СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения и развития речи в 9 классе коррекционной школы. Эрнест Сетон-Томпсон «Снап"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения и развития речи в 9 классе коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения и развития речи в 9 классе коррекционной школы. Эрнест Сетон-Томпсон «Снап"»

Урок чтения и развития речи в 9 классе.


Тема: Эрнест Сетон-Томпсон «Снап. История бультерьера». (4 учебный час)

Цель: сформировать у учащихся нравственную оценку поведения бультерьера: его бесстрашия и способности жертвовать собой ради безопасности хозяина.

Задачи:

1. На примере рассказа помочь учащимся исследовать проблему взаимоотношений человека и собаки, рассмотреть, как зарождается и крепнет любовь между собакой и человеком, способствовать развитию эмоционального выражения собственного отношения к главному герою рассказа.

2. Развивать коммуникативную функцию речи посредством диалога при работе над содержанием текста, работать над последовательностью воспроизведения текста, умением устанавливать причинно-следственные связи между частями при анализе текста, активизировать мыслительную и творческую деятельность путём выполнения коррекционно-развивающих заданий, работой по иллюстрациям.

3.Способствовать формированию доброго отношения к животному миру, положительной мотивации к процессу обучения.

Оборудование: учебник А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова «Чтение 9 класс», презентация, коррекционно-развивающие задания, иллюстрации к тексту.

Ход урока:

  1. Организация учащихся на работу.

- Поздоровайтесь с гостями.

- Тихо сядьте, не забывайте о правилах посадки (ноги вместе на полу, спина прямая), настройтесь на работу. Желаю всем успешного урока!

- Что необходимо для успешного урока? (Всем активно и дружно работать, задавать вопросы, чтобы на уроке было все понятно; комфортной обстановки).

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. Слайд 2

- С каким рассказом мы познакомились, кто автор этого рассказа?

- Кто главный герой рассказа?

- От чьего имени ведётся повествование?

Сегодня мы заканчиваем изучать рассказ канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона «Снап», будем озаглавливать каждую часть рассказа и готовить краткий пересказ.

  1. Речевая разминка.

Прочитайте пословицу: «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит». Слайд 3

Словарная работа.

Храбрый – это тот, кто ничего не боится, стойкий – не отступающий перед трудностями.

– Как вы её понимаете? ( Даже один храбрец может победить десятерых).

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: выявить первичное восприятие текста, проверить усвоение значений новых слов.

- Что было задано на дом? (Читать и отвечать на вопросы третьей части рассказа «Снап»)

- Найдите в тексте и прочитайте, как вёл себя Снап на ферме Пенруфов? (стр. 250)

- Как назвал его Гилтон после охоты? (стр. 253) (Гремучая змея)

- Почему только с появлением Снапа охота стала удачной? (Без храбрости, которая была у Снапа, охота на волков не давала результата).


Словарная работа на карточках.

Задание: определите лексическое значение слов, соединив слово и значение стрелкой.


Бультерьер

в переводе с английского- хрустящий пряник.


Джинджерснап

американский волк небольшого размера


Койот

порода бойцовских собак.


Гончие, борзые

породы сторожевых собак


Дог, волкодав

породы охотничьих собак


Проверка задания на слайде 4.

  1. Работа над темой.

а) Постановка проблемного вопроса.

В рассказе можно найти разные высказывания в адрес бультерьера.

- «Посылаю тебе замечательного щенка. …».(стр. 243)

- «…эта мерзкая собака безобразничает в моей комнате, требую её немедленного удаления…» (стр. 248)

- «Благодарю покорно. Можете сами возиться со своей гремучей змеёй». (стр. 253)

(На доске вывешиваются три таблички-определения: замечательный щенок, мерзкая собака, гремучая змея).

-Как вы думаете, почему отношение к одной и той же собаке разное? (Ответы учащихся. Слайд 5). Давайте разберёмся во взаимоотношениях человека и собаки, в поведении бультерьера, в его бесстрашии, стойкости, преданности своему хозяину.

б) Выявление вторичного восприятия текста.

Цель: Помочь учащимся установить причинно-следственные связи между частями текста.

1 часть

- Какую характеристику собаке получил рассказчик в телеграмме? («Посылаю тебе замечательного щенка.»)

- Как ведёт себя Снап при первом знакомстве с хозяином? Как бы вы охарактеризо-вали щенка? (На доске около карточек вывешиваются характеристики)

ЗЛОЙ

АГРЕССИВНЫЙ

Работа по иллюстрации.(стр. 244).

Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, что произошло между хозяином и щенком.

- Как вы думаете, чем было вызвано раздражение щенка? (- Нахождением в клетке.)

- Кто из героев выбрал время и место ночлега? Какие черты в характере собаки подчёркивает рассказчик?

ВЛАСТНЫЙ

НЕПОКОРНЫЙ

- Прочитайте, какой способ воспитания избрал рассказчик? (- Оставлять без завтрака. Не наказание, а бесконечное терпение, доброта автора делают Снапа другом).

- Как изменились их отношения после применённой системы воспитания? О каких качествах щенка теперь говорит рассказчик?

ПРЕДАННЫЙ

БЕССТРАШНЫЙ

МУЖЕСТВЕННЫЙ

Обобщение. Задание-тест. Исключи (зачеркни) лишние определения, характеризующие бультерьера. (Индивидуальная работа с Артёмом, Ваней)

1.Трусливый

2.Мужественный, бесстрашный

3.Весёлый

4.Властный, непокорный

5.Игривый

6.Злой, грозный

7.Преданный

Проверка задания на слайде 6. Ответы: 2,4,6,7.

2 часть.

-Как вы думаете, почему у хозяйки не сложились отношения со Снапом?

-С кем познакомился рассказчик будучи в путешествии? (С фермерами Пенруф).

-Какая опасность грозила бизнесу семьи Пенруф?

-Какой способ оградить себя от опасности они выбрали?

-Каких собак собрали Пенруфы для стаи и на что они рассчитывали?

Работа по иллюстрации стр. 251

Задание: Прослушайте авторские характеристики собак и определите на иллюстрации изображённые породы. Читают характеристики Ваня, Ксюша, Родион, Юля.

-Силач. (Волкодав).

-У них прекрасные ноги, но они слабосильны для схватки с волком. (Гончие)

-Не могут преследовать зверя, не видя его. Изнежены для волчьей охоты, но койотам не удаётся от них уйти. (Борзые).

-Чересчур неуклюжи, медленно бегают, но силачи, могут справиться с медведем. (Доги). Посмотрите на слайд 7, как выглядят эти породы.

-Как вы думаете, в чём причина неудач охоты собачьей стаи на волков? («..Вся свора попросту трусит»).

3 часть.

- Прочитайте отрывок схватки Снапа с волком. (стр. 253)

- Как вы думаете, почему Гилтон назвал Снапа «гремучей змеёй»?(«…связываться со Снапом небезопасно»)

- Зачитайте, в чём заключается неповторимость бойцовских собак, по мнению рассказчика? («…беззаветное мужество есть только у бультерьера»)

  1. Физминутка. Зрительная гимнастика по офтальмотренажеру. Слайд 8

  2. Продолжение работы над темой.

Составление плана рассказа, озаглавливание частей. (Вывешивается на доске)

Цель: помочь учащимся последовательно воспроизвести текст при кратком пересказе.

Задание: Распределите пункты плана по сюжету (даны непоследовательно).

КУЛЬМИНАЦИЯ (самый острый момент). Охота на волков. Схватка Снапа с волком.

ЗАВЯЗКА. Маленький «бесёнок» и система его воспитания.

РАЗВЯЗКА. Беззаветное мужество бультерьера.

Проверка составленного плана на слайде 9.

(По желанию 1-2 учащихся пробуют пересказать текст по вывешенному плану).

- Перескажет кратко текст Родион.

- Понравился ли вам этот рассказ? Хотели ли бы вы иметь такую собаку?

  1. Подведение итогов. Оценки.

Вернёмся к поставленному вопросу. Слайд 10

-Почему у людей разное отношение к одной и той же собаке?

(Замечательный щенок - с условием правильного воспитания. Мерзкая собака - не терпит насилия. Гремучая змея - страх перед собакой. )

- Давайте ещё раз обратимся к пословице, которую мы разбирали на уроке:

«Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит». К кому из героев рассказа мы можем отнести эту пословицу? Почему?

- Ради чего пёс так бесстрашно бросался на врага, который был во много раз больше и сильнее его? (Снап жертвовал собой ради безопасности хозяина. А это и есть героический поступок).

- Снап на самом деле был необычной собакой, достойной того, чтобы ей посвятили рассказ. Достойной того, чтобы с неё брали пример другие собаки. Сетон - Томпсон поместил рассказ «Снап» в сборнике, который назвал «Животные - герои».
- Как ещё можно было бы озаглавить этот рассказ? («Маленький герой», «Храбрый пёсик», «Преданная собака»).

Вывод: Нужно любить животных и ценить их дружбу и преданность. Слайд 11.

-Понравился ли вам урок?

  1. Домашнее задание: краткий пересказ текста по плану,

2 группа - пересказ на выбор одной из частей. Слайд 12.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!