СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 9 классе "Основы учения о наследственности и изменчивости"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока - смотра знаний  в 9 классе на тему "Основы учения о наследственности и изменчивости" с использованием игровой технологии

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 классе "Основы учения о наследственности и изменчивости"»



9 класс


Тема урока: «Основы учения о наследственности и изменчивости».


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения урока: урок-смотр знаний.

Цели урока:

1. Систематизировать знания учащихся по теме «Генетика»;

2. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение у учащихся: универсальный характер законов убеждает учащихся в материальном единстве живой природы, история открытия законов помогает утвердиться в познаваемости явлений жизни, понять особенности статистических закономерностей;

3. Воспитывать чувство ответственности у учащихся за результаты совместной деятельности.


Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, песочные часы.

Методическое обеспечение:

Презентация к уроку «Основы учения о наследственности и изменчивости»,

опорная схема: «Движущие силы эволюции», карточки-задания.


Современная образовательная технология: игровые технологии.


Примечание: За несколько дней до урока учащиеся делятся на три группы и получают творческое задание «Представьте ученого», Первая группа представляет Г. Менделя, вторая – Т. Х. Моргана, третья – Ч. Дарвина.


Ход урока.

1.Организационный момент.(4 минуты)

Учитель обращается к классу с сообщением о том, что данный урок несколько необычный. Он будет проходить в форме игры. В ходе этой игры мы должны выяснить, каково значение генетики для народного хозяйства, медицины, здравоохранения. Для этого мы должны решить необычные задачи, выполнить задания и т. д.

Класс разделен на три группы. Каждая группа выбирает себе фишку или красного цвета, или желтого цвета, или зеленого цвета (Фишки предлагает учитель) и становится командой красных, желтых или зеленых. Команда, которая готова ответить на задание, поднимает свою фишку. На обсуждение задания команде дается время 1 минута. На доске висит таблица с названиями команд, куда будут заноситься баллы за выполненные задания.

На экране название темы урока (Смотрим презентацию, слайд 1) и цели урока (Смотрим презентацию, слайды 2 и 3).

2.Проверка знаний учащихся. (32 минуты)

(Проводится в виде игр-конкурсов).

Примечание. Перед каждым конкурсом учитель ставит цель, по окончании конкурса подводит итоги, исправляет и объясняет ошибки, оценивает конкурсы.

Учитель: «По статистическим данным известно, что 10 % мужчин воспитывают не своих детей, живя в браке и думая, что это их дети».

Первый конкурс. (3 балла)

Однажды я прихожу в гости к своей кузине (двоюродной сестре). С ней рядом была её внучка (дочка сына). «Ой, какая хорошая девочка» - сказала я. «Это не наша внучка» - сказала сестра. «У моего сына не может быть дочери с карими глазами» - добавила она. Но тут в комнату заходит её муж. «Вот у кого карие глаза» - говорю я. Сестра замолчала и задумалась. Кто из нас прав: она или я, если у сына сестры глаза голубые и женат он на женщине с голубыми глазами.

гол. гол.

(Ответ. Р аа х аа

G а а а а

F1 аа; аа; аа; аа.

Ответ: 100% детей, рожденных от этого брака голубоглазые.

Беседа по вопросам.

А теперь поясняем всё, чтобы понятно было всем гостям. (Учитывается активность группы. Каждая группа может заработать дополнительный балл)

1.Что такое Р; Х; G; F1; F2; ?

2.Что такое фенотип?

(Фенотип – совокупность внешних и внутренних факторов).

3.Что отвечает за признак?

(За признак отвечает пара генов - аллель).

4.Какие бывают признаки по проявлению?

(Доминантные – подавляющие; рецессивные – подавляемые).

5.Как обозначают признаки?

(Признаки обозначают буквами. Например, А – доминантный признак, а – рецессивный, аа – пара генов, отвечающих за признак; АА – гомозигота по доминантности; аа – гомозигота по рецессивности; Аа – гетерозигота).

Теперь посмотрите на экран, где вы видите таблицу «Наследование некоторых признаков человека». (Смотрим презентацию, слайд 4).

Второй конкурс. (3 балла)

На экране задача с кроликами (Смотрим презентацию, слайд 5).

Какой цвет шерсти и форма шерсти доминируют у кроликов?

(Доминируют серый цвет и мохнатая форма шерсти. По первому закону Менделя гибриды первого поколения единообразны).

Третий конкурс. (3 балла)

На экране задача с группами крови (Смотрим презентацию, слайд 6).

В родильном доме перепутали детей. Помогите, определите, кто чей сын? Если родители одного ребёнка имели группы крови: | (ОО) и || (АО или АА). Отец и мать второго ребёнка: || (АО) и | (АВ). Дети имели | и || группы крови.

(Ответ. 1. Р (ОО) Х (АО; АА)

G О О А О А А

F1 (ОО); (АО).

Ответ: данной паре принадлежит ребёнок с первой группой крови.

2. Р (АО) Х (АВ)

G А О А В

F1 ( АА); (АО); (АВ); (ВО).

Ответ: у данной пары может родиться ребёнок со второй, третьей, четвёртой группой крови. Так как у этой пары не может быть ребёнка с первой группой крови, то ребёнок со второй группой крови принадлежит этой паре.)

Четвёртый конкурс. (1 балл)

На экране фотография больного. (Смотрим презентацию, слайд 7).

Кто показан на этой фотографии?

(Ответ. На фотографии показан больной синдромом Дауна.)

Беседа по вопросам.

Примечание: каждая группа может заработать дополнительный балл.

1.Ребята, а какова причина синдрома Дауна?

(Причиной является лишняя хромосома у 21-й пары хромосом. Смотрим таблицу на экране (Смотрим презентацию, слайд 8).

2.Какова причина не расхождения хромосом?

(Причиной могут быть мутации – изменения в генотипе.)

3.Каковы причины мутаций?

(Причиной мутаций являются мутагены – факторы, вызывающие мутации.)

4.Приведите примеры мутагенов.

(Мутагенами являются: алкоголь, никотин, наркотики, лекарства, ультрафиолетовые лучи и т. д.)

Пятый конкурс «Логическая цепочка» (1балл)

Каждая группа получает карточки со словами: ген, хромосома, ядро, клетка, ткань, орган, система органов, организм.

По команде учителя ребята должны выстроиться в логическую цепочку. Выигрывает та команда, которая первой правильно ее построит.

Шестой конкурс. (3 балла)

Каждая группа получает карточку с рассказом-небылицей. Ребятам предлагается найти пять ошибок, исправить их и объяснить.

"Рассказ-небылица".

Мушка дрозофила тяжело вдохнула, встряхнула свои 46 хромосом, взмахнула крыльями и вылетела из лаборатории Менделя, оставив своё потомство. Мендель очень расстроился, хотел догнать мушку дрозофилу, но не смог. Долго она летала, устала. И вдруг перед ней оказалось поле с горохом. Села на горох, решила отдохнуть и полакомиться. Вдруг её чуткое ухо уловило какие-то шорохи. Оглянулась – ба, сзади чешский ботаник Морган, который проводил опыты с горохом. " Опять не повезло"- подумала мушка и улетела, куда глаза глядят.

Примечание: красным цветом выделены те ошибки, которые дети должны найти.

Седьмой конкурс. (3 балла за представление, 1 балл за отгадку ученого)

Представьте ученого. Это домашнее задание. Выступают участники групп, подготовившие сценки про ученых. Две другие группы отгадывают, кто это такой.

Первая группа представляет Г. Менделя, вторая – Т. Х. Моргана, третья – Ч. Дарвина.

Беседа по вопросам.

Ребята, какое отношение имеет Дарвин, объяснивший эволюционное учение органического мира, к генетике?

Посмотрите на опорный конспект «Движущие силы эволюции» и сделайте выводы (Опорный конспект заранее готовится на ватмане).

3. Домашнее задание.(1минута)

Пользуясь дополнительной литературой, напишите небольшой рассказ на тему: «Что было бы, если при жизни встретились Дарвин и Мендель?»

4.Подведение итогов.(2 минуты)

У каждой группы на столе есть оценочный лист, куда внесены фамилии учащихся данной группы. В первую колонку ставятся оценки каждому ученику группой (оценивается работа ученика в группе); во вторую колонку ставятся оценки учащимися самому себе (ученик оценивает себя). Третью оценку ставит учитель всей команде после подсчёта баллов за выполненные задания.

5.Выводы.(1 минута)

На экране выводы, которые учитель предлагает прочитать. (Смотрим презентацию, слайд 9).

Спасибо всем. До свидания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!