СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5 кл ФОП"Масштаб. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа Измерение расстояний по карте с помощью масштаба

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Поурочный план  для 5 класса ФОП по теме "Масштаб .Способы определения расстояний на местности.Практическая работа "Измерение расстояний с помощью масштаба."

Просмотр содержимого документа
«Урок 5 кл ФОП"Масштаб. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа Измерение расстояний по карте с помощью масштаба»

Дата 21.11.23 Класс 5 Тема урока Масштаб. . Способы определения расстояний на местности Практическая работа измеряем расстояние с помощью масштаба

Цели урока:

сформировать знание о масштабе и его видах;

формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков.

Оборудование: топографический карта стр 38, линейка.

Когнитивный компонент урока: масштаб.

Деятельностный компонент урока: определять объекты местности на плане с помощью условных знаков; определять виды масштаба; учиться читать топографическую карту.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение плана местности .

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

План Урока

1 масштаб

2 пр .работа

Ход урока

Актуализация знаний

1 вопрос Что такое План местности? ( план местности это чертеж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде, с помощью условных знаков.)

2 вопрос Что показывают с помощью условных знаков?.

3. Как определить у реки: левый берег и правый берег?

4. . Изобразите условными знаками:

а) кустарник; б) смешанный лес; в) грунтовую дорогу; г) луг; д) отдельно стоящее дерево; е) болото.

5. Изобразите условными знаками следующие объекты: школу, озеро, овраг, реку, фруктовый сад, просёлочную дорогу.

10. Проведение топографического диктанта в форме связного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки,

например: Топографический диктант

«Учащиеся из школы пошли на экскурсию в смешанный лес. Их

путь проходил по просёлочной дороге, мимо фруктового сада, озера,

через овраг, грунтовую дорогу. Особенно трудно было пробираться через кустарник и небольшое болото»

Изучение нового материала

Запишем в тетрадь: число, новую тему и план работы.

21.11.23

Новая тема Масштаб. Способы определения расстояний на местности. Пр.р

Запишем план работы

1.Масштаб

2. Способы определения расстояний на местности

3.Пр.работа Измеряем расстояние с помощью масштаба

Ставим цели урока, чем мы будем заниматься на уроке.

Масштаб - величина показывающая, во сколько раз расстояния на плане или карте, уменьшены по сравнению с реальными расстояниями.

На планах и картах люди изображают местность в уменьшенном виде, чтобы показать степень уменьшения, используют масштаб

Масштаб записывается : записывается ввиде соотношения

Чисел 1: 5000 ( произносим одна пятитысячная) в 1см – 50 метров

Для плана используют, незначительные уменьшения, а значит масштаб будет крупный.

1 :100 ,1:5000,

На картах материков и океанов уменьшение в 20 000 000 раз, записываем 1 : 20 000 000 в 1 см 20 км, в 1м – 100 см,

Виды масштаба

численный

именованный

Линейный

1: 1:5000

В 1см – 50 м

В 1м



Откроем стр 38 рис 24 Топо карта Записываем масштаб

1:25000(одна двадцатипяти тысячная, в 1 см 25000см), переводим в метры сначала в 1см – 250 метров,

Откроем в конце учебника карты Карта полушарий 1:108 000 000(читаем одна сто восьми милионная, в 1см:108 000 000 см),переводим в 1см – 1080 км,

2. Способы определения расстояний на местности

Расстояния на местности можно измерить:

  1. с помощью рулетки до 30 м небольшие расстояния

  2. с помощью прибора нивелир и реек.

  3. С помощью прибора теодолит

  4. С помощью светодальномера

  5. Профессия геодезист или землемер.





Практическая работа

Тема Измерение расстоянии с помощью масштаба по карте.

  1. Рассмотрим рис 24.

Определим расстояние от точки А (конец фруктового сада)до точки Б.(читаем информацию с помощью топо знаков расположена на металлическом мосту). Для этого прикладываем линейку к середине точки А и к середине точки Б. расстояние = 4 см

2.определяем масштаб топокарты., 1: 25000(,одна двадцатипяти тысячная), переводим в 1см- 250 метров.

3.обозначим отрезок АБ.

4.Берем линейку измерим отрезок АБ от т А до т.В, АБ=4см, применим запишем численный масштаб 1: 25000, переводим в именованный в 1см- 250 м.

4* 250=1000м=1 км

Ответ расстояние от т.А до т.Б = 1000 метров.

Закрепление

  1. Что такое масштаб?

  2. Перечислите виды масштаба

  3. . На плане местности указан именованный масштаб:

в 1 см 5 м. Ему соответствует численный масштаб:

а) 1:5; б) 1:50; в) 1:500; г) 1:5000; д) 1:50 000.

6. Длина Волги составляет 3700 км,

Енисея — 3800 км,

Лены — 4300 км.

Изобразите размеры рек прямыми линиями в масштабе:

в 1 мм 100 км. ( решение 100* 10=1000 км, 3см и 8 мм)

Назовите численный масштаб: а) в 1 см 20 км; (1:2000000)

б) в 1 см 200 км.(1: 20 000 000)

7. По плану города выясните, в какой его части находится ваша школа. По какому маршруту вы идёте из школы домой? Каково расстояние от дома до школы?

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!