СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения на тему: "Лягушка- путешественница"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения на тему: "Лягушка- путешественница"

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения на тему: "Лягушка- путешественница"»

Ход урока

Урок русского языка (чтение) в 5 классе.

Индивидуальное обучение, по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Макушенко Елена Александровна, учитель

начальных классов ,

Горловской ОШ I-III ступеней №16

Аннотация к уроку

Данный урок имеет место в системе уроков по теме :«Падают, падают листья». В ходе урока по теме: « В.М.Гаршин «Лягушка путешественница» предусмотрены разные виды работ по формированию правильного, сознательного чтения, развитию кругозора , речи учащегося. Большое внимание уделяется работе с текстом, формированию навыков выразительного чтения. Игровые и занимательные моменты, ИКТ направлены на развитие познавательного интереса к урокам чтения. Урок имеет большое воспитательное значение.

Тема урока: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащегося со сказкой В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».

Задачи.

Образовательные.

Отрабатывать навыки сознательного, правильного и выразительного чтения.

Коррекционно – развивающие.

Развивать связную речь в ходе обсуждения читаемого произведения; развивать навыки беглого чтения, читая сочетания согласных; развивать умение зрительно ориентироваться в тексте.

Воспитательные.

Способствовать воспитанию сообразительности, находчивости, правдивости.

Методы обучения:

- рассказ учителя;

- беседа;

- наблюдение;

- работа с учебником;

- игра;

- применение технических средств обучения;

- демонстрация.

Оборудование: учебник «Радуга», 5 класс, под редакцией А.И.Гуриной для вспомогательных школ; ноутбук, презентация, карточки для фронтальной работы; иллюстрации.

Планируемые результаты

Предметные результаты: обучающийся умеет осознанно и правильно читать целыми словами, имеет представление о писателе В.М.Гаршине, знает значение трудных слов.

Личностные результаты: оценивает поступки героев сказки при помощи пословиц, оценивает свои личные результаты в процессе рефлексии.

Метапредметные результаты:

- познавательные: определяет смысл пословиц самостоятельно, трудных – с помощью учителя, умеет находить ответы на вопросы в тексте;

- коммуникативные: умеет слушать и слышать речь других, строит высказывания с помощью учителя .

Ход урока

I.Организационный момент.

Итак, дружок, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садись-ка поудобнее,

Начнем скорей урок.

II. Артикуляционная гимнастика.

1.Покусывание язычка и губ, круговые вращения язычком.

2.Упражнение «Забей гол». Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щеки.

3.Чтение согласных

Бгтркздрвствт

4.Чтение предложений с разной постановкой логического ударения.

1.Дети завтра пойдут в кино.

2.Дети завтра пойдут в кино.

3.Дети завтра пойдут в кино.

4.Дети завтра пойдут в кино.

III. Проверка домашнего задания.

- Павлик, что тебе было задано на дом? (Стихотворение С. Дрожжина «Родине», нарисовать рисунок по его содержанию).

- С какой интонацией ты его читал? (С радостной, торжественной интонацией).

- Прочти это стихотворение.

- Скажи, какие чувства испытывал автор, когда писал это стихотворение? И что было главным в нем? (Гордость, восторг, а самое главное – это любовь к своей Родине).

- Павлик, а какой рисунок ты нарисовал к стихотворению? Расскажи, что ты на нем изобразил. (Рассказ учащегося).

- А что для тебя Родина? (Родина для меня – это мама, папа, школа, мой дом, улица, которых нет лучше).

- Молодец! Ты хорошо поработал дома.

III. Актуализация знаний.

1.Беседа.

- Да, нет ничего краше, чем Родина наша. Мы любим свою Родину – то место где мы живем. Но рядом с нашей республикой есть масса и других интересных мест, где каждый человек мечтает побывать. - Павел, а ты любишь путешествовать? (Да).

- А кто такой путешественник?

(Открыть запись на доске: «Человек, который передвигается по дальним странам).

- Оказывается и тебе, и мне хочется путешествовать. Вот мы сегодня и прочитаем сказку, о том животном, которое тоже мечтало путешествовать.

- У тебя на парте лежит карточка. Прочитай и отгадай загадку.

На лугу по кочкам

Прыгают листочки.

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки?

Кто это? (Лягушки).

- А вот тебе подсказка. (Слушание в аудиозаписи кваканья лягушки).

- Что ты знаешь о лягушках? (Небольшой рассказ учащегося).

- Ты наверное догадался, что сегодня мы будем читать о лягушке, а кто автор произведения и как оно называется ты узнаешь прочитав слова справа налево.

НИШРАГ ДОЛОВЕСВ

АЦИННЕВТСЕШЕТУП АКШУГЯЛ

Да, автор - Всеволод Гаршин, произведение – «Лягушка – путешественница».

V. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели урока.

Итак, сегодня мы познакомимся со сказкой Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница» (Слайд 2).

- Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много путешествовать, побывать в разных местах России! Грамоте он научился на пятом году и принялся за чтение всех книг, которые ему попадались в руки. Когда ему было 9 лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в 1 класс гимназии.

Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания о своих учителях и воспитателях. Товарищи в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.

Всеволод очень любил природу. Летом в деревне он возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

Всеволод Михайлович написал «Лягушку – путешественницу», когда ему было 32 года. Произведение было написано последним в его жизни. И вот уже 120 лет ее читают дети.

2. Чтение сказки учителем. (Слайды 3 – 5).

- Если встретятся непонятные слова, отметь карандашом, а потом спросишь.

3.Словарная работа.

- Все ли слова были тебе понятны?

- А как ты понимаешь смысл слов…(Слайд 6).

4. Беседа по содержанию сказки. Выборочное чтение.

- Понравилась ли тебе сказка? Чем?

- Почему автор назвал свою сказку «Лягушка – путешественница»? (Лягушка придумала способ путешествия на утках).

- Как жилось лягушке в болоте?

- Почему она решила отправиться в дальние края ? (Услышала рассказ уток и это стало ее мечтой).

- Давай с тобой прочитаем в лицах диалог, показав голосом, как они разговаривают.

- Как лягушка относилась к окружающему миру ? (С любопытством, интересом).

- Сбылась ли мечта лягушки?

Физминутка (по выбору учащегося).

VI.Закрепление изученного материала .

1.Как автор говорит о своей героине ? (Слайд 7).

а) с уважением;

б) с осуждением;

в) с иронией.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки? (Слайд 8).

- лягушки не умеют летать;

- прутик оказался непрочным;

- из – за хвастовства лягушки.

3.Словесный портрет.

- Теперь давай попробуем создать портрет лягушки, используя карточки на доске . (Карточки стоят внизу, а ученик прикладывает их к изображению лягушки только нужные). (Слайд 9).

Любопытная глупая умная

хвастливая скромная одинокая

болтливая мечтательная находчивая

Вывод: Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.

А теперь вспомни, как лягушка поднялась в небо, и дух у нее захватило от страшной высоты и восторга. (Показ фрагмента сказки на ноутбуке).

- Почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).

- А найди отрывок, в котором есть слова: «Тут лягушка не выдержала и забыв всякую осторожность,… (…закричала изо всей мочи:

- Это я! Это я придумала»)

- Правильно, Павлик. Этими строками мы еще раз доказали, что лягушка была хвастливой.

- Вот и словесный портрет нашей героини. А как ты думаешь, что было главным качеством лягушки, которое ее погубило? (Хвастовство). (Ставлю карточку на первое место).

- Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело.

Проблема хвастовства лежит в основе сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница».

VII. Итог урока.

1) Игра.

- Прежде, чем подвести итог, проведем игру «Верно – неверно».

Я тебе буду говорить свои утверждения. Ты если услышишь правильное - говори «Верно», а если я ошибусь, то говори «Неверно».

- Я утверждаю, что происшествие с лягушкой произошло зимой. (Верно).

- Я утверждаю, что утки летели на север. (Неверно).

- Я утверждаю, что после рассказа утки о юге, лягушке захотелось там побывать. (Верно).

- Я утверждаю, что приспособление для путешествия придумала лягушка. (Верно).

- Я утверждаю, что лягушка хотела показать себя и послушать как ее хвалят. (Верно).

- Я утверждаю, что она не упала в озеро. (Неверно).

- Я утверждаю, что мечта лягушки побывать на юге сбылась. (Неверно).

- Я утверждаю, что героиню сказки можно назвать хвастуньей. (Верно).

2)Работа с пословицами.

-Какие пословицы подходят к сказке.

Хвастовство само себя накажет.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.

- В чем же смысл сказки? (Нельзя хвастаться).

VIII.Рефлексия.

- Выбери ясное солнышко, если тебе было легко на уроке и ты с удовольствием работал. Тучку – если тебе было тяжело работать.

IX.Домашнее задание ( по выбору) (Слайд 11).

1. Краткий пересказ сказки.

2. Нарисуй иллюстрацию и напиши совет «Лягушке – путешественнице».

Используемая литература:

1.Учебник «Радуга». Чтение в 5 классе вспомогательной школы с русским языком обучения под редакцией А.И.Гуриной .- К: «Богдана», 2007. 2.Интернетресурсы для составления презентации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!