МКОУ «Утамышская СОШ»
Разработка
открытого урока по литературе
в 10 классе
на тему:
«Тема семьи в романе Л.Н.Толстого « Война и мир».
Саидова Зумруд Османовна,
учитель русского языка и литературы.
2017г.
Тема урока: «Тема семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний, развивать умение обобщать, рассуждать, мыслить.
Задачи:
Образовательные: раскрыть понятие “мысль семейная» показать идеал семейной жизни, простого человеческого счастья, основанных на здоровых нравственных началах, выявить авторский взгляд на тему семьи.
Развивающие: развитие коммуникативной компетенции: монологической речи, умения вести диалог с использованием оценочной лексики в группах, создавать собственные тексты; развитие эмоционально-образного, аналитического мышления;
Воспитательные: осознание вечных жизненных ценностей: семьи, детей, любви; формирование собственного семейного идеала обучающихся.
Тип урока: урок – дискуссия.
Эпиграф:
«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».
Ход урока.
1.Организационный момент.
(Приветствие).
2.Проверка д/з.
(Пословицы и поговорки о семье, о воспитании детей в семье).
3.Словарная работа.
Семья – группа живущих вместе родственников.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Слово учителя.
Л.Н.Толстой – тонкий исследователь человеческой души. Он утверждал, что люди как реки, у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, ее уклад.
Автор считает, что нравственным стержнем семьи должна быть мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства.
Мать – синоним мира у Толстого.
Чтение эпиграфа.
Вопрос. А что такое семья по мнению Л.Толстого? Как вы думаете?
(Ответы учащихся)
Л.Н.Толстой всегда придерживался народной точки зрения на семью с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на доброте и правде. Он говорил: «Нет красоты там, где нет правды».
Давайте же на минуту заглянем в творческую лабораторию Л.Н.Толстого и познакомимся с традициями и обычаями трех семей (Ростовых, Болконских и Курагиных), так ярко обрисованных писателем.
-Представителей этих семей прошу занять свои места.
(Вопрос к представителям каждой семьи.)
- По каким принципам строились семейные взаимоотношения в семье Ростовых?
(Слайд №1)
Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Именины Ростовых” (том 1, часть1, главы 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17) и заполните предложенную таблицу.
Как вы понимаете слова Толстого “в этой семье любовный воздух”?
Слово предоставляется представителям семьи Болконских.
(Слайд №2)
Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Приезд князя Андрея в Лысые горы” (том 1, часть1, главы 22 – 25) и заполните предложенную таблицу.
Какими деталями объединяет автор членов этой семьи?
- О хороших людях можно говорить долго. А что скажут представители семьи Курагиных?
(Слайд №3)
Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Бурная сцена Пьера с женой и разрыв” (том 2, часть1, глава 6) и заполните предложенную таблицу.
Каковы мысли Пьера об Элен, а что думает она о нём? Скреплён ли этот союз какими-либо нравственными качествами?
- Семья развивает в человеке самые лучшие чувства – любви и самоотдачи, а дети, по мнению Толстого – счастье, смысл жизни, сама жизнь.
- В трудные моменты своей жизни любимые герои Толстого вспоминают только своих родителей, родных, любимых ими людей. И все это связано с родительским домом.
Песня «Родительский дом».
Рефлексия.
- С чего же начинается семья, по Толстому?
-На чем держится?
-Что не приемлет Л.Н.Толстой?
- Наше время – особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья – это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили (перечисление принципов, определяющих семью, обращаясь к модели). Я надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните наш сегодняшний урок и это поможет вам.
Домашнее задание.
Напишите небольшое эссе на тему: «Что такое семья?»