СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Десятичная запись дробных чисел"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока 5 класса по теме "Десятичная запись дробных чисел"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Десятичная запись дробных чисел"»



Урок математики в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел"
Учитель: Путимцева О.В.




Цели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичную дробь.

Цели ученика: освоение понятия «десятичная дробь», освоения алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичную дробь; развитие умения применять полученные знания для решения задач и упражнений.


Задачи:

Содействовать формированию УУД:

  1. Личностных(Л): способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношения к школе, к изучению математики, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, стремление прийти на помощь в трудную минуту.

  2. Регулятивных(Р): учить в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы.

  3. Познавательных(П): развивать способность к познанию, формировать понятие «десятичная дробь»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь», алгоритма записи десятичных дробей Проверять, исправлять действия в предлагаемых заданиях, работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.

  4. Коммуникативных(К): учить детей работать группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.



Планируемые результаты:


  1. Предметные:  знать правило записи и чтения десятичных дробей, уметь правильно записывать и читать десятичные дроби, применять вычислительные навыки при решении математических заданий.

  2. Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

  3. Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, инициатива, находчивость, активность при решении математических заданий.


Оборудование: учебник «Математика 5» , индивидуальные задания, раздаточный материал для парной работы.


Методы обучения: словесный, наглядный, практический.


Тип урока: изучение нового материала


Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.













ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ХОД УРОКА


п/п

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

  1. Организационный момент. (Включение в деловой ритм. Психологический настрой на урок.)


Р. Обеспечение организации учебной деятельности.

Л. Вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проводит эмоциональный настрой на урок.

  • Приветствуют учителя,

  • проверяют готовность к уроку,

эмоциональный настрой на урок


2.

  1. Постановка темы, целей урока и мотивация деятельности


Л. Мотивация познавательного интереса, самоопределение

Р. Целеполагание, планирование, определение последовательности действий


Подготовка к формулированию целей и задач урока, организация деятельности.

Организация погружения в тему, подготовка к освоению материала.

3.

  1. Актуализация опорных знаний

Р.Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

Л. Вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам

К. Учебное сотрудничество..

Проведение математического диктанта (запись обыкновенных дробей и смешанных чисел под диктовку)

Выполнение математического диктанта. Взаимопроверка.

4.

  1. Первичное изучение новой знаний и способов действий


П. Выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К. Осознанно использовать речевые средства, сотрудничество

Р. Целеполагание как постановка учебной задачи; планирование, определение последовательности действий, оценивание способов достижения цели

Л. Умение формировать собственное мнение и позицию

Объяснение материала. Создание алгоритма.


Организация деятельности.

5

Первичное закрепление.




Физкультминутка

П. Структурирование знаний; построение логической цепи рассуждений.

К. Учебное сотрудничество.

Л. Самоопределение

Р. Элемент волевой саморегуля- ции (осознание ценности здоровья)


Организация деятельности


Работа с учебником коллективно и индивидуально с самопроверкой.

Определяют уровень своих достижений


Осознание ценности здоровья


6.

Выработка практических умений применять знания и способы действий

П. Самостоятельное выделение цели, решение проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Планирование способов взаимодействия;

К. Осознанно использовать речевые средства; сотрудничество;

Л. Развитие познавательного интереса, самоопределение

Учитель организует самостоятельную работу учащихся.

Сообщает краткие исторические сведения


Работа в паре по разгадыванию слова.

Индивидуальная работа по разгадыванию слова.





.

7

Постановка домашнего задания

Л. Самоопределение

Р. Планирование способов действий

Постановка домашнего задания. Инструктаж по выполнению


Записывают домашнее задание

8

  1. Рефлексия

Л. Самоопределение,

Р. Самооценка причин успеха (неуспеха)

К. Умение достаточно полно выражать свою мысль

Направляющими вопросами учитель узнает, что нового узнали для себя ученики,, предлагает оценить свою успешность

Обсуждают трудности и успехи на уроке. Проводят самооценку



ХОД УРОКА


1 этап. Организационный момент. (Включение в деловой ритм. Психологический настрой на урок.)


Будь внимательней, дружок,

Начинается урок.

Посмотрите всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?



2 этап. Постановка темы, целей урока и мотивация деятельности.

- Вопросы классу:

  • Какие дроби мы уже изучили? (Обыкновенные)

  • Как они записываются ?

  • Как выдумаете можно ли эти дроби записывать иначе? Более коротким способом?

- Значит, тема нашего урока "Десятичная запись дробных чисел" (Формулируется совместно с учащимися)

- Как выдумаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Формулируется цели и задачи совместно с учащимися)

- С десятичными дробями легче проводить вычислительные операции. (Мотивация)



3 этап. Актуализация опорных знаний

Математический диктант.

Записать под диктовку в тетрадках обыкновенные дроби. Затем обменяться тетрадями для взаимопроверке с ответами на доске и выставлением оценки.


  • три целых четыре десятых

  • пять целых двенадцать сотых

  • шесть целых три сотых

  • одна целая шестнадцать сотых

  • пять десятых

  • восемьдесят три тысячных


4 этап. Первичное изучение новой знаний и способов действий



- Чем похожи эти числа? (У всех дробей в знаменателе единица и нули)

-Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. После запятой ставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части

-Например: = 3, . (3,4) = 5, .. (5,12)

- Начинаем записывать числитель с последней цифры. В пустом месте ставим нуль.

= 6, .. (6, 03) = 1, .. (1,16) = 0,5 = 0,083

- Так как эти числа равны, то десятичные дроби читаются аналогично.

5 этап. Первичное закрепление.


№ 1144


Физкультминутка

№ 1145, № 1146

- Где вы в жизни встречали десятичные дроби? ( на чеках в магазине, на пакетах с молоком и кефиром, в рекламах о процентах по вкладам и кредитах и т.д.)

6 этап. Выработка практических умений применять знания и способы действий.

Игра "Прочитай слово" для работы в парах.(раздаточный материал)

Пять целых две десятых

5,02

5,2

5,002

Т

К

П

Ноль целых восемь тысячных

0,008

0,08

0,8

Е

О

У

Три целых двадцать пять тысячных

3,25

30,25

3,025

Д

В

П

Шестнадцать целых пять сотых

16,005

16,5

16,05

С

М

Л

Восемнадцать целых восемь сотых

18,8

18,08

18,008

И

Е

А

Тридцать четыре целых сто пять тысячных

34,0105

34,105

34,15

В

Р

Ц

(Зашифрованное слово КЕПЛЕР)

Из истории

-Обыкновенные дроби были известны еще в Древнем Египте примерно 3000 лет назад. Десятичные дроби появились значительно позже. Первым изложил учение о десятичных дробях знаменитый Аль-Каши в начале XV веке. Но он записывал десятичные дроби без запятой. Целую часть записывал черными, а дробную часть красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

-Иоганн КЕПЛЕР в 16 веке предложил современную запись десятичных дробей с использованием запятой.

- Более глубоко изучить историю десятичных дробей вы можете сами. По желанию подготовить сообщение.

- В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. Зашифрованный алфавит у вас на партах. ( работа в парах)

(Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби и зашифрованный алфавит на карточках. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.)

, , , , , , , ,


А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

1,5

0,8

4,1

0,15

1,08

0,08

2,14


Ж

З

И

Й

К

Л

М

4,01

5,04

0,007

0,012

3,025

5,4

0,12


Н

О

П

Р

С

Т

У

3,25

1,05

0,41

0,7

8,1

1,8

3,9


Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

31,7

5,004

0,07

0,18

3,017

1,2

2,014


Ы

Ь

Э

Ю

Я

8,001

3,09

0,14

3,17

8,01

МАГНИЦКИЙ



7 этап. Постановка домашнего задания

(Постановка домашнего задания. Инструктаж по выполнению)

№ 1166 ( запись в виде десятичной дроби)

№ 1167 ( сравнение обыкновенных дробей)

По желанию подготовка сообщения о десятичных дробях.



Подведение итогов урока.

- Какую обыкновенную дробь мы учились заменять десятичной?

- Как называют число, записанное перед запятой?

- Как называют число, записанное после запятой?

- Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?



7 этап. Рефлексия

Ф.И.________________________________________


1. Урок показался мне а) коротким,

б) длинным.

2. Материал урока для меня был

а) понятен, б) непонятен,

в) полезен, г) бесполезен,

д) интересен, е) скучен.

3.Какие трудности возникли у тебя на уроке?

_________________________________________________

_________________________________________________

4. В чем причина этих трудностей?

_________________________________________________

_________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!