СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 71 Тема: К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 71 Тема: К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. 5 класс»

Урок № 71

Тема: К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

Цель: Познакомить учащихся с творчеством писателя; работа с понятием «эпитет»;

Развитие образно-эмоциональной сферы обучающихся, навыков

комментированного чтения, умения рассуждать, творческого мышления,

памяти.

Воспитание в душах подрастающего поколения чувства отзывчивости,

милосердия, любви и сопереживания.


Ход урока.

  1. Организация класса.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

  1. Анализ творческих работ(сочинений)

3. Артикуляционная разминка.

Запишем и выучим новую скороговорку, например:

И прыгают скороговорки, как караси

на сковородке.

Добиваемся четкой артикуляции при различных интонациях.

4. Актуализация опорных знаний

- Ребята, а кто мне может сказать, что такое сказка?

- А как вы думаете: сказка – это серьёзный жанр или нет?

- А надо ли сказки изучать в школе?

- А взрослые читают сказки?

- Так что же такое сказка?

Спасибо за ваши мнения. Вы сказали, что сказка-это серьезный жанр литературы,

потому что в них поднимаются серьёзные проблемы и рассказываются варианты их

решения.

- Скажите, а какие темы могут подниматься в сказке?

(Тема любви, отношения к старшим, тема борьбы…добра со злом)

(Ответы учеников: сказка - это вымышленная история со счастливым концом и

обязательно победой добра над злом)

5. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока

«Спешите делать добро» именно так однажды сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

-Как вы понимаете эту фразу? Именно эта фраза и будет эпиграфом к нашему уроку.

- Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке.

Сегодня мы начнём читать сказку Паустовского «Тёплый хлеб». Ещё ваши дедушки и

бабушки с детства полюбили его произведения, которые одинаково известны и детям и взрослым. Сам писатель говорил о своём творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, и рассказы, и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону

 в сторону добра. Вот и «Тёплый хлеб» – именно такая мудрая и добрая сказка.

6. Работа над новым материалом урока. Слово учителя о К.Г. Паустовском.

 Паустовский родился в Москве, но в детстве его семья переехала в Киев, и учился 

будущий писатель в киевской классической гимназии, а затем там же поступил в 

университет. В канун нового 1900 года мама положила под елку для своего сына Кости 

книгу сказок X. К. Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему 

драгоценным подарком. Он перечитывал ее много раз и, наверное, именно тогда 

полюбил сказки.

      «Желание необыкновенного преследовало меня с детства»,  говорил Паустовский. 

Он зачитывался книгами Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна.

      — Кто читал книги этих писателей? О чем эти книги?

      — Как вы думаете, о чем может мечтать человек, увлеченный этими книгами?

      Паустовский мечтал о путешествиях и приключениях. Когда началась Первая

 мировая война, Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых

Освободившись от службы, он начал странствовать по России — работал на заводе в 

Екатеринославле (сейчас Днепропетровск), рыбачил с артелью на Черном море. В 1917 г. он работает репортером в московских газетах, потом снова путешествует по стране и 

живет в Одессе. Паустовский-романтик очень любит море, и главным героем одной из 

повестей он делает Черное море («Черное море», 1936).

      В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он своим 

словом активно вмешивался в жизнь. Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, 

он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз». 

Затем он полюбил Ленинград и написал несколько повестей и рассказов о севере, о его 

колдовских белых ночах.

      Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие, узнав, что в 

далекой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и не нашел клада, вернулся к 

себе на родину — и нашел клад в родной деревне.

      Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя 

Мещеру, удивительный край, богатый озерами, болотами и лесными речками, 

ограниченный с юга течением Оки. До конца жизни он ездил туда, подолгу жил там.

 Край этот он описал в книге «Мещерская сторона».

      У любимого сказочника Паустовского — Андерсена — обычные вещи оживали, 

превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Свое стремление к чуду писатель 

воплотил в создании сказок — «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», 

«Растрепанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Теплый хлеб».

7. Изучение сказки «Теплый хлеб»

7.1. Выразительное чтение отрывка.

 — Понравилась ли вам сказка? О чем вы думали, слушая эту сказку? Какие картины вы 

представляли? Кого из героев сказки вы хотели бы встретить в своей жизни?                        

- О чём вы узнали, прочитав эту часть сказки? (Ответы: Эта часть сказки – введение –

знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали

главному событию)

- А сейчас давайте познакомимся с главным героем и выясним наше к нему отношение. 

Прослушивание со слов «Жил в Бережках» до слов: «Да, ну тебя! Надоела!»

- Ну как вам мальчик, понравился? Почему? Каким вы его увидели? (Ответы: Ничего

приятного, угрюмый, неласковый) - А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему 

он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой? 

- А где его родители? Почему они только вдвоём? (Дети должны понять, что мальчик-

сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить).

-Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки? А кому нет? А 

теперь попробуйте доказать свою точку зрения. Итак, пожалуйста, кому жалко? Прошу 

встать. Кому не жалко, тоже попрошу встать. А теперь вам необходимо каждому оказать 

свою точку зрения. Только попрошу вас:

1. Уважать собеседника и его мнение

2. Не перебивать друг друга

Итак, пожалуйста! 

(Ответы: Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и

приветливому, которого все любят)

- Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках. Послушайте, 

пожалуйста.

Чтение отрывка «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «…и в неё кружились

льдинки»(чтение учителем или аудио запись фонохрестоматия)

- Какое настроение у вас вызвал пейзаж? (Ответ: Тихая, спокойная обычная зима)

- Ребята, а давайте посмотрим в окно. Скажите, что вы там видите? Зиму? А она 

похожа на зиму в сказке? В сказках очень часто природа выступает в роли 

одушёвленного предмета. Природа думает, злится, улыбается. Как вы думаете, а 

какое настроение у природы, которая сейчас за окном? Правильно спокойное, как и

в сказке. Но тут происходит в сказке нечто, что заставляет природу поменять 

настроение! Картины природы, которые создаёт писатель, помогают живо и

ярко представить себе место действия, душевное состояние героя, заглянуть в

будущее.

- Давайте продолжим чтение и узнаем, что же случилось в Бережках. 

Чтение отрывка «В один из таких тёплых, серых дней…» до слов «…Иди, копай!»

- Что же произошло?

(Подвести детей к выводу: Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня,

который жил-то милосердием добрых людей)

-Итак, Филька совершил злой поступок, и что же произошло дальше? Как изменилось 

настроение природы! Давайте посмотрим на экран!

– Итак, мы остановились с вами на жестоком поступке! Филька обидел раненого коня, 

совершил зло! Но, это же сказка, а в каждой сказке добро побеждает зло. Забегая вперёд, 

скажу, что и в этой сказке так произошло. ( ученики дочитывают сказку самостоятельно)

7.2. Беседа о героях сказки.

    -  Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях?

- Как о них говорит автор?

  Запишем в тетради и на доске имена героев.

Конь Мальчик — вороной конь, «раненый, пострадал от врага».

      Мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его 

колдуном».

      Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» — «молчаливый, недоверчивый».

      — Какие еще слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и

Панкрата?

      О Фильке: «отвечал сердитым басом», «бабка выговаривала ему за

неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха».

      О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата»,

«вылечил коня», «починил мельницу».                                                                                    

6.3. Работа в группах А теперь , ребята, мы разделимся на группы и попробуем ответить 

на вопросы по тексту.                                                                                                                      

Вопросы для 1 группы:

- Куда послала бабка Фильку в поисках совета?-

- Что посоветовал Фильке Панкрат?

- Сколько времени дал Фильке Панкрат?

- Кто стал свидетелем беседы Фильки и Панкрата?

- Что придумал Филька?

- Что сделали люди для своего спасения?

- Какую роль сыграла в спасении людей сорока?

- Что понёс Филька раненому коню?

- Что сделал конь после того, как съел хлеб?

Вопросы для 2 группы:

- Какой масти был раненый конь?

- Кто взял себе коня?

- Какое прозвище имел Филька?

- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?

- Что случилось в природе после этого?

- Сколько лет назад был такой мороз?

- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?

- Почему сердилась сорока?

- Для чего автор вводит рассказ бабки о событиях 100летней давности?

7. Итог урока

 О чем мы сегодня говорили на уроке?                                                                                        - Как можно было бы назвать эту сказку? Почему автор назвал её «Тёплый хлеб»? (Эту 

сказку Паустовского можно было бы назвать «Раненый конь», «Сказка о чуде, которое 

случилось в деревне Бережки» и т.д. Сам автор называет эту сказку «Тёплый хлеб». 

Тёплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть 

Паустовский в своей сказке.)                                                                                                          

-Чему учит эта сказка? (Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои 

слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости.) Спасибо, вам ребята, за 

работу, вы все хорошо потрудились, и за свою работу получаете оценки. А сейчас 

запишем  домашнее задание.

8.Домашнее задание: 

1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами, 

выражающими народную мудрость.

2. Запишите рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба.

А закончить наш урок я хочу вот этой замечательной ДОБРОЙ песенкой.

(Звучит песня  из мультфильма « Приключения Кота Леопольда» «Если добрый ты…»)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!