СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 6класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика царства Растения" по учебнику В.В.Пасечника

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 6класс»

Открытый урок по биологии «Общая характеристика царства Растений»

Тип урока: комбинированный урок

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная

Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений;

Задачи:

Образовательные:

познакомить с разнообразием мест обитания растений, условий их существования; расширяя кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях.

Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных способностей, как анализ, сравнение, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе.

Формы организации учебной деятельности: беседа, работа со слайдами компьютерной презентации, самоконтроль, тестирование, рефлексия.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, таблицы


ХОД УРОКА


1. Организационный.

Здравствуйте ребята. (садитесь)…. Говорят, как день начнёшь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнёмся, друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.


2. Актуализация знаний


Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте.

Листая старый календарь…


Вот и я, листая календарь, а за окном осенние деньки, решила отправиться с вами в необыкновенное Царство, где живут живые существа. На планете Земля вместе с нами проживает множество организмов, взаимодействующих друг с другом. И мы с вами являемся неотъемлемой частью огромного мира, где нет ничего лишнего и ненужного. Наука систематика (с которой мы будем знакомиться позже) помогла нам в распределении живых организмов по группам. Самая большая группа – это царство.


Давайте вспомним, какие царства мы изучили?

(ответы детей: Царство Бактерии, Грибы?

(слайд 1-2)

Я бы хотела, чтобы вы немножко про них вспомнили и предлагаю вам небольшой тест. (приложение 1) проверьте свои ответы см слайд 3

(Слайд 3)

Молодцы ребята.

Хорошо. Справились. Сдайте мне работы.


3. Объяснение нового материала.


Сегодня мы переходим к изучению нового Царства – Царства «Растения»

( запишите число, тему урока: «Общая характеристика царства Растений»

(слайды 4-5)

В современном мире насчитывается более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95% от массы всех населяющих её живых организмов. (Слайд 4)

Растения подразделяются на деревья, кустарники и травы. (слайд 5)

С экологической точки зрения ( в зависимости от их условий обитания) растения делятся на несколько групп.

На какие группы вы бы их разделили?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Давайте посмотрим на слайды и узнаем, на сколько вы правы.

(слайды 6-11)

Вы были правы ребята, с экологической точки зрения растения подразделяются на следующие группы:

  1. светолюбивые,

  2. тенелюбивые,

  3. теневыносливые,

  4. водные и околоводные

  5. наземные.

Среди них есть самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих водоёмов, никто не подумает, что ряска - отдаленный родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967гг, отмечено 25 случаев её цветения, но есть и великаны.

В тропиках и субтропиках (т.е. вблизи экватора, где всегда тепло и достаточно влаги) растут такие растения как секвойя, эвкалипт, возвышающиеся над землёй более чем на 100 м., а в наших местах большие могучие дубы, липа, клен и многие другие.


На сегодняшний день обитают растительные организмы разного строения.

Поэтому ученые делят растения на два большие подцарства. Как они называются, и что послужило такому разделению, вы сейчас выясните сами.

Откройте, пожалуйста, учебники (стр. 53) внимательно прочитайте раздел параграфа «Что изучает ботаника» и выполните следующие задания:

1. Ответьте на вопрос: Что изучает ботаника?

2. Заполните схему (Слайд № 12):

(Проверка схемы и дополнение учителя тело низших растений называют слоевищем, или таллолом (от греч слова «таллос» - зеленая ветвь) у этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. ) (слайд 13)

Молодцы ребята, вы справились с заданиями, но я хочу дополнить схему (Слайд № 14)

К низшим растениям относятся группа отделов водорослей. Например:

Отдел Зеленые водоросли

Отдел Красные водоросли

Отдел Бурые водоросли

А высшие растения делятся ещё на две группы: Споровые и Семенные растения. (слайд № 15)

Как вы думаете, по какой причине их разделили на группы?

Размножаются спорами и семенами.

Правильно ребята споровые растения размножаются и распространяются с помощью спор, а семенные- с помощью семян.

К высшим споровым растениям относятся: (слайды 16-18)

Отдел Мохообразные

Отдел Плаунообразные

Отдел Хвощеобразные

Отдел Папоротнокообразные ,


А семенные высшие группы включают: (слайды 19-20)

Отдел Голосеменные

Отдел Покрытосеменные или Цветковые


Физкульминутка.

Потрудились – отдохнём

Встали, глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд

Влево, вправо – поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.


Отдохнули? А теперь продолжим. Однако, при всем многообразии растительные организмы имеют общие черты, которые отличают их от представителей других царств природы.

С некоторыми особенностями вы уже знакомы

Рассмотрим эти особенности:


1. Все растения автотрофы  - способны к фотосинтезу

Вспомните ребята, что такое фотосинтез и где он протекает?


Фотосинтез, - это процесс образования органических молекул из неорганических за счет энергии света. Протекает он в зеленых клетках растений.


Правильно, это – образование органических веществ (крахмала) из неорганических ( углекислого газа и воды) за счет энергии света (учитель показывает процесс фотосинтеза на слайде № 21).

Благодаря этому у растений в процессах обмена преобладают реакции биологического синтеза органических молекул над процессами расщепления веществ.
В результате растения образуют ту биомассу, которой питаются животные.


2. Скажите, пожалуйста, почему растения имеют зеленый цвет?


Растения имеют зеленый цвет, потому что у них имеются пластиды, содержащие пигменты.

Правильно. Обратимся к следующему слайду (Слайд № 22). У растений имеются специфические органоиды-пластиды, содержащие пигменты.

Какие вы знаете пластиды?

Например:

1. Хлоропласты содержат хлорофилл- пигмент зеленого цвета.
2. Хромопласты, ребята, содержат каратиноиды (оранжево – желтые и красные окраски) которые появляются при пожелтении листьев и придают плодам и цветам тот или иной цвет.

(рисунки овощей и фруктов)

3. Лейкопласты - бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений;


3. Процессы жизнедеятельности растительного организма регулируют особые растительные гормоны – фитогормоны (Слайд № 22). Их взаимодействие обеспечивает рост, развитие и другие физиологические процессы, происходящие в растениях.

4. Четвертой важной особенностью растений является наличие в их клетках толстой клеточной стенки лежащей к наружи от цитоплазмы.

Чем образована клеточная оболочка у растений?


Клеточная оболочка у растений образована целлюлозой.


Правильно целлюлозой.

Обратимся к экрану(Слайд № 22). Такая клеточная стенка специфичная особенность растений – у животных ее нет. Наличие у каждой клетки твердой оболочки определило малую подвижность растений.


5. Обязательным продуктом обмена веществ растений является клеточный сок (Слайд № 22). Клеточный сок - это раствор разнообразных органических веществ – аминокислот, белков, углеводов, неорганических солей, с подробностями вы столкнётесь в курсе изучения «Химии». Накапливаясь в вакуолях цитоплазмы клеточный сок, вызывает напряжение клеточной стенки – в результате ткани растений приобретают высокую прочность. Для наглядного представления обратите внимание на этот воздушный шарик (учитель надувает шарик). Воздух в шарике давит на стенки и поэтому он такой упругий.


6. Растения характеризуются неограниченным ростом: они увеличиваются в размерах в течение жизни (слайд 23)

Значение растений в природе и жизни человека (рассказывает ученик)


Закрепление

Итак, ребята, вы получили на уроке много новой информации. Сейчас мы выполним задания и узнаем, насколько хорошо мы усвоили новый материал

  1. Вопросы (устно)

1. Какие жизненные формы у растений вам известны?

2. Что такое ботаника?

3. На какие подцарства делят растения?

4. В чем особенность низших растений?

5. В чем особенность высших растений?

  1. Установите соответствие между отделами растений и подцарствами растений

(Слайд № 24)

Ответы (слайд 25)

Выводы: сегодня на уроке вы увидели красочную презентацию о растениях, но все эти слайды взяты из природы, а это говорит о том, что мир растений прекрасен. Представьте нашу планету без растений. Это выглядит ужасно, поэтому, ребята, бережно относитесь к растениям, вырубайте и пилите старые деревья, которые уже засохли, а на их место сажайте молодые, пусть не дикорастущие, а культурные, например плодово-ягодные. Лет через 5-6 вы сможете употреблять в пищу их плоды, а растения, кроме того, будут выделят в воздух кислород, очищать его от загрязнений, и вы таким образом внесёте свой вклад в решение одной из экологических проблем на Земле.

Домашнее задание

  1. Параграф 11; 2. Подготовить сообщения по темам ( по желанию):

1) Лекарственные растения

2) Культурные растения

3) Растения, занесенные в Красную книгу

Итог урока. Вы сегодня хорошо работали, я проверю ваши работы и выставлю оценки. Урок окончен.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!