СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 10 классе "Деление клетки, Митоз"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.Раскрытие особенностей протекания каждой фазы митоза. Закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии;

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 10 классе "Деление клетки, Митоз"»



Урок по биологии в 10 классе

Тема:

ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ.





Составила и провела:

учитель биологии

Смигановская В.В

2022-202Цели урока:

Образовательные:

Формирование знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.Раскрытие особенностей протекания каждой фазы митоза. Закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии;

Развиваюшие:

Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, строить схему, таблицу. Развитие логического мышления, умение анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом.

Воспитательные:

Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование: таблица « Митоз», электронное пособие «Деление клетки. Митоз». мультимедийный проектор.

Основные понятия: жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период, репликация, кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Метод обучения:

- по источнику знаний: словесный, наглядный;

- по характеру деятельности учащихся: частично – поисковый;

- по характеру деятельности учителя: объяснительно – иллюстративный

Форма организации: урок формирования новых знаний

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа в парах.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент: приветствие учащихся, готовность к уроку.

2.Актуализация знаний: мотивация к изучению нового материала.

Учитель: Ребята мы сегодня начинаем изучать новый раздел «Общей биологии» - «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Фронтальный опрос учащихся:

Назовите самое важное свойство живых организмов? (Размножение или воспроизведение себе подобных)

- Какие живые организмы способны размножаться? ( Все без исключения, от бактерий до млекопитающих)

-Способы размножения различных организмов могут сильно отличаться друг от друга. Назовите какие способы размножения вы знаете? (Половое и бесполое)

- Что лежит в основе любого типа размножения? (Деление клетки)

-Зачем клетка делится? ( У одноклеточных - происходит размножение путем деления клеток, у многоклеточных за счет деления клеток организм растет, развивается, при ранениях организма восстанавливаются поврежденные ткани и органы)

???Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Деление клетки. Митоз.)

Сегодня на уроке мы рассмотрим (план урока):

  1. Жизненный цикл клетки.

  2. Интерфаза.

  3. Фазы митоза.

  4. Сущность митоза.

  5. Биологическое значение митоза.

  6. Типы митоза.

  7. Выводы (тестирование).

Формирование новых знаний.

«Жизненный цикл клетки» - организация самостоятельной работы учащихся по изучению «Жизненного цикла клетки» (составление схемы «Жизненный цикл клетки»

(На столах у каждого ученика лежит макет схемы «Жизненный цикл клетки», который он должен заполнить самостоятельно, используя различные источники информации: учебник, демонстрация слайда на проекторе, рассказ учителя).

Учитель демонстрирует готовую схему «Жизненный цикл клетки».

Согласно клеточной теории, возникновение новых клеток происходит только путем деления предыдущей, материнской клетки.

Ребята, а как вы понимаете, что такое «Жизненный цикл клетки» или «Клеточный цикл»?

Учитель: Весь жизненный цикл клетки (жизнь) представляет собой Митотический цикл – интерфаза, митоз.

Между митотическими циклами у многоклеточных организмов происходит - апоптоз – генетически обусловленный процесс физиологической гибели клетки. («запрограммированная» клеточная смерть, это происходит потому что ДНК клетки содержат особые «Гены смерти», которые рано или поздно активируются, это приводит к синтезу особых белков, которые убивают эту клетку).

От своего рождения до апоптоза клетка проходит множество клеточных циклов (у бактерий он занимает 20 минут, у инфузории – туфельки от 10 до 20 часов)

Клетки тканей многоклеточного организма на разных стадиях его развития делятся очень часто, а затем клеточные циклы значительно удлиняются. (Например: 80 % головного мозга (клетки нейроны) формируются путем деления сразу после рождения животного. Однако большинство этих клеток теряют способность к делению, и часть из них доживает не делясь до естественной смерти животного от старости.

2.Учитель: Рассмотрим главный момент жизненного цикла клетки – митотический цикл (самостоятельная работа учащихся с макетом схемы)

Митотический цикл состоит из 2х фаз:

  1. Интерфаза – период подготовки клетки к делению.

  2. Митоз – деление клетки.

Продолжительность по времени митоза не велика ( как мы видит по схеме) составляет 1 – 2 часа, а подготовка клетки к делению – интерфаза, в клетках растений и животных может продолжаться от 10 - 20 часов до нескольких суток.

3.Учитель: Интерфаза состоит из 3х периодов

а). Пресинтетический период (G1) – ( англ.gap (джэп) – интервал)

( П – число хромосом. С – количество ДНК)

1.Образование рибосом

2. Синтез р-РНК, и-РНК, т-РНК.

3. Синтез АТФ

4.Деление митохондрий

5.Синтез ферментов 6. Рост клетки

б) Синтетический период (S) – главное – удвоение ДНК – репликация или редупликация ДНК. (демонстрация схемы слайда, текст учебника стр. 110 п.28, демонстрация анимационного слайда «Репликация ДНК» из урока «Бесполое размножение»).

2п 4с

1.Удвоение (редупликация ДНК)

2.Синтез белков – гистонов

3. Сборка второй хроматиды

в). Постсинтетический период (G2) – смотри в учебнике и на слайде.

2п 4с

1.Синтез белка

2. Синтез АТФ

3.СинтезРНК

4. Удвоение массы цитоплазмы

«Интерфаза».

«Митоз»

«Сущность митоза»

В чем заключается сущность митоза?

«Биологическое значение митоза»

- сохранение идентичного набора генетического материала

- обеспечивает эмбриональное развитие

- рост

- восстановление органов и тканей

- у одноклеточных – форма бесполого размножения

«Типы митоза» Три типа митоза:

а) . Стволовой – образуются 2 равноценные клетки, способные к делению.

б). Ассиметричный митоз – образуются 2 неравноценные клетки, одна из которых способна к делению, другая гибнет (причина –неравномерное распределение хромосом между дочерними клетками)

в). Трансформирующий митоз изменяются и гибнут обе дочерние клетки.

Амитоз – прямое деление ядра без образования веретена деления (не происходит равномерное распределение хромосом между дочерними клетками)

Амитоз наблюдается при переломах костей, заживлении ран, когда необходимо быстрое восстановление тканей .

Эндомитоз – удвоение хромосом без их последующего распределения между дочерними клетками. В результате возникают полиплоидные клетки.

Закрепление изученного

Итог урока:

Рефлексия:

- Вам понравился урок?

- Что узнали нового?

- В чем возникли трудности?

- Как с ними справились?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!