости

  1. Какой выкуп требовали за пленника Жилина:

А) 1000 рублей Б) 500 рублей В) 100 рублей Г) 3000 монет

  1. Жилин был:

А)        бедным Б)      богатым

В)       об этом в рассказе не говорится Г) барином

  1. Костылин попал в плен:

А)        вместе с Жилиным Б)       отдельно от него

В)       он не попал в плен Г) случайно отстал от обоза


  1. Дине было:

А)        10 лет Б)       17 лет

В)       13 лет Г) 7 лет


  1. Пленных держали:

А)        в сарае Б)       в доме В)       в мечети Г) в подвале

  1. Что такое сакля?

А) жилище кавказских горцев Б) еда кавказцев

В) материал, которым покрывали крышу Г) одежда

  1. Жилин лепил кукол:

А)        из хлеба Б)       из глины В)       из пластилина Г) из воска

  1. Что починил Жилин Абдулу?

А) старые часы Б) телевизор В) музыкальный инструмент Г) ничего


  1. Жилин вылечил татарина:

А)        потому что был врачом Б)       вспомнил способ лечения, о котором когда-то читал

В)       случайно так получилось. Г) вспомнил, как лечила его мать

 

  1. Пленников велел убить:

А)        красный татарин Б)       старик

В)       черный татарин. Г) Дина


  1. Офицеры были в плену:

А)        неделю Б)       меньше месяца

В)       больше месяца Г) полгода

  1. Костылин не мог бежать из плена, потому что:

А)        испугался Б)       разболелся

в)       надеялся и ждал, что его выкупят. Г) струсил

  1. Жилину помогли бежать:

А)        Дина Б)       красный татарин

В)       Костылин Г) товарищи из крепости


  1. Жилин, находясь у татар:

А)        сразу убежал Б)       бежал дважды один

В)       остался у татар до выкупа Г) бежал сначала с Костылиным, потом один


  1. Жилин вернулся в крепость:

А)        на коне Б)       в колодках пешком

В)       его привели татары Г) выкупили товарищи


21- «5» 16- 20-«4» 9-15 –«3» 0-8-«2»



  1. Анализ глав 4-6.

- Как Жилин готовится к побегу? Принимает ли Костылин участие в подкопе? Пытается ли он чем - то помочь?

-Найдите в тексте описание природы. Как оно помогает понять описание состояния героя?

- Какое события укрепило решение бежать как можно быстерее?

- Как реагирует Костылин на предложение Жилина немедленно бежать?

- Как ведут себя Жилин и Костылин, выбираясь из сарая?

- Как ведут себя во время побега Жилин и Костылин?

- Почему Жилин не оставил товарища даже после того, как Костылин выдал обоих? Тяжело ли Жилину? Найдите слова, которые подтверждают вашу мысль?

- Как объясняется поведение Костылина?

- Какие качества характера проявляют герои? (работа с таблицей. Которую учащиеся подготовили дома).

- Почему побег не удался?

- Жилин не смирился с неудачей. Он полон решимости начать подготовку к новому побегу. Как его это характеризует?

- Смог ли Жилин осуществить побег, если бы ему не помогла Дина?

- Почему Дина помогает Жилину? (Детская душа восприимчива к доброте и любви. В жестоком окружающем мире Дина нашла эти качества в Жилине, поэтому и помогает ему).

- Жилин снова зовет Костылина, зная, что он станет обузой. Почему, зная все это, Жилин не отступается?

- Какими словами, формами слов передает автор отношение своего героя к Дине? (глазенки, коленочки, Динушка).

- Как описана ночь побега? Создается ли впечатление, что все двигается вместе с Жилиным?

  1. Исследовательская работа с текстом.

Прочитайте фрагмент от слов «Вгляделся – видит: ружья блестят…» до конца рассказа. Какая часть речи передает состояние героя? Почему именно эту часть речи выбирает автор?

  1. Работа с учебником. Чтение статья «Сюжет и фабула».

- Что такое сюжет? Фабула? Всегда ли они совпадают?

Определите завязку, кульминацию и развязку рассказа.

  1. Итоги урока.

- Почему рассказ Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

- Почему Л.Н.Толстой поместил свой рассказ в четвертую книгу для чтения? Что должны осознать юные читатели?

Необходимо понять, что нельзя враждовать, разделяя людей по национальному признаку вероисповеданию. Татарка Дина спасла русского Жилина, в то время, как Костылин несколько раз предал его. Нужно ценить в людях умение трудиться, быть верными дружбе, мужественными, искренними, любящими и непримиримымы к пассивности.

  1. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!