Ход урока
Урок русского языка (чтение) в 5 классе.
Индивидуальное обучение, по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Макушенко Елена Александровна, учитель
начальных классов ,
Горловской ОШ I-III ступеней №16
Аннотация к уроку
Данный урок имеет место в системе уроков по теме :«Падают, падают листья». В ходе урока по теме: « В.М.Гаршин «Лягушка путешественница» предусмотрены разные виды работ по формированию правильного, сознательного чтения, развитию кругозора , речи учащегося. Большое внимание уделяется работе с текстом, формированию навыков выразительного чтения. Игровые и занимательные моменты, ИКТ направлены на развитие познавательного интереса к урокам чтения. Урок имеет большое воспитательное значение.
Тема урока: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Тип урока. Изучение нового материала.
Цель: познакомить учащегося со сказкой В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».
Задачи.
Образовательные.
Отрабатывать навыки сознательного, правильного и выразительного чтения.
Коррекционно – развивающие.
Развивать связную речь в ходе обсуждения читаемого произведения; развивать навыки беглого чтения, читая сочетания согласных; развивать умение зрительно ориентироваться в тексте.
Воспитательные.
Способствовать воспитанию сообразительности, находчивости, правдивости.
Методы обучения:
- рассказ учителя;
- беседа;
- наблюдение;
- работа с учебником;
- игра;
- применение технических средств обучения;
- демонстрация.
Оборудование: учебник «Радуга», 5 класс, под редакцией А.И.Гуриной для вспомогательных школ; ноутбук, презентация, карточки для фронтальной работы; иллюстрации.
Планируемые результаты
Предметные результаты: обучающийся умеет осознанно и правильно читать целыми словами, имеет представление о писателе В.М.Гаршине, знает значение трудных слов.
Личностные результаты: оценивает поступки героев сказки при помощи пословиц, оценивает свои личные результаты в процессе рефлексии.
Метапредметные результаты:
- познавательные: определяет смысл пословиц самостоятельно, трудных – с помощью учителя, умеет находить ответы на вопросы в тексте;
- коммуникативные: умеет слушать и слышать речь других, строит высказывания с помощью учителя .
Ход урока
I.Организационный момент.
Итак, дружок, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садись-ка поудобнее,
Начнем скорей урок.
II. Артикуляционная гимнастика.
1.Покусывание язычка и губ, круговые вращения язычком.
2.Упражнение «Забей гол». Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щеки.
3.Чтение согласных
Бгтркздрвствт
4.Чтение предложений с разной постановкой логического ударения.
1.Дети завтра пойдут в кино.
2.Дети завтра пойдут в кино.
3.Дети завтра пойдут в кино.
4.Дети завтра пойдут в кино.
III. Проверка домашнего задания.
- Павлик, что тебе было задано на дом? (Стихотворение С. Дрожжина «Родине», нарисовать рисунок по его содержанию).
- С какой интонацией ты его читал? (С радостной, торжественной интонацией).
- Прочти это стихотворение.
- Скажи, какие чувства испытывал автор, когда писал это стихотворение? И что было главным в нем? (Гордость, восторг, а самое главное – это любовь к своей Родине).
- Павлик, а какой рисунок ты нарисовал к стихотворению? Расскажи, что ты на нем изобразил. (Рассказ учащегося).
- А что для тебя Родина? (Родина для меня – это мама, папа, школа, мой дом, улица, которых нет лучше).
- Молодец! Ты хорошо поработал дома.
III. Актуализация знаний.
1.Беседа.
- Да, нет ничего краше, чем Родина наша. Мы любим свою Родину – то место где мы живем. Но рядом с нашей республикой есть масса и других интересных мест, где каждый человек мечтает побывать. - Павел, а ты любишь путешествовать? (Да).
- А кто такой путешественник?
(Открыть запись на доске: «Человек, который передвигается по дальним странам).
- Оказывается и тебе, и мне хочется путешествовать. Вот мы сегодня и прочитаем сказку, о том животном, которое тоже мечтало путешествовать.
- У тебя на парте лежит карточка. Прочитай и отгадай загадку.
На лугу по кочкам
Прыгают листочки.
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?
Кто это? (Лягушки).
- А вот тебе подсказка. (Слушание в аудиозаписи кваканья лягушки).
- Что ты знаешь о лягушках? (Небольшой рассказ учащегося).
- Ты наверное догадался, что сегодня мы будем читать о лягушке, а кто автор произведения и как оно называется ты узнаешь прочитав слова справа налево.
НИШРАГ ДОЛОВЕСВ
АЦИННЕВТСЕШЕТУП АКШУГЯЛ
Да, автор - Всеволод Гаршин, произведение – «Лягушка – путешественница».
V. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели урока.
Итак, сегодня мы познакомимся со сказкой Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница» (Слайд 2).
- Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много путешествовать, побывать в разных местах России! Грамоте он научился на пятом году и принялся за чтение всех книг, которые ему попадались в руки. Когда ему было 9 лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в 1 класс гимназии.
Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания о своих учителях и воспитателях. Товарищи в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.
Всеволод очень любил природу. Летом в деревне он возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
Всеволод Михайлович написал «Лягушку – путешественницу», когда ему было 32 года. Произведение было написано последним в его жизни. И вот уже 120 лет ее читают дети.
2. Чтение сказки учителем. (Слайды 3 – 5).
- Если встретятся непонятные слова, отметь карандашом, а потом спросишь.
3.Словарная работа.
- Все ли слова были тебе понятны?
- А как ты понимаешь смысл слов…(Слайд 6).
4. Беседа по содержанию сказки. Выборочное чтение.
- Понравилась ли тебе сказка? Чем?
- Почему автор назвал свою сказку «Лягушка – путешественница»? (Лягушка придумала способ путешествия на утках).
- Как жилось лягушке в болоте?
- Почему она решила отправиться в дальние края ? (Услышала рассказ уток и это стало ее мечтой).
- Давай с тобой прочитаем в лицах диалог, показав голосом, как они разговаривают.
- Как лягушка относилась к окружающему миру ? (С любопытством, интересом).
- Сбылась ли мечта лягушки?
Физминутка (по выбору учащегося).
VI.Закрепление изученного материала .
1.Как автор говорит о своей героине ? (Слайд 7).
а) с уважением;
б) с осуждением;
в) с иронией.
2. Почему не состоялось путешествие лягушки? (Слайд 8).
- лягушки не умеют летать;
- прутик оказался непрочным;
- из – за хвастовства лягушки.
3.Словесный портрет.
- Теперь давай попробуем создать портрет лягушки, используя карточки на доске . (Карточки стоят внизу, а ученик прикладывает их к изображению лягушки только нужные). (Слайд 9).
Любопытная глупая умная
хвастливая скромная одинокая
болтливая мечтательная находчивая
Вывод: Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.
А теперь вспомни, как лягушка поднялась в небо, и дух у нее захватило от страшной высоты и восторга. (Показ фрагмента сказки на ноутбуке).
- Почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
- А найди отрывок, в котором есть слова: «Тут лягушка не выдержала и забыв всякую осторожность,… (…закричала изо всей мочи:
- Это я! Это я придумала»)
- Правильно, Павлик. Этими строками мы еще раз доказали, что лягушка была хвастливой.
- Вот и словесный портрет нашей героини. А как ты думаешь, что было главным качеством лягушки, которое ее погубило? (Хвастовство). (Ставлю карточку на первое место).
- Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело.
Проблема хвастовства лежит в основе сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница».
VII. Итог урока.
1) Игра.
- Прежде, чем подвести итог, проведем игру «Верно – неверно».
Я тебе буду говорить свои утверждения. Ты если услышишь правильное - говори «Верно», а если я ошибусь, то говори «Неверно».
- Я утверждаю, что происшествие с лягушкой произошло зимой. (Верно).
- Я утверждаю, что утки летели на север. (Неверно).
- Я утверждаю, что после рассказа утки о юге, лягушке захотелось там побывать. (Верно).
- Я утверждаю, что приспособление для путешествия придумала лягушка. (Верно).
- Я утверждаю, что лягушка хотела показать себя и послушать как ее хвалят. (Верно).
- Я утверждаю, что она не упала в озеро. (Неверно).
- Я утверждаю, что мечта лягушки побывать на юге сбылась. (Неверно).
- Я утверждаю, что героиню сказки можно назвать хвастуньей. (Верно).
2)Работа с пословицами.
-Какие пословицы подходят к сказке.
Хвастовство само себя накажет.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
- В чем же смысл сказки? (Нельзя хвастаться).
VIII.Рефлексия.
- Выбери ясное солнышко, если тебе было легко на уроке и ты с удовольствием работал. Тучку – если тебе было тяжело работать.
IX.Домашнее задание ( по выбору) (Слайд 11).
1. Краткий пересказ сказки.
2. Нарисуй иллюстрацию и напиши совет «Лягушке – путешественнице».
Используемая литература:
1.Учебник «Радуга». Чтение в 5 классе вспомогательной школы с русским языком обучения под редакцией А.И.Гуриной .- К: «Богдана», 2007. 2.Интернетресурсы для составления презентации.