Разработчик материала –
Кузнецова Лилия Юлиевна
учитель технологии МБОУ СОШ №126 г. Барнаула Алтайского края.
Методическая разработка урока технологии (девочки) в 5 классе
Урок разработан в соответствии с основными принципами системно - деятельностного подхода, что обусловлено требованиями ФГОС. Основная идея которого состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, учащиеся самостоятельно «добывают» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Данный подход осуществляется через использование активных методик, обучение в сотрудничестве, организацию работы как индивидуально, так и в группах, рефлексивную деятельность.
Урок 1 (теоретический в новой теме - 40 минут)
Тема урока: Технологические операции изготовления швейных изделий. Раскрой швейного изделия.
Цель урока:
организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с правилами раскроя ткани; приобретению умения выкраивать детали швейного изделия.
Задачи урока
обучения — ознакомить с различными способами расположения выкройки на ткани; сформировать знание операций и терминологии раскройных работ
развития — развивать логическое мышление, способствовать развитию моторных навыков ( координированности при раскрое изделия);
воспитания — воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратность
Тип урока: комбинированный
Ресурсы урока: Учебник «Технология» под редакцией А. Т. Тищенко, Н. В. Синица 5 класс— М.: Вентана-Граф, 2021, п. 24, стр. 129-133
Дидактические средства: выкройка для образца (изготовлена ранее), наглядный образец «Способы раскладки выкройки на ткани ; учебник технологии (§ 24), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, создание ситуации успеха, сотрудничество, креативный, создание ситуации взаимопомощи
Опорные понятия: обмеловка, раскрой, выкройка, закройщик
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии раскроя швейного изделия; получение опыта раскладки выкроек, обмеловки с учётом припусков на швы, выкраивания деталей
Формы и способы организации обучения: словесные, наглядные, командные, парные, практические приём
средства обучения: Компьютерная презентация, технологическая карта раскроя изделия, видеоролик о профессии «Закройщик»
Организационная структура урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1.Организационный этап. | Проверка готовности к уроку. Создание положительной атмосферы. Приветствует всех присутствующих в кабинете технологии Проводит проверку посещаемости группы, Работать на уроке будем как индивидуально так и по 3 -4 человека, то есть в группах Каждая группа определяет лидера, который будет корректировать работу группы, заполнять оценочный лист и подводить итоги. Объясняет заполнения оценочного листа. (Приложение 1) Сегодня мы начинаем изучать новую тему: Технологические операции изготовления швейных изделий» | Самопроверка готовности к уроку. Отвечают на приветствие Предоставляют информацию об отсутствующих Слушают Выбирают лидера группы | Регулятивные: самоконтроль |
2.Актуализация знаний. | Предлагает рассмотреть образцы различных изделий для кухни и обосновать общность технологических операций и приёмов их изготовления. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое выкройка? 2. Приведите примеры изделий, которые создают на основе выкройки? 3. Что надо знать, чтобы построить выкройку? 4. Что вам известно о профессии закройщик? 5. Что такое припуски на швы, когда и для чего их делают? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит к определению темы и цели урока. Помогает составить план достижения цели Корректирует ответ Вот мы и сформулировали тему сегодняшнего урока: Раскрой швейного изделия Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему нашего урока: Зная тему урока, как вы думаете какова цель урока? Что вы хотите узнать по теме? Корректирует ответ: Изучение правил раскроя ткани приобретению умения выкраивать детали швейного изделия. Переход к изучению темы урока | Работа в группах Думают, отвечают Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения цели на уроке | Личностные: осознание и восприятие учащимися значимости учебного материала |
3. Формирование плана урока и определение проблемного задания - вопроса | Для тог, чтобы достичь цели нашего урока предлагаю составить план наших действий. (Ребята, вам необходимо в группе сформулировать и представить через 3 минуты вопросы, на которые, по вашему мнению, мы должны получить ответы в конце урока, опираясь на тему и цел урока) Фиксация вопросов групп на доске и распределение их в логическом порядке для формирования плана изучения новой темы Кто выполняет раскрой ткани Раскрой и припуски на швы Как правильно выкроить изделие Критерии качества при крое Тб пользования ножницами (приложение3) Корректирует план и выводит на экран телевизора | Работа в группах. Учащиеся в группах определяют круг вопросов, на которые необходимо, по их мнению, должны получить ответы в конце урока. Представление вопросов классу. Дополнение и уточнение плана изучения нового материала. | Регулятивные: Умение планировать деятельность на различных этапах работы, использовать отведенное время для решения поставленной задачи Коммуникативные: доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4. Изучение нового материала Физминутка | Формулирование задания и контроль за его выполнением учащимися Предлагает обучающимся самостоятельно ответить на вопросы, используя наглядный, демонстрационный, методический и учебный материал.(используйте наглядный материал, учебник., электронный учебник Время на выполнение 15 мин) ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАДАНИЯ (приложение 2) Озвучивание задания и контроль за его выполнением - Напоминает об оценочных листах, на которых прописаны № групп и предлагает обучающимся в конце выполнения задания выставить оценки - Ребята, а сейчас чтобы наши глазки отдохнули всё внимание на экран и глазками следим за движением фигур, выполняя упражнения для глаз Проверка выполнения задания – озвучивание учащимися материала, зафиксированного ими в тетради с обсуждением проблемных вопросов Напоминание учащимся о проблемных вопросах, которое сформулировано было в начале урока – Уточнение ответов учащихся и подведение итога высказываний. Обращение внимания учащихся на сформулированный в начале урока план изучения нового материала | Индивидуальная работа по учебнику Технология» под редакцией А. Т. Тищенко, Н. В. Синица 5 класс стр129-133 Параграф--224 Озвучивание сведений, которые ребятами были зафиксированы в тетради. Самопроверка выполненной работы. Определение результатов деятельности на уроке, согласно плану изучения темы. | Познавательные: Структурирование своих знаний; выявление причинно-следственных связей Регулятивные: планирование и коррекция ученического труда. Коммуникативные: смысловое чтение, умение работать с текстом, отвечать на вопросы; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. Личностные: умение оценивать себя и других людей и их деятельность |
5. Закрепление изученного материала | 1. Каким должно быть рабочее место для раскроя? 2. Для чего необходимо готовить ткань к раскрою? 3. Как можно сложить ткань для раскроя? Почему? 4. Что означает термин «обмеловка»? 5. По каким контурам выкраивают деталь? 6. Какие требования предъявляют к качеству кроя? | Работа в группах Высказывание мнений по заданиям вопросам | Регулятивные: прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
6. Рефлексия | Проводит рефлексию: Что нового вы узнали на уроке? Что хотели бы еще узнать? С какими профессиями хотели бы познакомиться, связанные с раскроем и пошивом изделия? Подведение итогов урока. Сдача оценочных листов Озвучивание оценок за урок обучающимся, согласно оценочного листа | Ответы работа в группах Ответы учащихся с фиксацией в тетради на вопросы: Сегодня на уроке я узнал…… Чему научился……. Познакомился с профессией…… Озвучивание, по желанию учащихся, результатов работы. | Регулятивные: волевая саморегуляция, оценивание собственной деятельности и работы класса в целом. Личностные: умение высказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции. |
7. Домашнее задание | Знакомство учащихся с домашним заданием и его разъяснение – п. 24, стр.129-133, принести ткань х/б для выполнения практической работы: «Выкраивание деталей для образца швов» | Запись домашнего задания | |
Приложение 1.
Для каждой группы
Ф.И.О. | Тема урока Работа в группе 5б | Цель урока Работа в группе 5б | Формирование плана урока Работа в команде 5б | изучение нового материал индивидуально 5б | Рефлексия Работа в группе 3-5б | Всего баллов | Оценка |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
За каждое выполненное правильно задание 1 балл
«5» - 15 баллов и более
«4» - 12 – 13 баллов
«3» - 9 – 11 баллов
Критерии оценки:
5 баллов - обучающийся дает полный ответ, работает самостоятельно
4 балла - обучающийся дает не совсем полный, ответ, его дополняет преподаватель,
либо товарищ по группе. Могут быть неточности в ответе
3 балла – обучающийся дает менее половины
Приложение 2
Задание (Изучение нового материала)
Кто выполняет раскрой ткани.
Способы настила ткани при раскрое
Правила раскладки выкройки на ткани
Обмеловка , что это?
Правила кроя и критерии качества
ТБ при работе с ножницами (приложение 3)
Приложение 3
ТБ при работе с ножницами
Храни ножницы в указанном месте в определенном положении
Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением
Не держи ножницы лезвиями вверх
Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями
Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед