СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - дискуссия по литературе на тему "Тема семьи в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:развивать умение рассуждать, мыслить, способствовать воспитанию чувства ответственности и долга.

Просмотр содержимого документа
«Урок - дискуссия по литературе на тему "Тема семьи в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".»

МКОУ «Утамышская СОШ»






Разработка


открытого урока по литературе


в 10 классе


на тему:


«Тема семьи в романе Л.Н.Толстого « Война и мир».







Саидова Зумруд Османовна,

учитель русского языка и литературы.







2017г.










Тема урока: «Тема семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».


Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний, развивать умение обобщать, рассуждать, мыслить.

Задачи:

Образовательные: раскрыть понятие “мысль семейная» показать идеал семейной жизни, простого человеческого счастья, основанных на здоровых нравственных началах, выявить авторский взгляд на тему семьи.


Развивающие: развитие коммуникативной компетенции: монологической речи, умения вести диалог с использованием оценочной лексики в группах, создавать собственные тексты; развитие эмоционально-образного, аналитического мышления;

Воспитательные:  осознание вечных жизненных ценностей: семьи, детей, любви; формирование собственного семейного идеала обучающихся.

Тип урока: урок – дискуссия.

Эпиграф:

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».

Ход урока.

1.Организационный момент.

(Приветствие).

2.Проверка д/з.

(Пословицы и поговорки о семье, о воспитании детей в семье).

3.Словарная работа.

Семья – группа живущих вместе родственников.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.


Слово учителя.

Л.Н.Толстой – тонкий исследователь человеческой души. Он утверждал, что люди как реки, у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, ее уклад.

Автор считает, что нравственным стержнем семьи должна быть мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства.

Мать – синоним мира у Толстого.

Чтение эпиграфа.

Вопрос. А что такое семья по мнению Л.Толстого? Как вы думаете?

(Ответы учащихся)

Л.Н.Толстой всегда придерживался народной точки зрения на семью с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на доброте и правде. Он говорил: «Нет красоты там, где нет правды».

Давайте же на минуту заглянем в творческую лабораторию Л.Н.Толстого и познакомимся с традициями и обычаями трех семей (Ростовых, Болконских и Курагиных), так ярко обрисованных писателем.

-Представителей этих семей прошу занять свои места.

(Вопрос к представителям каждой семьи.)

- По каким принципам строились семейные взаимоотношения в семье Ростовых?

(Слайд №1)


  • Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Именины Ростовых” (том 1, часть1, главы 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17) и заполните предложенную таблицу.

  • Как вы понимаете слова Толстого “в этой семье любовный воздух”?

Слово предоставляется представителям семьи Болконских.

(Слайд №2)


  • Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Приезд князя Андрея в Лысые горы” (том 1, часть1, главы 22 – 25) и заполните предложенную таблицу.

  • Какими деталями объединяет автор членов этой семьи?


- О хороших людях можно говорить долго. А что скажут представители семьи Курагиных?

  • (Слайд №3)

  • Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Бурная сцена Пьера с женой и разрыв” (том 2, часть1, глава 6) и заполните предложенную таблицу.

  • Каковы мысли Пьера об Элен, а что думает она о нём? Скреплён ли этот союз какими-либо нравственными качествами?

  • - Семья развивает в человеке самые лучшие чувства – любви и самоотдачи, а дети, по мнению Толстого – счастье, смысл жизни, сама жизнь.

- В трудные моменты своей жизни любимые герои Толстого вспоминают только своих родителей, родных, любимых ими людей. И все это связано с родительским домом.


Песня «Родительский дом».


Рефлексия.

- С чего же начинается семья, по Толстому?

-На чем держится?

-Что не приемлет Л.Н.Толстой?


- Наше время – особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья – это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили (перечисление принципов, определяющих семью, обращаясь к модели). Я надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните наш сегодняшний урок и это поможет вам.


Домашнее задание.

Напишите небольшое эссе на тему: «Что такое семья?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!