СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Лишайники.                                                                                                      Цели: формирование  знаний характеристики лишайников; умений называть признаки строения лишайников, распознавать лишайники в природе и на рисунках; развивать  мышление, познавательный интерес; воспитывать аккуратность, внимание.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: интерактивные, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.

1.Ввод в урок.

2.Работа по вопросам домашнего задания.

-?  Повторение  - термины по прошедшему материалу.

-?  Типы питания грибов

-?  Грибы – паразиты.       

 3. Работа по новому материалу.  

- Работа с текстом.

Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки. В 1772 году, русский ботаник Паллас доказал, что это лишайник. И назвал этот лишайник лихэнэскулентус – лишайник съедобный. Он очень вынослив и не погибает даже тогда, когда жара в пустыне достигает 70С. Лишайник может высохнуть, а потом опять, впитав влагу из воздуха, продолжать свою жизнь. Они появились на Земле более 100 млн. лет назад. На сегодняшний день их 26 тысяч видов.

- Вопросы по тексту.

? Как вы думаете лишайники съедобные или несъедобные? Какой русский ботаник доказал, что лишайник съедобный? Сколько видов лишайников насчитывается на сегодняшний день? Стр. 139   рассматриваем типы слоевищ лишайников. Ягель, то же, что олений мох. Я. называют также лишайники других родов, которыми питается северный олень.

Строение лишайников. Стр 138. У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои из плотного сплетения грибных нитей, между которыми находятся сердцевина – рыхлый слой грибных нитей с водорослями. В лишайниках сочетаются 2 компонента: автотрофный – водоросль и гетеротрофный – гриб. Вместе они образуют единое целое. Для каждого вида лишайников характерна постоянная сложившаяся в

процессе развития форма симбиоза.

А что такое симбиоз? (Симбиоз (от греческого "symbiosis" – "совместная жизнь") это взаимодействие двух и более разных организмов, от которого все получают пользу). Есть другое мнение – водоросль в плену.(3-х компонентные: водоросль-цианобактерия-гриб,  2-х: вод-гриб)

Давайте с вами сформулируем понятие, так что такое лишайники?– Лишайники — это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом.  Особенность: живут атмосферными осадками. Лишайники поглощают воду всей поверхностью тела в основном из атмосферных осадков (дождь, град, снег, роса, иней), влажность слоевищ непостоянна и зависит от влажности окружающей среды.

 Существует мнение ученых, что гифы лишайника взяли в плен водоросли. В эксперименте раздели организмы. Гифы погибли, а водоросли продолжали жить.

- сообщение учеников.

Я сегодня на уроке про лишайники узнала, И от этого намного образованнее стала, И теперь как выйду в сопки, И вокруг я погляжу, Я о северной природе очень грамотно сужу. Знаю, что такое ягель, И в лишайниках я – “ас”, Не желаете послушать? Расскажу про них сейчас. Гриб и водоросль вместе очень дружно так живут. Образуют слоевище. Их лишайники зовут.

 

 

Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека:1.Являются кормом для одомашненных копытных на севере (северный олень). Это важнейшие кормовые растения. Лишайники, а именно ягель или олений мох, также исландский мох, служат основным кормом для северных оленей, играющих большую роль в жизни народов Крайнего Севера. Всего олени используют в пищу до 50 видов лишайников, которые составляют 2/3 от общего количества корма, потребляемого ими на пастбищах. Олени одинаково охотно поедают лишайники и зимой и летом. Но если летом для них не менее важным кормом служат различные травы, листья полярной березы и ивы, а также ягоды и грибы, то зимой лишайники — почти единственный источник пищи для этих животных. Олени выкапывают лишайники из-под снега, а когда снежный покров бывает слишком глубок, скусывают лишайники, растущие на скалах, на стволах и ветвях деревьев, особенно повисающие кустистые лишайники. Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных — марала, кабарги, косули, лося.

2.Некоторые виды используются в пищу человеком. Человек использует в пищу лишайники. Например, в Японии одним из деликатесов является листоватый лишайник умбиликариясъедобная.

3. Используют в медицине. Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Еще древние египтяне за 2000 лет до н. э. употребляли их для медицинских целей. Чай из исландского мха эффективен при кашле, желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита и даже при лечении туберкулёза.

 4. Используют в парфюмерной промышленности.  В древности в Египте и позднее, в XV—XVIII вв., из сухих лишайников получали порошки, которые употребляли затем для изготовления пудр, в частности пудр для париков. В настоящее время в парфюмерии используют экстракты этих лишайников.

5. Служат для получения различных природных красителей. Со времен глубокой древности лишайники служили сырьем для получения красителей. Эти красители использовали для окраски шерсти и шелка. Основной цвет красителей, получаемых из лишайниковых веществ, темно-синий. Но добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные и желтые тона.

6. Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).

7.Также лишайники являются индикаторами загрязнения воздуха и окружающей среды.(лихеноиндикация)

8.Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

Сообщение. Лишайники являются индикаторами состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к чистоте. Если воздух отравлен заводами, фабриками выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают. Первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные. Очень боятся загрязнения уснеи и пармелии. А вот ксантория довольно стойко переносит загрязнения воздуха. Лишайники оказались точным “прибором” по определению чистоты воздуха. Благодаря уникальным свойствам лишайников их стали использовать для общей оценки степени загрязнённости атмосферного воздуха.

Мы все должны любить природу! И в ясный день, и в непогоду. Природа Севера нежна И человеку так важна. А все дымящие заводы Вредны для северной природы. Коль воздух свеж, и чист, и ясен Он мхам, лишайникам приятен. А, если задымлен и грязен, – То для растений он опасен.  

Мы с вами должны оберегать нашу природу для себя и для своих потомков

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Лишайники"»

Урок № 7 класс

Тема: Лишайники. Цели: формирование знаний характеристики лишайников; умений называть признаки строения лишайников, распознавать лишайники в природе и на рисунках; развивать мышление, познавательный интерес; воспитывать аккуратность, внимание.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: интерактивные, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.

1.Ввод в урок.

2.Работа по вопросам домашнего задания.

-? Повторение - термины по прошедшему материалу.

-? Типы питания грибов

-? Грибы – паразиты.

3. Работа по новому материалу.

- Работа с текстом.

Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки. В 1772 году, русский ботаник Паллас доказал, что это лишайник. И назвал этот лишайник лихэнэскулентус – лишайник съедобный. Он очень вынослив и не погибает даже тогда, когда жара в пустыне достигает 70С. Лишайник может высохнуть, а потом опять, впитав влагу из воздуха, продолжать свою жизнь. Они появились на Земле более 100 млн. лет назад. На сегодняшний день их 26 тысяч видов.

- Вопросы по тексту.

? Как вы думаете лишайники съедобные или несъедобные? Какой русский ботаник доказал, что лишайник съедобный? Сколько видов лишайников насчитывается на сегодняшний день? Стр. 139 рассматриваем типы слоевищ лишайников. Ягель, то же, что олений мох. Я. называют также лишайники других родов, которыми питается северный олень.

Строение лишайников. Стр 138. У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои из плотного сплетения грибных нитей, между которыми находятся сердцевина – рыхлый слой грибных нитей с водорослями. В лишайниках сочетаются 2 компонента: автотрофный – водоросль и гетеротрофный – гриб. Вместе они образуют единое целое. Для каждого вида лишайников характерна постоянная сложившаяся в

процессе развития форма симбиоза.

А что такое симбиоз? (Симбиоз (от греческого "symbiosis" – "совместная жизнь") это взаимодействие двух и более разных организмов, от которого все получают пользу). Есть другое мнение – водоросль в плену.(3-х компонентные: водоросль-цианобактерия-гриб, 2-х: вод-гриб)

Давайте с вами сформулируем понятие, так что такое лишайники?– Лишайники — это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом. Особенность: живут атмосферными осадками. Лишайники поглощают воду всей поверхностью тела в основном из атмосферных осадков (дождь, град, снег, роса, иней), влажность слоевищ непостоянна и зависит от влажности окружающей среды.

Существует мнение ученых, что гифы лишайника взяли в плен водоросли. В эксперименте раздели организмы. Гифы погибли, а водоросли продолжали жить.

- сообщение учеников.

Я сегодня на уроке про лишайники узнала,
И от этого намного образованнее стала,
И теперь как выйду в сопки,
И вокруг я погляжу,
Я о северной природе очень грамотно сужу.
Знаю, что такое ягель,
И в лишайниках я – “ас”,
Не желаете послушать?
Расскажу про них сейчас.
Гриб и водоросль вместе очень дружно так живут.
Образуют слоевище. Их лишайники зовут.





Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека:1.Являются кормом для одомашненных копытных на севере (северный олень). Это важнейшие кормовые растения. Лишайники, а именно ягель или олений мох, также исландский мох, служат основным кормом для северных оленей, играющих большую роль в жизни народов Крайнего Севера. Всего олени используют в пищу до 50 видов лишайников, которые составляют 2/3 от общего количества корма, потребляемого ими на пастбищах. Олени одинаково охотно поедают лишайники и зимой и летом. Но если летом для них не менее важным кормом служат различные травы, листья полярной березы и ивы, а также ягоды и грибы, то зимой лишайники — почти единственный источник пищи для этих животных. Олени выкапывают лишайники из-под снега, а когда снежный покров бывает слишком глубок, скусывают лишайники, растущие на скалах, на стволах и ветвях деревьев, особенно повисающие кустистые лишайники. Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных — марала, кабарги, косули, лося.

2.Некоторые виды используются в пищу человеком. Человек использует в пищу лишайники. Например, в Японии одним из деликатесов является листоватый лишайник умбиликариясъедобная.

3. Используют в медицине. Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Еще древние египтяне за 2000 лет до н. э. употребляли их для медицинских целей. Чай из исландского мха эффективен при кашле, желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита и даже при лечении туберкулёза.

 4. Используют в парфюмерной промышленности. В древности в Египте и позднее, в XV—XVIII вв., из сухих лишайников получали порошки, которые употребляли затем для изготовления пудр, в частности пудр для париков. В настоящее время в парфюмерии используют экстракты этих лишайников.

5. Служат для получения различных природных красителей. Со времен глубокой древности лишайники служили сырьем для получения красителей. Эти красители использовали для окраски шерсти и шелка. Основной цвет красителей, получаемых из лишайниковых веществ, темно-синий. Но добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные и желтые тона.

6. Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).

7.Также лишайники являются индикаторами загрязнения воздуха и окружающей среды.(лихеноиндикация)

8.Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

Сообщение. Лишайники являются индикаторами состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к чистоте. Если воздух отравлен заводами, фабриками выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают. Первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные. Очень боятся загрязнения уснеи и пармелии. А вот ксантория довольно стойко переносит загрязнения воздуха. Лишайники оказались точным “прибором” по определению чистоты воздуха. Благодаря уникальным свойствам лишайников их стали использовать для общей оценки степени загрязнённости атмосферного воздуха.

Мы все должны любить природу!
И в ясный день, и в непогоду.
Природа Севера нежна
И человеку так важна.
А все дымящие заводы
Вредны для северной природы.
Коль воздух свеж, и чист, и ясен
Он мхам, лишайникам приятен.
А, если задымлен и грязен, –
То для растений он опасен.


Мы с вами должны оберегать нашу природу для себя и для своих потомков



Д/з. §




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!