СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 57. Итоговый урок . «Почему они не могут быть счастливы?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 57. Итоговый урок . «Почему они не могут быть счастливы?»

Просмотр содержимого документа
«Урок 57. Итоговый урок . «Почему они не могут быть счастливы?»»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 57. Итоговый урок по разделу.

Раздел 4. «Открывая мир вокруг»

Рабочее название урока «Почему они не могут быть счастливы?»


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель: объединить все произведения раздела по нескольким параметрам, сопоставить героев произведений и движущие силы их отношений.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.



Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.











2. Анализ прочитанных произведений, работа на сопоставление.


























































– Сегодня мы проводим итоговое занятие по разделу «Открывая мир вокруг нас».

– Все мы читали сказки. Давайте-ка вспомним, чем обычно заканчиваются сказки (варианты ответов «жили долго и счастливо»).

– Скажите, есть ли подобное окончание в каком-либо из произведений раздела?

– Почему, как вы считаете?

– Формулируем тему урока:

Почему они не могут быть счастливы?



Работа в группах.

– Объедините следующие произведения:

Группа первая:

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете»

И.С. Тургенев «Муму»

И.С. Тургенев «Бирюк»



Группа вторая:

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце»

Стихи о войне


Группа третья:

А. Грин «Четырнадцать футов»

О. Генри «Последний лист»

А.С. Пушкин «Выстрел»

А.С. Пушкин «Дубровский»


Задание

1. Определить, по какому принципу объединены группы.

2. Найти общее в героях произведений групп.

3. Составить схему движущих сил человеческих отношений героев произведений.


Например: Старик в станционном буфете: бедность, чувство собственного достоинства, забота о том, кто рядом, – и беспринципность, вседозволенность, желание доминировать. Судят – буфетчица и автор рассказа.

И.С. Тургенев «Муму». Герасим: чувство долга, чувство собственного достоинства, нерастраченная любовь к ближнему; ясная, законченная картина мира. И барыня: отсутствие чувства любви, долга к ближним и попытки управлять чужими судьбами, подтверждая этим для себя отсутствие любви и в других. Финал – Герасим выходит победителем в моральном противостоянии; он не считает себя должным служить человеку, дискредитировавшего себя в его глазах. Но многое в нём гибнет от столкновения с барыней.

И.С. Тургенев «Бирюк». Человек долга, психология человека, который служит – господину ли, ничего не получая взамен, и человек, который не считает для себя зазорным украсть, оправдывая это бедностью и социальной несправедливостью.


Общее: любовь и чувство долга – это то, что есть у главных героев этих произведений. Это их счастье, но это же становится и их испытанием при столкновении с миром, с людьми совсем другого плана.

Подобным же образом находим общее в двух других группах.


– Так что же общего во всех произведениях раздела (взгляд на мир, жизненная позиция героев).

– Что не позволяет им быть счастливыми?

(Вот тут можно поднять вопрос о том, что такое счастье для человека. Может ли быть счастье постоянным? К счастью приходят через страдания или через удовольствия? Почему?)


Делаем общий вывод:

Почему они не могут быть счастливы?

Герои произведений раздела «Открывая мир вокруг» – это реальные люди, а не персонажи русских народных сказок. Поэтому счастье для них не выражается в богатстве, красивой жизни, удовольствиях, высоком социальном статусе. Их счастье – счастье поиска, счастье через испытания, преодоления и любовь. Поэтому, оглядываясь вокруг, читатель открывает мир не только вовне, но и внутри себя, ставит вопрос уже о своём «я».



III. Итог урока.

Открывая мир вокруг себя, мы открываем людей; то, что движет ими, их чувства, страсти, их правила; те барьеры, которые они сами, своим воспитанием, своими убеждениями поставили для себя и через которые переступить не могут, не потеряв в той или иной мере себя.


IV. Домашнее задание.

Подготовиться к написанию итогового сочинения по разделу (с. 121).


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!