Урок литературы в 5 классе:
ДВЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ В РАССКАЗЕ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ХУДОЖСТВЕННАЯ ИДЕЯ РАССКАЗА.
Цели: выявление мотивов поступков героев, художественной идеи рассказа; формирование навыков выразительного чтения, воспитание гуманистического мировоззрения.
ХОД УРОКА.
Оргмомент. Актуализация знаний.
Действие рассказа происходит:
А) весной Б) летом В) зимой Г) осенью
2. Кто написал Жилину письмо на службу:
А) брат Б) жена В) старуха-мать Г) товарищ
3. Жилин поехал домой:
А)лечиться Б) повидать жену и детей В) проведать мать Г) отдохнуть
Сначала Жилин поехал:
А)один Б) с обозом В)вдвоём с Костылиным Г) обратно в крепость
Офицеры оказались одни, потому что:
А)других всех убили Б)обоз шёл медленно, они не хотели ждать
В)торопились Г) лошади были ранены
У Жилина:
А) было ружье Б) не было ружья
В) ружье он потерял. Г) он его оставил в крепости
Какой выкуп требовали за пленника Жилина:
А) 1000 рублей Б) 500 рублей В) 100 рублей Г) 3000 монет
Жилин был:
А) бедным Б) богатым
В) об этом в рассказе не говорится Г) барином
Костылин попал в плен:
А) вместе с Жилиным Б) отдельно от него
В) он не попал в плен Г) случайно отстал от обоза
Дине было:
А) 10 лет Б) 17 лет
В) 13 лет Г) 7 лет
Пленных держали:
А) в сарае Б) в доме В) в мечети Г) в подвале
Что такое сакля?
А) жилище кавказских горцев Б) еда кавказцев
В) материал, которым покрывали крышу Г) одежда
Жилин лепил кукол:
А) из хлеба Б) из глины В) из пластилина Г) из воска
Что починил Жилин Абдулу?
А) старые часы Б) телевизор В) музыкальный инструмент Г) ничего
Жилин вылечил татарина:
А) потому что был врачом Б) вспомнил способ лечения, о котором когда-то читал
В) случайно так получилось. Г) вспомнил, как лечила его мать
Пленников велел убить:
А) красный татарин Б) старик
В) черный татарин. Г) Дина
Офицеры были в плену:
А) неделю Б) меньше месяца
В) больше месяца Г) полгода
Костылин не мог бежать из плена, потому что:
А) испугался Б) разболелся
в) надеялся и ждал, что его выкупят. Г) струсил
Жилину помогли бежать:
А) Дина Б) красный татарин
В) Костылин Г) товарищи из крепости
Жилин, находясь у татар:
А) сразу убежал Б) бежал дважды один
В) остался у татар до выкупа Г) бежал сначала с Костылиным, потом один
Жилин вернулся в крепость:
А) на коне Б) в колодках пешком
В) его привели татары Г) выкупили товарищи
21- «5» 16- 20-«4» 9-15 –«3» 0-8-«2»
Анализ глав 4-6.
- Как Жилин готовится к побегу? Принимает ли Костылин участие в подкопе? Пытается ли он чем - то помочь?
-Найдите в тексте описание природы. Как оно помогает понять описание состояния героя?
- Какое события укрепило решение бежать как можно быстерее?
- Как реагирует Костылин на предложение Жилина немедленно бежать?
- Как ведут себя Жилин и Костылин, выбираясь из сарая?
- Как ведут себя во время побега Жилин и Костылин?
- Почему Жилин не оставил товарища даже после того, как Костылин выдал обоих? Тяжело ли Жилину? Найдите слова, которые подтверждают вашу мысль?
- Как объясняется поведение Костылина?
- Какие качества характера проявляют герои? (работа с таблицей. Которую учащиеся подготовили дома).
- Почему побег не удался?
- Жилин не смирился с неудачей. Он полон решимости начать подготовку к новому побегу. Как его это характеризует?
- Смог ли Жилин осуществить побег, если бы ему не помогла Дина?
- Почему Дина помогает Жилину? (Детская душа восприимчива к доброте и любви. В жестоком окружающем мире Дина нашла эти качества в Жилине, поэтому и помогает ему).
- Жилин снова зовет Костылина, зная, что он станет обузой. Почему, зная все это, Жилин не отступается?
- Какими словами, формами слов передает автор отношение своего героя к Дине? (глазенки, коленочки, Динушка).
- Как описана ночь побега? Создается ли впечатление, что все двигается вместе с Жилиным?
Исследовательская работа с текстом.
Прочитайте фрагмент от слов «Вгляделся – видит: ружья блестят…» до конца рассказа. Какая часть речи передает состояние героя? Почему именно эту часть речи выбирает автор?
Работа с учебником. Чтение статья «Сюжет и фабула».
- Что такое сюжет? Фабула? Всегда ли они совпадают?
Определите завязку, кульминацию и развязку рассказа.
Итоги урока.
- Почему рассказ Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
- Почему Л.Н.Толстой поместил свой рассказ в четвертую книгу для чтения? Что должны осознать юные читатели?
Необходимо понять, что нельзя враждовать, разделяя людей по национальному признаку вероисповеданию. Татарка Дина спасла русского Жилина, в то время, как Костылин несколько раз предал его. Нужно ценить в людях умение трудиться, быть верными дружбе, мужественными, искренними, любящими и непримиримымы к пассивности.
Домашнее задание.
Письменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?