СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения на тему "А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока чтения в 7 классе для обучающихся с умственной отсталостью коррекционной школы 

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения на тему "А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»»

Тема урока

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Цель

  • научить находить смысл противопоставлений злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, учиться характеризовать героев прочитанного произведения, выражать свое отношение к ним

  • развивать речевые умения и творческие способности; научить адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; организовывать учебное сотрудничество, определять способы взаимодействия, осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности партнера;


  • формировать прочные нравственные позиции на определение истинной красоты;


Тип урока

Обобщающий урок



















1. Орг.момент

Добрый день, ребята. Рада вас видеть.

2. Мотивация.

- Чтобы определить тему нашего урока вам нужно выполнить два задания.

- И так первое задание:

- Принесла вам мешочек и попрошу открыть её . Давайте посмотрим, что в нем.

Учитель открывает и достает из неё предметы: зеркальце, яблоко, портрет А.С Пушкина.

- Как вы думаете откуда они? Из какой сказки? (СЛАЙД 1)

- слушаем второе задание. Прочитаем притчу.

Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк добрый, а второй — злой. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда.

- О чем эта притча? (о добре и зле) (СЛАЙД 1)


-Попробуйте сформулировать тему урока по этим двум заданиям. (Тема Добра и зла в сказке о мертвой царевне и семи богатырях».)


- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? (СЛАЙД 2)


- Ребята будем работать в группах, для оценивания знаний каждая группа получит лист самооценки. По ходу урока будете ставить оценки по 5 бальной системе.

Работа в группах.( Обучающиеся разделены на две группы. 1 группа работает над образом царицы, 2 – над образом царевны)

(Вспомним основные правила работы в группе)

  • Говорим вежливо;

  • Называем друг друга по имени;

  • Говорим по очереди не перебивая друг друга;

  • Внимательно слушаем друг друга;

  • В группе должен быть организатор обсуждения;

  • Один говорит, а остальные слушают;

  • В группе согласуется общее решение;

  • Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

1.Портретная характеристика героинь.

На столах разложены карточки с характеристиками образов царицы и царевны, учащимся необходимо выбрать те из них, которые соответствуют данной героине; прикрепить их доске рядом с портретом; подтвердить свой выбор примерами из текста.


Сверить со слайдом Слайд 8

Царица

Царевна

Высока

Умна

Стройна

Бела

Умна

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива (завистлива)


Белолица

Черноброва

Нраву кроткого

Трудолюбивая

Приветливая

Скромная

Вежливая

Добрая




- Давайте сравним совпадают ли наши характеристики с текстом. Подтвердите свой выбор примерами из текста.

Пример из текста

А) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива, соенравна и ревнива.


Б) Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая, между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва

Нраву кроткого такого.


- Какие слова, характеризующие героинь, кажутся вам незнакомыми?

-Как вы думаете, что значат слова ломлива, нраву кроткого? (СЛАЙД 3)

- Что мы можем по данным характеристикам сказать о царевне и царице?( Несмотря на то, что обе героини красивы, характеры у них разные.)

Обратить внимание, что характер царевны раскрывается через действия, совершенные ею. А царица весела и приветлива только с зеркальцем).

- Оцените себя. Поставьте оценку за 1 задание.



2. Поступки героинь.

- Людей ,впрочем как и литературных персонажей, мы оцениваем по их поступкам. Наши героини тоже совершают действия, которые мы можем оценить.

-Какие поступки совершает каждая из героинь? Давайте рассмотрим некоторые эпизоды.

-Найдите эти эпизоды в тексте сказки.

-Выразительное чтение эпизодов.


Царица

Царевна

1.Разговор с зеркальцем

(Как царица отпрыгнет,

да как ручку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет,

каблучком-то как притопнет!...)

-Почему царица так себя ведет? Что ей не понравилось?( Она завидует чужой красоте, поэтому показывает своё недовольство, демонстрируя свой скверный характер)

2.Решение отвести в лес царевну.

(Она, черной зависти полна…….

….Под сосной оставить там на съедение волкам.

-Почему возникло такое решение? (Злоба и зависть царицы преумножились, она ещё сильней стала ненавидеть молодую царевну)

3. Решение погубить царевну.

(И царица налетела на чернавку…..

.Положила иль не жить, иль царевну погубить.)

-Какой план придумала злая мачеха?

-Удалось ли его осуществить?

Значит, в нашей сказке зло победило?

Кто же тогда решил восстановить добро?

А что же случилось с мачехой –царицей?

(Тут её тоска взяла и царица умерла)

1.В доме у семи богатырей

( Дверь тихонько отворилась…

И тихонько улеглась)

-Почему царевна так себя ведет? Что хочет сказать нам автор?

(Автор уверен в том, что именно так ведут себя «хорошие» царевны. Царевна в сказке больше всего похожа на девушку скромную, добрую, хорошо воспитанную, любящую, умеющую трудиться.

2. Сватовство богатырей

(Братья милую девицу полюбили…

Мне всех милей королевич Елисей)

Какие черты царевны отмечает автор в этом эпизоде? (Целомудрие верность данному слову, честность, чистота) Слайд

3. Отношение к нищей старухе

(Раз царевна молодая…

Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед)

Как вы можете оценить поведение царевны в данном эпизоде?

(она внимательна к нищей, выносит ей хлеба, называет её бабушкой, не обращает внимание на беспокойство Соколки).


- Ребята, оцените себя.

- Проанализировав сказку узнали ваши мнения, а теперь давайте посмотрим как автор дает характеристику своим героям.


На столах разложены карточки с выбранными эпизодами из текста сказки. Вам необходимо найти в тексте авторское отношение к героиням. Индивидуальная работа. Карточка 1

(В пушкинской сказке чувствуется открытое авторское отношение к героиням. Автор любит нежно царевну и ей восхищается («красавица-душа», «милая девица», «моя душа»), а вот царицу называет «гневной бабой», «царица злая», «злая мачеха

Ребята, на протяжении урока мы сравнивали двух героинь: царицу и царевну. Мы видели авторское отношение к ним, которое Пушкин передает через их прямую характеристику, через их поступки, речь, через отношение к ним других персонажей.

Обратимся к нашей таблице и подумаем, какая героиня олицетворяет собой зло, а какая добро? Обоснуйте свой ответ.

Рефлексия.

- А какими характеристиками хотели обладать вы царевной или царицей. А почему.

А что нужно чтобы обладать такими качествами.

- А сейчас урок идет к завершению. Давайте группы поставьте общую оценку за урок. Ваш учитель поставит их в журнал. Получите домашнее задание.

3. Домашнее задание.

Нарисовать добро и зло на шаблоне зеркала.

Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Я надеюсь что вы будете …….
















Приложение

Карточка 1

Авторская характеристика персонажей.


Задание: найдите и подчеркните авторскую характеристику героинь.

1.Чёрт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

и в такую даль свела…


2. Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить её,

А на зеркальце своё

Долго дулась и сердилась…


3. Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила

Плод румяный уронила.


4. В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.


5. Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!