1. Орг.момент Добрый день, ребята. Рада вас видеть. 2. Мотивация. - Чтобы определить тему нашего урока вам нужно выполнить два задания. - И так первое задание: - Принесла вам мешочек и попрошу открыть её . Давайте посмотрим, что в нем. Учитель открывает и достает из неё предметы: зеркальце, яблоко, портрет А.С Пушкина. - Как вы думаете откуда они? Из какой сказки? (СЛАЙД 1) - слушаем второе задание. Прочитаем притчу. Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. — Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук. — Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк добрый, а второй — злой. Понимаешь? — Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. - О чем эта притча? (о добре и зле) (СЛАЙД 1) -Попробуйте сформулировать тему урока по этим двум заданиям. (Тема Добра и зла в сказке о мертвой царевне и семи богатырях».) - Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? (СЛАЙД 2) |
- Ребята будем работать в группах, для оценивания знаний каждая группа получит лист самооценки. По ходу урока будете ставить оценки по 5 бальной системе. Работа в группах.( Обучающиеся разделены на две группы. 1 группа работает над образом царицы, 2 – над образом царевны) (Вспомним основные правила работы в группе) Говорим вежливо; Называем друг друга по имени; Говорим по очереди не перебивая друг друга; Внимательно слушаем друг друга; В группе должен быть организатор обсуждения; Один говорит, а остальные слушают; В группе согласуется общее решение; Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. 1.Портретная характеристика героинь. На столах разложены карточки с характеристиками образов царицы и царевны, учащимся необходимо выбрать те из них, которые соответствуют данной героине; прикрепить их доске рядом с портретом; подтвердить свой выбор примерами из текста. Сверить со слайдом Слайд 8 Царица | Царевна | Высока Умна Стройна Бела Умна Горда Ломлива Своенравна Ревнива (завистлива) | Белолица Черноброва Нраву кроткого Трудолюбивая Приветливая Скромная Вежливая Добрая | - Давайте сравним совпадают ли наши характеристики с текстом. Подтвердите свой выбор примерами из текста. Пример из текста А) Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, соенравна и ревнива. Б) Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва Нраву кроткого такого. - Какие слова, характеризующие героинь, кажутся вам незнакомыми? -Как вы думаете, что значат слова ломлива, нраву кроткого? (СЛАЙД 3) - Что мы можем по данным характеристикам сказать о царевне и царице?( Несмотря на то, что обе героини красивы, характеры у них разные.) Обратить внимание, что характер царевны раскрывается через действия, совершенные ею. А царица весела и приветлива только с зеркальцем). - Оцените себя. Поставьте оценку за 1 задание. 2. Поступки героинь. - Людей ,впрочем как и литературных персонажей, мы оцениваем по их поступкам. Наши героини тоже совершают действия, которые мы можем оценить. -Какие поступки совершает каждая из героинь? Давайте рассмотрим некоторые эпизоды. -Найдите эти эпизоды в тексте сказки. -Выразительное чтение эпизодов. Царица | Царевна | 1.Разговор с зеркальцем (Как царица отпрыгнет, да как ручку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет!...) -Почему царица так себя ведет? Что ей не понравилось?( Она завидует чужой красоте, поэтому показывает своё недовольство, демонстрируя свой скверный характер) 2.Решение отвести в лес царевну. (Она, черной зависти полна……. ….Под сосной оставить там на съедение волкам. -Почему возникло такое решение? (Злоба и зависть царицы преумножились, она ещё сильней стала ненавидеть молодую царевну) 3. Решение погубить царевну. (И царица налетела на чернавку….. ….Положила иль не жить, иль царевну погубить.) -Какой план придумала злая мачеха? -Удалось ли его осуществить? Значит, в нашей сказке зло победило? Кто же тогда решил восстановить добро? А что же случилось с мачехой –царицей? (Тут её тоска взяла и царица умерла) | 1.В доме у семи богатырей ( Дверь тихонько отворилась… И тихонько улеглась) -Почему царевна так себя ведет? Что хочет сказать нам автор? (Автор уверен в том, что именно так ведут себя «хорошие» царевны. Царевна в сказке больше всего похожа на девушку скромную, добрую, хорошо воспитанную, любящую, умеющую трудиться. 2. Сватовство богатырей (Братья милую девицу полюбили… … Мне всех милей королевич Елисей) Какие черты царевны отмечает автор в этом эпизоде? (Целомудрие верность данному слову, честность, чистота) Слайд 3. Отношение к нищей старухе (Раз царевна молодая… …Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед) Как вы можете оценить поведение царевны в данном эпизоде? (она внимательна к нищей, выносит ей хлеба, называет её бабушкой, не обращает внимание на беспокойство Соколки). | - Ребята, оцените себя. - Проанализировав сказку узнали ваши мнения, а теперь давайте посмотрим как автор дает характеристику своим героям. На столах разложены карточки с выбранными эпизодами из текста сказки. Вам необходимо найти в тексте авторское отношение к героиням. Индивидуальная работа. Карточка 1 (В пушкинской сказке чувствуется открытое авторское отношение к героиням. Автор любит нежно царевну и ей восхищается («красавица-душа», «милая девица», «моя душа»), а вот царицу называет «гневной бабой», «царица злая», «злая мачеха |
Ребята, на протяжении урока мы сравнивали двух героинь: царицу и царевну. Мы видели авторское отношение к ним, которое Пушкин передает через их прямую характеристику, через их поступки, речь, через отношение к ним других персонажей. Обратимся к нашей таблице и подумаем, какая героиня олицетворяет собой зло, а какая добро? Обоснуйте свой ответ. Рефлексия. - А какими характеристиками хотели обладать вы царевной или царицей. А почему. А что нужно чтобы обладать такими качествами. - А сейчас урок идет к завершению. Давайте группы поставьте общую оценку за урок. Ваш учитель поставит их в журнал. Получите домашнее задание. 3. Домашнее задание. Нарисовать добро и зло на шаблоне зеркала. Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Я надеюсь что вы будете ……. |