Урок биологии в 5 классе по ФГОС по теме «Грибы»
Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Задачи урока: подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира; выделить характерные признаки грибов( их строение, питание, размножение);определить их роль в природе и жизни человека.
Используемые технологии: здоровьесбережения; проблемного обучения; развивающего обучения.
Планируемые результаты обучения:
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Выдвигают простейшие гипотезы;
Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
Работают с информацией и преобразуют её;
Находят причинно-следственные связи;
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;
Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;
Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
словесные (беседа, диалог);
наглядные (работа с рисунками, схемами);
практические (поиск информации, выполнение лабораторной работы, работа с интерактивной доской);
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Учебник Плешакова А.А., Сонина Н.И. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2015;
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, муляжи грибов.
Основные понятия и термины: Грибы, плодовое тело, грибница, почкование, ядовитые, грибы-паразиты.
Ход урока
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Грибы»
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Методы, приемы, формы | Формирование УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент 1-2 мин. | Учитель приветствует учащихся. - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Прозвенел опять звонок Мы начнем сейчас урок Будем знанья получать Громко, четко отвечать. | Организация рабочих мест, приветствие. Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
2. Актуализация имеющихся знаний учащихся 5-7 мин. | Цель: Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. Повторим, что мы изучали на прошедших уроках: - Какие царства живой природы мы с вами изучили? Слайд1. Сейчас мы проверим, сможете ли вы распознать представителей этих царств. На интерактивной доске фотографии животных, растений, грибов и бактерий. Учитель: посмотрите, пожалуйста, на доску. Распределите эти фотографии по царствам. (работа на интерактивной доске) Задание есть в интерактивном учебнике. Представители какого царства являются самыми древними? (бактерии) Что вы можете сказать про бактерии? Проверим синквейн (дом.задание) - Давайте проверим знания, которые вы приобрели на предыдущем уроке. (Приложение№1). На столах лежат маршрутные листы. Подпишите на них свои фамилию и имя. Дату. Биологический диктант. Слайд 2 Напротив верного утверждения ставим «да», ставим «нет», если не согласны с утверждением. - Сделаем взаимопроверку, и оценим работу товарища. Обменяйтесь листочками. Слайд 3 (с правильными ответами) Утверждения: 1. Клетка бактерий не содержит ядра «да» 2. Бактерии относят к царству растения - «нет» 3. Бактерии размножаются спорами «нет» 4. Бактерии микроскопические организмы и обитают повсюду «да» 5. Бактерии играют только отрицательную роль в природе и жизни человека - «нет» | Заполняют схему на интерактивной доске: по очереди выходят к доске и расставляют варианты ответов в колонки. Работа с карточками, взаимопроверка | Фронтальная работа с классом Работа на интерактивной доске | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
3. Мотивация. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. 1-2 мин | Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того, чтобы узнать, что в ней лежит, я предлагаю разгадать загадку. Слайд 4. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. Заслушать ответы учащихся Пригласить учащегося, чтобы открыть корзину. Правильно, грибы. - Скажите, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах) Тема урока: Грибы. Запишите тему в свои маршрутные листы. Слайд 5. Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах? (Цель урока) Слайд 6. Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы от представителей других царств живой природы, знать особенности их строения, питания, размножения, роль грибов в природе и жизни человека, различать съедобные и ядовитые грибы. Проблемный вопрос? Почему грибы выделили в отдельное царство? Изучим таблицу «Признаки грибов» в маршрутных листах. Скажите, а какие признаки из перечисленных относятся к растениям? А какие к животным? Учитель: Давайте сделаем вывод. Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные, а какие это признаки вы сами выясните в течение урока. | Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока. Вместе с учителем вспоминают признаки царств растений и животных. Работая с таблицей, выявляют признаки грибов, сходные с растения и животными Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных. На проблемный вопрос учителя высказывают свои предположения. | Фронтальная работа с классом | Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале. Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия. |
4. Объяснение нового материала 20 мин. | Слайд 7 Грибы – это одна из самых больших и загадочных организмов. В настоящее время учёные насчитывают 250 тысяч видов грибов. Изучением грибов занимается наука – микология. Слайд 8 Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх связывал рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы. Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы. Слайд 9 ФИЗМИНУТКА (1мин) Вырос гриб на тонкой ножке. Встань и ты, постой немножко. Крышу сделай над собой, Как из шляпки грибной. Гриша шел, шел, шел. И грибок нашел. Раз грибок. Два грибок. Положил их в кузовок. Все тихонечко вздохнем. Вновь грибы учить начнем. Чтобы более подробно познакомиться с грибами, давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 7 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе. Каждая группа получает задание. Работа в группах 1 группа Шляпочные грибы Слайд 10 и 11 2 группа Плесневые грибы Слайд 12 3 группа Съедобные и ядовитые грибы. Слайды 13-19 4 группа Роль грибов в природе и жизни человека Слайд 20 По истечении 7 минут каждая группа представляет свою работу перед классом. После выступления 1 и 2 групп можно включить учебник (строение грибов)- 1мин. После выступления 3 группы выполнить задание на интерактивной доске «Собери лукошко» После выступления 4 группы задать вопросы о грибах паразитах. Учитель: Вы изучили грибы, давайте заполним в таблице третью колонку «Признаки, характерные для грибов» Релаксация Послушаем музыку леса. Представим, что лето, лес, поют птички, мы собираем грибы в лукошко. Любите вы собирать грибы? Я набрала целую корзину грибов, и хотела бы с вами поделиться. Но с условием: на следующем уроке вы должны сделать небольшое сообщение о том грибочке, который вам достанется. | Просмотр презентации на доске Самостоятельная работа с учебником, моделирование строения шляпочного гриба с помощью пластилина. Выполнение лабораторных работ «Строение шляпочного гриба», «Строение мукора» Групповая работа обучающихся с последующей защитой | | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; · разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; · управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. |
5.Закрепление изученного материала 5 мин. | Подведем итог нашего урока, проверим усвоение материала приступаем к выполнению заданий. Выполните тест в ваших маршрутных листах. Оцените себя. Слайд 21 Верные ответы: 1б 2г 3б 4а 5б 6б Загадки: 7. дрожжи, 8. Плесень Если останется время – раздать ребусы (один на группу) Синквейн «Грибы» | Выполняют тест Оценивают себя | | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено; элементы волевой саморегуляции. Познавательные: логические: анализ и синтез информации. |
6.Рефлексия 6 мин. | -Как вы оцениваете работу вашей группы? (Мнение учителя о работе каждой из групп.) Дополните предложение высказав своё мнение об уроке Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Данный материал пригодится мне в жизни…. Оцени своё настроение на уроке | Высказывают мнение об уроке. поднимают картинки | Индивидуальная работа | Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
7. Домашнее задание 2 мин. | Параграф 12. Ответить на вопросы устно. Творческое задание. Сообщение о грибах. Придумать загадки о шляпочных грибах. Вылепить из пластилина съедобный и ядовитый гриб. | | | |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Фамилия, имя ________________________________________________ Дата__________
Задание 1. Поставьте «да» или «нет» возле утверждения.
Утверждения:
1. Клетка бактерий не содержит ядра
2. Бактерии относят к царству растения
3. Бактерии размножаются спорами
4. Бактерии микроскопические организмы и обитают повсюду
5. Бактерии играют только отрицательную роль в природе и жизни человека
Тема урока __________________________________________
Таблица. Признаки грибов
Царство Грибы |
Признаки сходства с растениями | Признаки сходства с животными | Признаки, характерные только для грибов |
- неподвижны; - неограниченный рост; - имеют прочные клеточные стенки; - питание путём всасывания воды и минеральных солей; - размножаются вегетативно и спорами; | - не имеют хлорофилла; - питаются готовыми органическими веществами; - в клеточных стенках особое вещество - хитин; - запасной продукт – гликоген; - образуют мочевину. | |
Задание 2. Выполните тест. Выбери один верный ответ.
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей; б) пеньком; в) шляпкой; г) плодовым телом.
3. Мукор и пеницилл - это
а) шляпочные грибы б) плесневые грибы в) паразитические грибы г) дрожжи
4 . Как называется взаимовыгодная связь между грибами и деревьями:
а) симбиоз; б) грибокорень; в) грибница;
5.К грибам паразитам относится:
а) Подберезовик; б) Гриб-трутовик; в) Опёнок.
6. По способу питания грибы похожи на животных, так как:
а) способны к фотосинтезу б) питаются готовыми органическими веществами
в) поглощают пищу путём всасывания
Отгадайте загадки:
7. Меньше корытца, а мешок муки поднимает. Что это? Ответ____________________
8. Если я на колбасе - стала та негодная.
Если я сижу на сыре - то я благородная! Ответ____________________________
1 группа
Внимательно прочитайте текст параграфа 12 на стр.64-65 (со 2 по 4 абзацы).
Ознакомьтесь со строением шляпочных грибов. Рассмотрите муляж гриба.
Выполните лабораторную работу «Строение шляпочного гриба»
Инструктивная карта:
Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенёк и шляпку.
Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба.
Как размножаются грибы? Где образуются споры у шляпочных грибов?
Как питаются грибы? Какая связь устанавливается между грибами и деревьями?
2 группа
Внимательно прочитайте текст учебника на стр.65 (2 абзац). Ознакомьтесь со строением плесневых грибов.
Выполните лабораторную работу «Строение плесневого гриба мукора»
Инструктивная карта:
Рассмотрите мукор под микроскопом. Найдите грибницу, головки со спорами.
Зарисуйте мукор. Подпишите части гриба.
Сделайте вывод по работе, укажите, где образуются споры у плесневых грибов. Какой ещё гриб относится к плесневым?
Что такое дрожжи? Как размножаются дрожжи?
Коробочки со спорами
Споры
Грибница
3 группа
Внимательно прочитайте текст учебника на стр.65 (последний абзац) и стр.66 до роли грибов в природе. Рассмотрите картинки.
Ответьте на вопросы:
Какие грибы называют съедобными? Какие съедобные грибы растут в нашей местности? (письменно)
Какие грибы называют ядовитыми? Назовите известные вам ядовитые грибы. Как их распознать? (письменно)
Знаешь ли ты правила сбора грибов? Поделись с другими этими правилами.
Грибами можно отравиться. Какие меры первой помощи вы можете предложить?
4 группа
Внимательно прочитайте текст учебника на стр.66 со 2 абзаца и до конца параграфа. Рассмотрите картинки.
Ответьте на вопросы:
Какую роль играют грибы в природе? (письменно)
Какую роль играют грибы в жизни человека? (письменно)
Какие грибы относят к паразитам? (письменно)
Что стало бы с природой, если бы исчезли грибы и бактерии?
3 группа
Внимательно прочитайте текст учебника на стр.65 (последний абзац) и стр.66 до роли грибов в природе. Рассмотрите картинки.
Ответьте на вопросы:
Какие грибы называют съедобными? Какие съедобные грибы растут в нашей местности? (письменно)
Какие грибы называют ядовитыми? Назовите известные вам ядовитые грибы. Как их распознать? (письменно)
Знаешь ли ты правила сбора грибов? Поделись с другими этими правилами.
Грибами можно отравиться. Какие меры первой помощи вы можете предложить?
4 группа
Внимательно прочитайте текст учебника на стр.66 со 2 абзаца и до конца параграфа. Рассмотрите картинки.
Ответьте на вопросы:
Какую роль играют грибы в природе? (письменно)
Какую роль играют грибы в жизни человека? (письменно)
Какие грибы относят к паразитам? (письменно)
Что стало бы с природой, если бы исчезли грибы и бактерии?
Используемая литература:
1. Учебник Плешакова А.А., Сонина Н.И. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2015;
2. Введение в биологию. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова/ авт.-сост. И.В.Константинова.-Волгоград:Учитель,2014.-206 с.
3. Воронина Г.А. Тесты по биологии. К учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию.5 класс»/ М.:Экзамен, 2013
Интернет-ресурсы:
1. Загадки про грибы.-http://trevojnui/ru/detyam/zagadki/zagadki pro gribi