Открытый урок по биологии «Общая характеристика царства Растений»
Тип урока: комбинированный урок
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная
Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений;
Задачи:
Образовательные:
познакомить с разнообразием мест обитания растений, условий их существования; расширяя кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях.
Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных способностей, как анализ, сравнение, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;
Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе.
Формы организации учебной деятельности: беседа, работа со слайдами компьютерной презентации, самоконтроль, тестирование, рефлексия.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, таблицы
ХОД УРОКА
1. Организационный.
Здравствуйте ребята. (садитесь)…. Говорят, как день начнёшь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнёмся, друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
2. Актуализация знаний
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте.
Листая старый календарь…
Вот и я, листая календарь, а за окном осенние деньки, решила отправиться с вами в необыкновенное Царство, где живут живые существа. На планете Земля вместе с нами проживает множество организмов, взаимодействующих друг с другом. И мы с вами являемся неотъемлемой частью огромного мира, где нет ничего лишнего и ненужного. Наука систематика (с которой мы будем знакомиться позже) помогла нам в распределении живых организмов по группам. Самая большая группа – это царство.
Давайте вспомним, какие царства мы изучили?
(ответы детей: Царство Бактерии, Грибы?
(слайд 1-2)
Я бы хотела, чтобы вы немножко про них вспомнили и предлагаю вам небольшой тест. (приложение 1) проверьте свои ответы см слайд 3
(Слайд 3)
Молодцы ребята.
Хорошо. Справились. Сдайте мне работы.
3. Объяснение нового материала.
Сегодня мы переходим к изучению нового Царства – Царства «Растения»
( запишите число, тему урока: «Общая характеристика царства Растений»
(слайды 4-5)
В современном мире насчитывается более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95% от массы всех населяющих её живых организмов. (Слайд 4)
Растения подразделяются на деревья, кустарники и травы. (слайд 5)
С экологической точки зрения ( в зависимости от их условий обитания) растения делятся на несколько групп.
На какие группы вы бы их разделили?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Давайте посмотрим на слайды и узнаем, на сколько вы правы.
(слайды 6-11)
Вы были правы ребята, с экологической точки зрения растения подразделяются на следующие группы:
светолюбивые,
тенелюбивые,
теневыносливые,
водные и околоводные
наземные.
Среди них есть самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих водоёмов, никто не подумает, что ряска - отдаленный родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967гг, отмечено 25 случаев её цветения, но есть и великаны.
В тропиках и субтропиках (т.е. вблизи экватора, где всегда тепло и достаточно влаги) растут такие растения как секвойя, эвкалипт, возвышающиеся над землёй более чем на 100 м., а в наших местах большие могучие дубы, липа, клен и многие другие.
На сегодняшний день обитают растительные организмы разного строения.
Поэтому ученые делят растения на два большие подцарства. Как они называются, и что послужило такому разделению, вы сейчас выясните сами.
Откройте, пожалуйста, учебники (стр. 53) внимательно прочитайте раздел параграфа «Что изучает ботаника» и выполните следующие задания:
1. Ответьте на вопрос: Что изучает ботаника?
2. Заполните схему (Слайд № 12):
(Проверка схемы и дополнение учителя тело низших растений называют слоевищем, или таллолом (от греч слова «таллос» - зеленая ветвь) у этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. ) (слайд 13)
Молодцы ребята, вы справились с заданиями, но я хочу дополнить схему (Слайд № 14)
К низшим растениям относятся группа отделов водорослей. Например:
Отдел Зеленые водоросли
Отдел Красные водоросли
Отдел Бурые водоросли
А высшие растения делятся ещё на две группы: Споровые и Семенные растения. (слайд № 15)
Как вы думаете, по какой причине их разделили на группы?
Размножаются спорами и семенами.
Правильно ребята споровые растения размножаются и распространяются с помощью спор, а семенные- с помощью семян.
К высшим споровым растениям относятся: (слайды 16-18)
Отдел Мохообразные
Отдел Плаунообразные
Отдел Хвощеобразные
Отдел Папоротнокообразные ,
А семенные высшие группы включают: (слайды 19-20)
Отдел Голосеменные
Отдел Покрытосеменные или Цветковые
Физкульминутка.
Потрудились – отдохнём
Встали, глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо – поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Отдохнули? А теперь продолжим. Однако, при всем многообразии растительные организмы имеют общие черты, которые отличают их от представителей других царств природы.
С некоторыми особенностями вы уже знакомы
Рассмотрим эти особенности:
1. Все растения автотрофы - способны к фотосинтезу
Вспомните ребята, что такое фотосинтез и где он протекает?
Фотосинтез, - это процесс образования органических молекул из неорганических за счет энергии света. Протекает он в зеленых клетках растений.
Правильно, это – образование органических веществ (крахмала) из неорганических ( углекислого газа и воды) за счет энергии света (учитель показывает процесс фотосинтеза на слайде № 21).
Благодаря этому у растений в процессах обмена преобладают реакции биологического синтеза органических молекул над процессами расщепления веществ.
В результате растения образуют ту биомассу, которой питаются животные.
2. Скажите, пожалуйста, почему растения имеют зеленый цвет?
Растения имеют зеленый цвет, потому что у них имеются пластиды, содержащие пигменты.
Правильно. Обратимся к следующему слайду (Слайд № 22). У растений имеются специфические органоиды-пластиды, содержащие пигменты.
Какие вы знаете пластиды?
Например:
1. Хлоропласты содержат хлорофилл- пигмент зеленого цвета.
2. Хромопласты, ребята, содержат каратиноиды (оранжево – желтые и красные окраски) которые появляются при пожелтении листьев и придают плодам и цветам тот или иной цвет.
(рисунки овощей и фруктов)
3. Лейкопласты - бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений;
3. Процессы жизнедеятельности растительного организма регулируют особые растительные гормоны – фитогормоны (Слайд № 22). Их взаимодействие обеспечивает рост, развитие и другие физиологические процессы, происходящие в растениях.
4. Четвертой важной особенностью растений является наличие в их клетках толстой клеточной стенки лежащей к наружи от цитоплазмы.
Чем образована клеточная оболочка у растений?
Клеточная оболочка у растений образована целлюлозой.
Правильно целлюлозой.
Обратимся к экрану(Слайд № 22). Такая клеточная стенка специфичная особенность растений – у животных ее нет. Наличие у каждой клетки твердой оболочки определило малую подвижность растений.
5. Обязательным продуктом обмена веществ растений является клеточный сок (Слайд № 22). Клеточный сок - это раствор разнообразных органических веществ – аминокислот, белков, углеводов, неорганических солей, с подробностями вы столкнётесь в курсе изучения «Химии». Накапливаясь в вакуолях цитоплазмы клеточный сок, вызывает напряжение клеточной стенки – в результате ткани растений приобретают высокую прочность. Для наглядного представления обратите внимание на этот воздушный шарик (учитель надувает шарик). Воздух в шарике давит на стенки и поэтому он такой упругий.
6. Растения характеризуются неограниченным ростом: они увеличиваются в размерах в течение жизни (слайд 23)
Значение растений в природе и жизни человека (рассказывает ученик)
Закрепление
Итак, ребята, вы получили на уроке много новой информации. Сейчас мы выполним задания и узнаем, насколько хорошо мы усвоили новый материал
Вопросы (устно)
1. Какие жизненные формы у растений вам известны?
2. Что такое ботаника?
3. На какие подцарства делят растения?
4. В чем особенность низших растений?
5. В чем особенность высших растений?
Установите соответствие между отделами растений и подцарствами растений
(Слайд № 24)
Ответы (слайд 25)
Выводы: сегодня на уроке вы увидели красочную презентацию о растениях, но все эти слайды взяты из природы, а это говорит о том, что мир растений прекрасен. Представьте нашу планету без растений. Это выглядит ужасно, поэтому, ребята, бережно относитесь к растениям, вырубайте и пилите старые деревья, которые уже засохли, а на их место сажайте молодые, пусть не дикорастущие, а культурные, например плодово-ягодные. Лет через 5-6 вы сможете употреблять в пищу их плоды, а растения, кроме того, будут выделят в воздух кислород, очищать его от загрязнений, и вы таким образом внесёте свой вклад в решение одной из экологических проблем на Земле.
Домашнее задание
Параграф 11; 2. Подготовить сообщения по темам ( по желанию):
1) Лекарственные растения
2) Культурные растения
3) Растения, занесенные в Красную книгу
Итог урока. Вы сегодня хорошо работали, я проверю ваши работы и выставлю оценки. Урок окончен.