Дата 21.11.23 Класс 5 Тема урока Масштаб. . Способы определения расстояний на местности Практическая работа измеряем расстояние с помощью масштаба
Цели урока:
— сформировать знание о масштабе и его видах;
— формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков.
Оборудование: топографический карта стр 38, линейка.
Когнитивный компонент урока: масштаб.
Деятельностный компонент урока: определять объекты местности на плане с помощью условных знаков; определять виды масштаба; учиться читать топографическую карту.
Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение плана местности .
Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
План Урока
1 масштаб
2 пр .работа
Ход урока
Актуализация знаний
1 вопрос Что такое План местности? ( план местности это чертеж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде, с помощью условных знаков.)
2 вопрос Что показывают с помощью условных знаков?.
3. Как определить у реки: левый берег и правый берег?
4. . Изобразите условными знаками:
а) кустарник; б) смешанный лес; в) грунтовую дорогу; г) луг; д) отдельно стоящее дерево; е) болото.
5. Изобразите условными знаками следующие объекты: школу, озеро, овраг, реку, фруктовый сад, просёлочную дорогу.
10. Проведение топографического диктанта в форме связного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки,
например: Топографический диктант
«Учащиеся из школы пошли на экскурсию в смешанный лес. Их
путь проходил по просёлочной дороге, мимо фруктового сада, озера,
через овраг, грунтовую дорогу. Особенно трудно было пробираться через кустарник и небольшое болото»
Изучение нового материала
Запишем в тетрадь: число, новую тему и план работы.
21.11.23
Новая тема Масштаб. Способы определения расстояний на местности. Пр.р
Запишем план работы
1.Масштаб
2. Способы определения расстояний на местности
3.Пр.работа Измеряем расстояние с помощью масштаба
Ставим цели урока, чем мы будем заниматься на уроке.
Масштаб - величина показывающая, во сколько раз расстояния на плане или карте, уменьшены по сравнению с реальными расстояниями.
На планах и картах люди изображают местность в уменьшенном виде, чтобы показать степень уменьшения, используют масштаб
Масштаб записывается : записывается ввиде соотношения
Чисел 1: 5000 ( произносим одна пятитысячная) в 1см – 50 метров
Для плана используют, незначительные уменьшения, а значит масштаб будет крупный.
1 :100 ,1:5000,
На картах материков и океанов уменьшение в 20 000 000 раз, записываем 1 : 20 000 000 в 1 см 20 км, в 1м – 100 см,
Виды масштаба
численный | именованный | Линейный |
1: 1:5000 | В 1см – 50 м | В 1м |
Откроем стр 38 рис 24 Топо карта Записываем масштаб
1:25000(одна двадцатипяти тысячная, в 1 см 25000см), переводим в метры сначала в 1см – 250 метров,
Откроем в конце учебника карты Карта полушарий 1:108 000 000(читаем одна сто восьми милионная, в 1см:108 000 000 см),переводим в 1см – 1080 км,
2. Способы определения расстояний на местности
Расстояния на местности можно измерить:
с помощью рулетки до 30 м небольшие расстояния
с помощью прибора нивелир и реек.
С помощью прибора теодолит
С помощью светодальномера
Профессия геодезист или землемер.
Практическая работа
Тема Измерение расстоянии с помощью масштаба по карте.
Рассмотрим рис 24.
Определим расстояние от точки А (конец фруктового сада)до точки Б.(читаем информацию с помощью топо знаков расположена на металлическом мосту). Для этого прикладываем линейку к середине точки А и к середине точки Б. расстояние = 4 см
2.определяем масштаб топокарты., 1: 25000(,одна двадцатипяти тысячная), переводим в 1см- 250 метров.
3.обозначим отрезок АБ.
4.Берем линейку измерим отрезок АБ от т А до т.В, АБ=4см, применим запишем численный масштаб 1: 25000, переводим в именованный в 1см- 250 м.
4* 250=1000м=1 км
Ответ расстояние от т.А до т.Б = 1000 метров.
Закрепление
Что такое масштаб?
Перечислите виды масштаба
. На плане местности указан именованный масштаб:
в 1 см 5 м. Ему соответствует численный масштаб:
а) 1:5; б) 1:50; в) 1:500; г) 1:5000; д) 1:50 000.
6. Длина Волги составляет 3700 км,
Енисея — 3800 км,
Лены — 4300 км.
Изобразите размеры рек прямыми линиями в масштабе:
в 1 мм 100 км. ( решение 100* 10=1000 км, 3см и 8 мм)
Назовите численный масштаб: а) в 1 см 20 км; (1:2000000)
б) в 1 см 200 км.(1: 20 000 000)
7. По плану города выясните, в какой его части находится ваша школа. По какому маршруту вы идёте из школы домой? Каково расстояние от дома до школы?
4