СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 11 классе по теме "Главные направления эволюции органического мира"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

обучающие – изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;

развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда;

воспитательные – воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 11 классе по теме "Главные направления эволюции органического мира"»

Главные направления эволюции органического мира

Главные направления эволюции органического мира

Критерии вида Биохимический ( сходный химический состав внутриклеточной среды у особей одного вида) Физиологический (сходство процессов, протекающих  в организмах одного вида; не скрещиваемость разных видов) Критерии вида Географический (обитание особей одного вида в пределах общего ареала) Морфологический ( сходство признаков внешнего строения у особей одного вида) Этологический Генетический Экологический (присущие только данному виду животных особенности поведения) ( определённый набор хромосом у особей одного вида) (обитание особей одного  вида в определённых, сходных экологических условиях)

Критерии вида

Биохимический

( сходный химический

состав внутриклеточной

среды у особей одного вида)

Физиологический

(сходство процессов, протекающих

в организмах одного вида;

не скрещиваемость разных видов)

Критерии

вида

Географический

(обитание особей одного

вида в пределах

общего ареала)

Морфологический

( сходство признаков

внешнего строения у

особей одного вида)

Этологический

Генетический

Экологический

(присущие только данному

виду животных

особенности поведения)

( определённый набор

хромосом у особей

одного вида)

(обитание особей одного

вида в определённых, сходных

экологических условиях)

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. Шмальгаузен Иван Иванович (1884 – 1963) Северцов Алексей Николаевич (1866 – 1936)

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

  • Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.
  • Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.
  • Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.
  • Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

Шмальгаузен

Иван Иванович

(1884 – 1963)

Северцов

Алексей Николаевич

(1866 – 1936)

 Направления эволюции Биологический прогресс.  Биологический регресс.  - Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде. Снижение уровня приспособленности к условиям обитания. Уменьшение численности вида. Сокращение ареала. Увеличение численности вида. Расширение ареала.

Направления эволюции

  • Биологический прогресс.
  • Биологический регресс.

- Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде.

  • Снижение уровня приспособленности к условиям обитания.
  • Уменьшение численности вида.
  • Сокращение ареала.
  • Увеличение численности вида.
  • Расширение ареала.
Биологический прогресс Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

Биологический

прогресс

Ароморфоз

Идиоадаптация

Дегенерация

 Пути биологического прогресса

Пути биологического прогресса

 Ароморфоз  (по А.Н.Северцову)  Возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Ароморфоз

(по А.Н.Северцову)

Возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

 Ароморфозы Архейской эры

Ароморфозы Архейской эры

Крупные Ароморфозы

Крупные Ароморфозы

 Идиоадаптация  Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации.

Идиоадаптация

Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации.

Разнообразие форм  идиоадаптации у животных

Разнообразие форм

идиоадаптации у животных

Дегенерация  резкое упрощение организации, связанное с исчезновением  целых систем органов и функций  Существуют некоторые общие причины, которые во всех группах животного царства способны вызывать дегенерацию. Такое действие оказывает, например, паразитический образ жизни.

Дегенерация

  • резкое упрощение организации, связанное с исчезновением

целых систем органов и функций

Существуют некоторые общие причины, которые во всех группах животного царства способны вызывать дегенерацию. Такое действие оказывает, например, паразитический образ жизни.

Общая дегенерация Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина. а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба; б) – её корневидные отростки внутри тела краба.

Общая дегенерация

Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина.

а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба;

б) – её корневидные отростки внутри тела краба.

Пример дегенерации паразитов С особенною силою дегенерация наблюдается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды. В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты)  Аскариды.

Пример дегенерации паразитов

С особенною силою дегенерация наблюдается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды.

В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты)

Аскариды.

Дегенеративные изменения организмов  Другое распространенное явление, влекущее за собой дегенеративные изменения организма, — это сидячий, прикреплённый образ жизни.  Ракообразные-паразиты изоподы Антарктики Ракообразные паразиты рыб.

Дегенеративные

изменения организмов

Другое распространенное явление, влекущее за собой дегенеративные изменения организма, — это сидячий, прикреплённый образ жизни.

Ракообразные-паразиты изоподы Антарктики

Ракообразные паразиты рыб.

Примеры дегенерации  Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные. Крот  Протей европейский

Примеры дегенерации

Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные.

Крот

Протей европейский

Общая дегенерация Трубчатые черви. Волосатик – паразит насекомых Мшанка ползучая

Общая дегенерация

Трубчатые черви.

Волосатик –

паразит насекомых

Мшанка ползучая

Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс . Биологический прогресс протекает тремя путями:  Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.  Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих. Идиоадаптация  - это приспособления живого мира к окружающей среде.  Пример: Покровительственная окраска у животных . Дегенерация  – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций.  Пример: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные организмы.
  • Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс . Биологический прогресс протекает тремя путями:
  • Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих.

  • Идиоадаптация - это приспособления живого мира к окружающей среде.

Пример: Покровительственная окраска у животных .

  • Дегенерация – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций.

Пример: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные организмы.

Воздействие человека на природу

Воздействие человека на природу

Влияние антропогенного фактора

Влияние

антропогенного

фактора

Глобальные экологические проблемы Климатические изменения.  Нарушение озонового слоя.  Загрязнение атмосферы и гидросферы.  Уничтожение лесов.  Изменение состояния почв.  Опустынивание.  Потеря биоразнообразия и др.

Глобальные экологические проблемы

  • Климатические изменения.
  • Нарушение озонового слоя.
  • Загрязнение атмосферы и гидросферы.
  • Уничтожение лесов.
  • Изменение состояния почв.
  • Опустынивание.
  • Потеря биоразнообразия и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!