Урок чтения и развития речи в 9 классе.
Тема: Эрнест Сетон-Томпсон «Снап. История бультерьера». (4 учебный час)
Цель: сформировать у учащихся нравственную оценку поведения бультерьера: его бесстрашия и способности жертвовать собой ради безопасности хозяина.
Задачи:
1. На примере рассказа помочь учащимся исследовать проблему взаимоотношений человека и собаки, рассмотреть, как зарождается и крепнет любовь между собакой и человеком, способствовать развитию эмоционального выражения собственного отношения к главному герою рассказа.
2. Развивать коммуникативную функцию речи посредством диалога при работе над содержанием текста, работать над последовательностью воспроизведения текста, умением устанавливать причинно-следственные связи между частями при анализе текста, активизировать мыслительную и творческую деятельность путём выполнения коррекционно-развивающих заданий, работой по иллюстрациям.
3.Способствовать формированию доброго отношения к животному миру, положительной мотивации к процессу обучения.
Оборудование: учебник А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова «Чтение 9 класс», презентация, коррекционно-развивающие задания, иллюстрации к тексту.
Ход урока:
Организация учащихся на работу.
- Поздоровайтесь с гостями.
- Тихо сядьте, не забывайте о правилах посадки (ноги вместе на полу, спина прямая), настройтесь на работу. Желаю всем успешного урока!
- Что необходимо для успешного урока? (Всем активно и дружно работать, задавать вопросы, чтобы на уроке было все понятно; комфортной обстановки).
Актуализация знаний. Сообщение темы урока. Слайд 2
- С каким рассказом мы познакомились, кто автор этого рассказа?
- Кто главный герой рассказа?
- От чьего имени ведётся повествование?
Сегодня мы заканчиваем изучать рассказ канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона «Снап», будем озаглавливать каждую часть рассказа и готовить краткий пересказ.
Речевая разминка.
Прочитайте пословицу: «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит». Слайд 3
Словарная работа.
Храбрый – это тот, кто ничего не боится, стойкий – не отступающий перед трудностями.
– Как вы её понимаете? ( Даже один храбрец может победить десятерых).
Проверка домашнего задания.
Цель: выявить первичное восприятие текста, проверить усвоение значений новых слов.
- Что было задано на дом? (Читать и отвечать на вопросы третьей части рассказа «Снап»)
- Найдите в тексте и прочитайте, как вёл себя Снап на ферме Пенруфов? (стр. 250)
- Как назвал его Гилтон после охоты? (стр. 253) (Гремучая змея)
- Почему только с появлением Снапа охота стала удачной? (Без храбрости, которая была у Снапа, охота на волков не давала результата).
Словарная работа на карточках.
Задание: определите лексическое значение слов, соединив слово и значение стрелкой.
Бультерьер | в переводе с английского- хрустящий пряник. |
Джинджерснап | американский волк небольшого размера |
Койот | порода бойцовских собак. |
Гончие, борзые | породы сторожевых собак |
Дог, волкодав | породы охотничьих собак |
Проверка задания на слайде 4.
Работа над темой.
а) Постановка проблемного вопроса.
В рассказе можно найти разные высказывания в адрес бультерьера.
- «Посылаю тебе замечательного щенка. …».(стр. 243)
- «…эта мерзкая собака безобразничает в моей комнате, требую её немедленного удаления…» (стр. 248)
- «Благодарю покорно. Можете сами возиться со своей гремучей змеёй». (стр. 253)
(На доске вывешиваются три таблички-определения: замечательный щенок, мерзкая собака, гремучая змея).
-Как вы думаете, почему отношение к одной и той же собаке разное? (Ответы учащихся. Слайд 5). Давайте разберёмся во взаимоотношениях человека и собаки, в поведении бультерьера, в его бесстрашии, стойкости, преданности своему хозяину.
б) Выявление вторичного восприятия текста.
Цель: Помочь учащимся установить причинно-следственные связи между частями текста.
1 часть
- Какую характеристику собаке получил рассказчик в телеграмме? («Посылаю тебе замечательного щенка.»)
- Как ведёт себя Снап при первом знакомстве с хозяином? Как бы вы охарактеризо-вали щенка? (На доске около карточек вывешиваются характеристики)
ЗЛОЙ
АГРЕССИВНЫЙ
Работа по иллюстрации.(стр. 244).
Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, что произошло между хозяином и щенком.
- Как вы думаете, чем было вызвано раздражение щенка? (- Нахождением в клетке.)
- Кто из героев выбрал время и место ночлега? Какие черты в характере собаки подчёркивает рассказчик?
ВЛАСТНЫЙ
НЕПОКОРНЫЙ
- Прочитайте, какой способ воспитания избрал рассказчик? (- Оставлять без завтрака. Не наказание, а бесконечное терпение, доброта автора делают Снапа другом).
- Как изменились их отношения после применённой системы воспитания? О каких качествах щенка теперь говорит рассказчик?
ПРЕДАННЫЙ
БЕССТРАШНЫЙ
МУЖЕСТВЕННЫЙ
Обобщение. Задание-тест. Исключи (зачеркни) лишние определения, характеризующие бультерьера. (Индивидуальная работа с Артёмом, Ваней)
1.Трусливый
2.Мужественный, бесстрашный
3.Весёлый
4.Властный, непокорный
5.Игривый
6.Злой, грозный
7.Преданный
Проверка задания на слайде 6. Ответы: 2,4,6,7.
2 часть.
-Как вы думаете, почему у хозяйки не сложились отношения со Снапом?
-С кем познакомился рассказчик будучи в путешествии? (С фермерами Пенруф).
-Какая опасность грозила бизнесу семьи Пенруф?
-Какой способ оградить себя от опасности они выбрали?
-Каких собак собрали Пенруфы для стаи и на что они рассчитывали?
Работа по иллюстрации стр. 251
Задание: Прослушайте авторские характеристики собак и определите на иллюстрации изображённые породы. Читают характеристики Ваня, Ксюша, Родион, Юля.
-Силач. (Волкодав).
-У них прекрасные ноги, но они слабосильны для схватки с волком. (Гончие)
-Не могут преследовать зверя, не видя его. Изнежены для волчьей охоты, но койотам не удаётся от них уйти. (Борзые).
-Чересчур неуклюжи, медленно бегают, но силачи, могут справиться с медведем. (Доги). Посмотрите на слайд 7, как выглядят эти породы.
-Как вы думаете, в чём причина неудач охоты собачьей стаи на волков? («..Вся свора попросту трусит»).
3 часть.
- Прочитайте отрывок схватки Снапа с волком. (стр. 253)
- Как вы думаете, почему Гилтон назвал Снапа «гремучей змеёй»?(«…связываться со Снапом небезопасно»)
- Зачитайте, в чём заключается неповторимость бойцовских собак, по мнению рассказчика? («…беззаветное мужество есть только у бультерьера»)
Физминутка. Зрительная гимнастика по офтальмотренажеру. Слайд 8
Продолжение работы над темой.
Составление плана рассказа, озаглавливание частей. (Вывешивается на доске)
Цель: помочь учащимся последовательно воспроизвести текст при кратком пересказе.
Задание: Распределите пункты плана по сюжету (даны непоследовательно).
КУЛЬМИНАЦИЯ (самый острый момент). Охота на волков. Схватка Снапа с волком.
ЗАВЯЗКА. Маленький «бесёнок» и система его воспитания.
РАЗВЯЗКА. Беззаветное мужество бультерьера.
Проверка составленного плана на слайде 9.
(По желанию 1-2 учащихся пробуют пересказать текст по вывешенному плану).
- Перескажет кратко текст Родион.
- Понравился ли вам этот рассказ? Хотели ли бы вы иметь такую собаку?
Подведение итогов. Оценки.
Вернёмся к поставленному вопросу. Слайд 10
-Почему у людей разное отношение к одной и той же собаке?
(Замечательный щенок - с условием правильного воспитания. Мерзкая собака - не терпит насилия. Гремучая змея - страх перед собакой. )
- Давайте ещё раз обратимся к пословице, которую мы разбирали на уроке:
«Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит». К кому из героев рассказа мы можем отнести эту пословицу? Почему?
- Ради чего пёс так бесстрашно бросался на врага, который был во много раз больше и сильнее его? (Снап жертвовал собой ради безопасности хозяина. А это и есть героический поступок).
- Снап на самом деле был необычной собакой, достойной того, чтобы ей посвятили рассказ. Достойной того, чтобы с неё брали пример другие собаки. Сетон - Томпсон поместил рассказ «Снап» в сборнике, который назвал «Животные - герои».
- Как ещё можно было бы озаглавить этот рассказ? («Маленький герой», «Храбрый пёсик», «Преданная собака»).
Вывод: Нужно любить животных и ценить их дружбу и преданность. Слайд 11.
-Понравился ли вам урок?
Домашнее задание: краткий пересказ текста по плану,
2 группа - пересказ на выбор одной из частей. Слайд 12.