Урок алгебры и начал анализа в 10-11 классе
по теме: «Тригонометрические уравнения.
Подготовка к ЕГЭ»
Класс: 10-11
Тема: Решение тригонометрических уравнений
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, практикум
Цели урока: Повторить и систематизировать методы решения тригонометрических уравнений
Технология: обучение в сотрудничестве с элементами уровневой дифференциации
Урок направлен на формирование следующих УУД:
Познавательные: формирование умения анализировать уравнения с целью выявления методов их решения.
Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий; планировать свои действия в соответствии с выбранным методом решения
Личностные: формирование самооценки
Коммуникативные: формирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Задачи урока
Обучающие:
закрепить основные методы решения тригонометрических уравнений
предупредить появление типичных ошибок.
предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень
подготовить к экзаменационной работе.
Развивающая:
Развить навыки самоконтроля
Развить логическое мышление
Развить математическую речь учащихся
Воспитательные:
Воспитывать ответственное отношение к делу
Воспитывать волю и настойчивость в достижении конечных результатов.
Приложение к конспекту урока: 1)презентация и 2)раздаточный материал.
Ход урока:
1°. Разминка
2°. Организационный момент. Определение темы урока.
3°. Повторение.
4°. Решение простейших тригонометрических уравнений. Повторение к ЕГЭ.
5°. Работа в группах.
6°. Индивидуальная работа.
7°.Домашнее задание.
8°. Итог урока.
9°. Рефлексия
1°. Разминка. Диктант «Верно – неверно
Оцени себя сам
Критерий оценки: «5» - все 10 «+», «4» - 9 «+», «3» - 8-7 «+»
2°.Вступительное слово учителя.
Для чего нам необходимы сведения, которые мы повторили?
Сформулируем тему урока ( обучающиеся высказывают свои предположения)
Обобщим и систематизируем знания по теме «Тригонометрические уравнения», вспомним основные и специальные методы их решения, повторим формулы и приёмы и тем самым – продолжим подготовку к ЕГЭ и проверим свою готовность к зачёту. Работаем по следующему плану:
Внесите полученные баллы за разминку в лист самооценки
Лист самооценки и взаимооценки
№ п/п | Вид работ | Решено | Не решено | Самооценка | Примечание |
1 | Диктант. Разминка. | | | | |
2 | Повторение | | | | |
3 | Решение уравнений в группах | | | | |
4 | Итоговая самостоятельная работа | | | | |
| Итог | | | | |
3°. Повторение
Для каждого варианта - задания на слайде, продолжите каждую запись. Время выполнения 3 минуты.
Оцени себя сам
Критерий оценки: «5» - все 9 «+», «4» - 8 «+», «3» - 6-7 «+»
4°. Решение простейших уравнений – подготовка к первой части ЕГЭ.
Оцени себя сам
Критерий оценки: «5» - все 7 «+», «4» - 6 «+», «3» - 4-5 «+»
5°. Работа в группах. Группа из 5-7 человек. В каждой группе есть ученик -консультант.
Каждой группе предложено несколько уравнений. Необходимо, если возможно, определить:
вид уравнений ;
метод, который будет использоваться в решении этих уравнений.
Решить уравнения одно - два из них (по выбору группы) записать на доске и прокомментировать решение.
1 группа Уравнения, решаемые алгебраическими методами (методом разложения на множители, методом введения новой переменной).
2 группа Однородные уравнения и сводимые к ним.
3 группа Неоднородные уравнения.
4 группа Уравнения, решаемые при помощи преобразований, на основе формул преобразования сумм в произведение, произведения в сумму, понижения степени.
Оценку ставит ученик-консультант группы. За верное решение каждого уравнения-1балл. За решение у доски и комментарии оценка повышается на 2 балла.
6°. Решение уравнений.
Выберите для самостоятельного решения не менее трех уравнений из подходящего для вас столбика. В итоге решения мы должны выработать рекомендации по решению тригонометрических уравнений.
За уравнения 1-го столбика-оценка «3», 2-го столбика- «4», 3-го столбика-«5».
| Уравнение на «3» 1балл | Уравнение на «4»-2балла | Уравнение на «5»-3балла |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
7. Домашнее задание.
Пар.31, №2-7(а)
Пар.31, №10а,12а,13,14а,15
Составить тест из 5-7 уравнений разной степени сложности. Предложить к тесту ответы.
8. Итог урока.
Каждая группа выдвигает рекомендации, которые понадобились им при решении уравнений. В итоге получаем.
Рекомендации по решению тригонометрических уравнений.
Если аргументы функций одинаковые, попробовать получить одинаковые функции, используя формулы без изменения аргументов.
Если аргументы функций отличаются в два раза, попробовать получить одинаковые аргументы, используя формулы двойного аргумента.
Если аргументы функций отличаются в четыре раза, попробовать их привести к промежуточному двойному аргументу.
Если есть функции одного аргумента, степени свыше первой, попробовать понизить степень, используя формулы понижения степени или формулы сокращенного умножения. Например,
Если есть сумма одноименных функций первой степени с разными аргументами (вне случаев 2,3), попробовать преобразовать сумму в произведение для появления общего множителя.
Если есть сумма разноимённых функций первой степени с разными аргументами (вне случаев 2, 3), попробовать использовать формулы приведения, получить затем случай 5.
Если в уравнении есть произведение косинусов (синусов) различных аргументов, попробовать свести его к формуле синус двойного аргумента, умножив и разделив это выражение на синус (косинус) подходящего аргумента:
Если в уравнении есть числовое слагаемое (множитель), то его можно представить в виде значений функции угла. Например:
Рефлексия. Подходит к концу наш урок, мне кажется, что сегодня многие из вас сделали хоть маленькое открытие, кто-то решил без ошибок, для кого-то стали яснее методы…
Мне хотелось, чтобы вы продолжили предложение:
«Сегодня я на уроке хорошо понял(а)…»
«Сегодня на уроке для меня было важным…»
Классификация уравнений.
Методы решения уравнений
Без ошибок решения
Решать уравнения для успешной сдачи ЕГЭ
Усердие
Внимание
Приводить мысли в порядок
Самооценка своих действий.
Спасибо за работу на уроке
4