СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 9 классе на тему: "Методы биологических исследований"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лучший урок центров образования «Точка роста».Цель урока: создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение методов исследования с последующим применением полученных знаний на практике, применяя системно – деятельностный подход в обучении.  м

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 классе на тему: "Методы биологических исследований"»

Никулина Елена Валерьевна

учитель биологии Муниципаль-

ного бюджетного общеобразова-

тельного учреждения Таллове-

ровская средняя общеобразова-

тельная школа, Кашарского района

Ростовской области.





Региональный конкурс

Лучший урок центров образования «Точка роста».



Тема урока: «Методы биологических исследований»

Класс: 9

Цель урока: создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение методов исследования с последующим применением полученных знаний на практике, применяя системно – деятельностный подход в обучении. 

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания необходимости использования научных методов при проведении исследований; представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп.

Предметные: научиться демонстрировать знание методов научного исследования, применяемых в биологии; различать наблюдение, сравнение, эксперимент и приводить примеры использования этих методов; проводить биологические исследования в цифровой лаборатории Z.LABS

Тип урока: комбинированный урок комплексного применения знаний, умений и навыков при осуществлении элементарных научных исследований.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологии урока: ИКТ; технология критического мышления, проектная деятельность, здоровьесберегающая технология.

Техническое оборудование: цифровая лаборатория Z.LABS, ноутбуки, микроскопы.











Структура и ход урока: «Методы биологических исследований».


№п/п


Этапы

урока


Цель этапа

урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающегося


Планируемые результаты

I.

Самоопределение к деятельности. (3 мин)Фотоприложение к уроку.pptx

включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Поиск и формулировка темы урока.

Учитель: «Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету скажу вам - будет интересно!»

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса.

Постановка проблемного вопроса: Кто изучает природу? Как, на ваш взгляд, изучают природу? Какие приборы используют в изучении природы? Чему будет посвящен наш урок?

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока.

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

II.

Актуализация ранее изученных знаний и затруднений в деятельности. (5мин)

подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.

Вступительное слово учителя (фронтальная работа): ответьте на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: что изучает современная биология? Какое значение имеет биология сегодня?

Фронтальная беседа: сопоставление биологических дисциплин и их определений. Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, моделирование и рассказывает о цифровой лаборатории Z.LABS, а также напоминает о правилах Т/Б на уроках биологии.

Методы биологических исследований.pptx

Рассказ обучающихся о

биологических дисциплинах и значении биологии в современном мире. Повторяют правила Т/Б на уроках биологии.



Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

Предметные

Обобщают знания о современных биологических дисциплинах, перечисляют практическое значение биологических знаний. Воспроизводят определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания.

III.

Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта (7мин).

анализ обучающимися возникшей ситуации, построение нового способа действий и формирование умений его применять

Рассказывает об использовании приборов цифровой лаборатории Z.LABS для проведения наблюдений за объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении разных биологических исследованиях. Демонстрирует образцы другого лабораторного оборудования, рассказывает о назначении

Обучающиеся проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: датчики измерения относительной влажности и температуры вдыхаемого и выдыхаемого воздуха цифровой лаборатории Z.LABS , увеличительные приборы и др. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии.

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить и искать информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. 

Предметные

Умеют планировать свои действия.

Сравнивают и обобщают полученные знания.

IV.

Открытие новых знаний (10 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Организует и направляет деятельность обучающихся на работу с цифровой лабораторией Z.LABS с выделением методов биологических исследований изучения с разными объектами.

«Выполнение Лабораторная работа №1.docx

Выполняют лабораторные работы в цифровой лаборатории Z.LABS, исследуют мел, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы.

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

составлять небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

Предметные

Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.

Знание основных методы биологического исследования.

Умение различать методы и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам.


Физкультминутка.

(2 мин)


Учитель: «Закройте глаза, расслабьте тело, представьте вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывёте! Сейчас в саду яблоки спелые рвёте! Направо, налево, вокруг посмотрели! Открыли глаза и снова за дело!»

Обучающиеся встают.

Обучающиеся машут руками.

Изображают плавательные движения.

Поднимают руки вверх.

Поворачивают туловище.


V.

Самостоятельная работа и самопроверка (8мин)

коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение обучающихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение различать методы изучения и приводить примеры

Вместе с модераторами направляет работу участников группы в цифровой лаборатории Z.LABS биологических исследований, а также в закреплении полученных знаний. Выполнение: Лабораторная работа №2.docx

Работа в группах под руководством модераторов по заданиям учителя.


Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

Предметные

Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.

Взаимодействие в группе.

Знание методов биологического исследования.

Умение

различать методы и приводить примеры;

оперировать определенными биологическими терминами

VI.

Включение в систему знаний и повторения (5 мин)

повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.

Постановка проблемных вопросов к познавательным задачам, а также закрепление полученных знаний в рабочей тетради: определить биологические методы исследования.

1. Наблюдение.

2. Опыт, эксперимент.

3. Сравнение и моделирование на основе описанных примеров из современного мира.

Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2. задание в р.т. №4

Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задания в рабочей тетради на печатной основе, (дифференцируют информацию, используя текст учебника п.2 с.7-10)

 


Познавательные:

Выполняет задания с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы биологических исследований.

Регулятивные: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; сравнивать и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

Предметные

Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации.

Знают методы биологических исследований


VII.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов

Предлагает ответить и оценить свою работу в форме игры «Светофор».


На столах сигнальные карточки. Обучающиеся играют в игру «Светофор»


НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было

Интересно/не интересно легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.


Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Предметные

Открытость обучающихся в осмыслении своих действий к самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Осознают уровень качества сформированных знаний.

VIII.

Домашнее задание

(2мин)


Фотоприложение к уроку.pptx


Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника;

Ответить на вопросы к п.2.Задание 2,5.

Фиксируют домашнее задание.








Список используемых ресурсов:

1. Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 01.02.2023)

2. В. В. Буслаков А. В. Пынеев Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста» Методическое пособие Z.Labs ZARNIZA

3. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности [Электронный ресурс]:  — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 01.02.2023)

4. Методические рекомендации Лабораторные работы по биологии часть1, часть2 Z.Labs ZARNIZA

5. Пасечник В.В. Биология. Методика индивидуально-групповой деятельности.  — М.: Просвещение, 2018

6. Пономарева И.Н. Уроки биологии. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /; под ред. И. Н. Пономаревой. — М.: Просвещение, 2021

7. Пономарёва И.Н. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова: под ред. Профессора И.Н.Пономарёвой. – 12–е издание, испр. – М., Вентана – Граф, 2022

8. Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : ВентанаГраф, 2020. — 88 с.

9. Круглый стол: Цифровые лаборатории в современной школе [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=qBj-tolw2N4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!