СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 40. Обобщение по теме "Пищеварительная система, обмен веществ. Витамины"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка знаний, умений применения при решении практических задач

Просмотр содержимого документа
«Урок 40. Обобщение по теме "Пищеварительная система, обмен веществ. Витамины"»

Урок биологии человека – 8 класс Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ. Витамины» Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Урок биологии человека – 8 класс

Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ. Витамины»

Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания Продолжительность задержки дыхания, с В состоянии покоя После 10-20 приседаний А = В = После отдыха Оценка результатов С = В/А х 100% = С/А х 100% = А – в покое, В – после работы, С – после отдыха. Озвучьте ваши результаты. Почему после задержки дыхания происходит его возобновление?

Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания

Продолжительность задержки дыхания, с

В состоянии покоя

После 10-20 приседаний

А =

В =

После отдыха

Оценка результатов

С =

В/А х 100% =

С/А х 100% =

А – в покое, В – после работы, С – после отдыха.

Озвучьте ваши результаты.

Почему после задержки дыхания происходит его возобновление?

Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания Категория испытуемых Задержка дыхания (с) Здоровые В покое Здоровые нетренированные тренированные 46-60 После 10-20 После отдыха С отклонениями в здоровье Более 50% приседаний 36-45 от первой фазы Более 100% 30-50% от 20-35 30% и менее от первой фазы 70-100% первой фазы от первой фазы от первой фазы Менее 70% от первой фазы

Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания

Категория испытуемых

Задержка дыхания (с)

Здоровые

В покое

Здоровые нетренированные

тренированные

46-60

После 10-20

После отдыха

С отклонениями в здоровье

Более 50%

приседаний

36-45

от первой фазы

Более 100%

30-50% от

20-35

30% и менее

от первой фазы

70-100%

первой фазы

от первой фазы

от первой фазы

Менее 70%

от первой

фазы

Ответьте на вопросы: Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя? Почему у тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного? Какой вывод можно сделать из проделанного опыта?

Ответьте на вопросы:

  • Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?
  • Почему у тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного?
  • Какой вывод можно сделать из проделанного опыта?
Вывод из опыта: Чем тяжелее физическая нагрузка, тем человек затрачивает больше энергии. Количество затраченной энергии зависит также от тренированности испытуемого. Распавшиеся при биологическом окислении белки, жиры и углеводы должны быть возмещены пищей.

Вывод из опыта:

  • Чем тяжелее физическая нагрузка, тем человек затрачивает больше энергии.
  • Количество затраченной энергии зависит также от тренированности испытуемого.
  • Распавшиеся при биологическом окислении белки, жиры и углеводы должны быть возмещены пищей.
 Тест «Есть ли у вас авитаминоз?»  А – да, Б- нет Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой? 2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние? 3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? 4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость? 5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью? 6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением? 7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку? 8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам? 9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? 10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

Тест «Есть ли у вас авитаминоз?» А – да, Б- нет

  • Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

Оценка результатов теста За каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 баллов  0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться. 1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок. 3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо. 6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни. 9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.

Оценка результатов теста

За каждый ответ «А» - 1 балл,

за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.

Определите в и т а м и ны   по описанию! Ухудшается зрение, особенно сумеречное, развивается куриная слепота, могут развиться конъюнктивиты. Кожа, особенно на руках становится сухой, начинает шелушиться, ногти становятся сухими, тусклыми. Могут возникнуть гормональные нарушения. Часто бывают простуды, инфекционные заболевания. Бережёт наше зрение. Заботится о коже, делает её мягкой и эластичной. Регулирует обмен веществ. Повышает иммунитет, устойчивость организма к инфекциям. Помогает детям расти

Определите в и т а м и ны по описанию!

  • Ухудшается зрение, особенно сумеречное, развивается куриная слепота, могут развиться конъюнктивиты.
  • Кожа, особенно на руках становится сухой, начинает шелушиться, ногти становятся сухими, тусклыми.
  • Могут возникнуть гормональные нарушения.
  • Часто бывают простуды, инфекционные заболевания.
  • Бережёт наше зрение.
  • Заботится о коже, делает её мягкой и эластичной.
  • Регулирует обмен веществ.
  • Повышает иммунитет, устойчивость организма к инфекциям.
  • Помогает детям расти
В и т а м и н  А : отличное зрение Ешьте морковку (содержащийся в ней каротин в кишечнике превращается в витамин А). Печень, особенно говяжью и тресковую. Яйца, сливочное масло, петрушку.

В и т а м и н А : отличное зрение

  • Ешьте морковку (содержащийся в ней каротин в кишечнике превращается в витамин А).
  • Печень, особенно говяжью и тресковую.
  • Яйца, сливочное масло, петрушку.

Определите в и т а м и ны   по описанию! Мы чувствуем усталость, раздражительность, плохо спим, снижаются умственные способности. Развиваются болезни печени. Воспаляются слизистые оболочки, появляются сухость и трещинки на губах, зуд и резь в глазах, дерматиты, выпадают волосы. Анемия, бери – бери или полиневрит.  Укрепляют нервную систему и помогают работать мозгу. Повышают иммунитет и улучшают кровь. Защищают все слизистые оболочки. Помогают кишечнику, печени и всем мышцам, суставам и связкам.

Определите в и т а м и ны по описанию!

  • Мы чувствуем усталость, раздражительность, плохо спим, снижаются умственные способности.
  • Развиваются болезни печени.
  • Воспаляются слизистые оболочки, появляются сухость и трещинки на губах, зуд и резь в глазах, дерматиты, выпадают волосы.
  • Анемия, бери – бери или полиневрит.

  • Укрепляют нервную систему и помогают работать мозгу.
  • Повышают иммунитет и улучшают кровь.
  • Защищают все слизистые оболочки.
  • Помогают кишечнику, печени и всем мышцам, суставам и связкам.

В и т а м и н ы  группы В : здоровые нервы Больше всего витаминов группы В во всех семечках, зернышках, отрубях, в бобовых овощах, крупах (ячневой, перловой, гречневой, пшенной). Кроме того, в говяжьей печёнке, рыбе лососевых пород Яйцах, сыре и твороге.

В и т а м и н ы группы В : здоровые нервы

  • Больше всего витаминов группы В во всех семечках, зернышках, отрубях, в бобовых овощах, крупах (ячневой, перловой, гречневой, пшенной).
  • Кроме того, в говяжьей печёнке, рыбе лососевых пород
  • Яйцах, сыре и твороге.
Определите в и т а м и ны   по описанию! У нас постоянные простуды, насморк. Раны и царапины плохо заживают, даже от легких ударов появляются синяки. На расческе остаются волосы, кожа становится сухой, зубы расшатываются, а десны воспаляются и кровоточат(цинга). Появляются слабость и раздражительность. Укрепляет иммунитет, предохраняя вас от инфекций и онкологических заболеваний. Защищает сосуды, слизистые оболочки, все зубы и кости. Помогает всей эндокринной системе. Не дает нам стареть.

Определите в и т а м и ны по описанию!

  • У нас постоянные простуды, насморк.
  • Раны и царапины плохо заживают, даже от легких ударов появляются синяки.
  • На расческе остаются волосы, кожа становится сухой, зубы расшатываются, а десны воспаляются и кровоточат(цинга).
  • Появляются слабость и раздражительность.
  • Укрепляет иммунитет, предохраняя вас от инфекций и онкологических заболеваний.
  • Защищает сосуды, слизистые оболочки, все зубы и кости.
  • Помогает всей эндокринной системе.
  • Не дает нам стареть.

В и т а м и н  С : на страже всего организма К весне львиная доля витамина С остается в луке, чесноке, капусте, хрене, киви, апельсинах и лимонах, зелени петрушки и укропа.

В и т а м и н С : на страже всего организма

  • К весне львиная доля витамина С остается в луке, чесноке, капусте, хрене, киви, апельсинах и лимонах, зелени петрушки и укропа.
Определите в и т а м и ны   по описанию! Организм ослаблен, мы быстро утомляемся, постоянно вялые. Дети болеют рахитом, а взрослые - остеопорозом.  Регулирует обмен кальция и фосфора. Укрепляет кости и помогает им расти. Поддерживает иммунитет.

Определите в и т а м и ны по описанию!

  • Организм ослаблен, мы быстро утомляемся, постоянно вялые.
  • Дети болеют рахитом, а взрослые - остеопорозом.

  • Регулирует обмен кальция и фосфора.
  • Укрепляет кости и помогает им расти.
  • Поддерживает иммунитет.

В и т а м и н  D : КРЕПКИЕ КОСТИ Надо есть больше рыбы - сельди, кеты, скумбрии, не забывать про печень трески. Витамина Д много и в яичном желтке, белых грибах, сливочном масле.

В и т а м и н D : КРЕПКИЕ КОСТИ

  • Надо есть больше рыбы - сельди, кеты, скумбрии, не забывать про печень трески.
  • Витамина Д много и в яичном желтке, белых грибах, сливочном масле.

Определите в и т а м и ны   по описанию! Появляется мышечная слабость. Случаются эндокринные и нервные расстройства. Нам грозит бесплодие.  Защищает нас от стресса и канцерогенных веществ. Помогает усвоению белков, жиров и витамина А. Благотворно влияет на половые железы.

Определите в и т а м и ны по описанию!

  • Появляется мышечная слабость.
  • Случаются эндокринные и нервные расстройства.
  • Нам грозит бесплодие.

  • Защищает нас от стресса и канцерогенных веществ.
  • Помогает усвоению белков, жиров и витамина А.
  • Благотворно влияет на половые железы.

 В и т а м и н  Е : активность и плодовитость Чаще надо употреблять нерафинированное растительное масло, орехи, различные семечки, зерновые и бобовые проростки.

В и т а м и н Е : активность и плодовитость

  • Чаще надо употреблять нерафинированное растительное масло, орехи, различные семечки, зерновые и бобовые проростки.
Определите в и т а м и ны   по описанию! Дефицит нетипичен для здоровых взрослых, так как витамин широко распространен в продуктах питания. Дефицит витамина приводит к нарушению свертываемости крови, обычно демонстрируемому лабораторными тестами скорости свертываемости. Участвует в синтезе протромбина. Способствует нормальной свёртываемости крови. Помогает нашему организму поддерживать здоровье костей и сосудов.

Определите в и т а м и ны по описанию!

  • Дефицит нетипичен для здоровых взрослых, так как витамин широко распространен в продуктах питания. Дефицит витамина приводит к нарушению свертываемости крови, обычно демонстрируемому лабораторными тестами скорости свертываемости.
  • Участвует в синтезе протромбина.
  • Способствует нормальной свёртываемости крови.
  • Помогает нашему организму поддерживать здоровье костей и сосудов.
В и т а м и н  К Шпинат, салат, капуста, морковь, томаты. Синтезируется микрофлора кишечника.

В и т а м и н К

  • Шпинат, салат, капуста, морковь, томаты.
  • Синтезируется микрофлора кишечника.
Задание 1. I. Инфекционные болезни кишечника. II. Источник – недожаренное, недоваренное рыбы и мясо. III. Источник – грязная посуда, пища, вода, руки. IV. Профилактика – это предупредительные прививки. V. Профилактика – чистота посуды, пищи, воды, фруктов, овощей, рук. VI. Результат нарушения чистоты ротовой полости. VII. Результат нарушения питания и режима дня. VIII. Профилактика – это хорошо прожаривать и проваривать рыбу и мясо. IX. Профилактика – это чистка перед сном зубов. X. Результат недомогания или плохая сервировка стола. XI. Результат употребления алкоголя и курение. XII. Результат гиподинамии.  1. Цинга 2. Кариес 3. Дизентерия 4. Глистные заболевания 5. Холере 6. Ожирение 7.Тиф 8.Гастрит 9. Язва желудка 10. Отсутствие аппетита

Задание 1.

I. Инфекционные болезни кишечника.

II. Источник – недожаренное, недоваренное рыбы и мясо.

III. Источник – грязная посуда, пища, вода, руки.

IV. Профилактика – это предупредительные прививки.

V. Профилактика – чистота посуды, пищи, воды, фруктов, овощей, рук.

VI. Результат нарушения чистоты ротовой полости.

VII. Результат нарушения питания и режима дня.

VIII. Профилактика – это хорошо прожаривать и проваривать рыбу и мясо.

IX. Профилактика – это чистка перед сном зубов.

X. Результат недомогания или плохая сервировка стола.

XI. Результат употребления алкоголя и курение.

XII. Результат гиподинамии.

1. Цинга

2. Кариес

3. Дизентерия

4. Глистные заболевания

5. Холере

6. Ожирение

7.Тиф

8.Гастрит

9. Язва желудка

10. Отсутствие аппетита

Задание 2. Тестовая работа 1. Витамины это… а) органические вещества; б) минеральные вещества; в) белки. 2. Авитаминоз – это… а) нормальное содержание витамина; б) недостаток витамина; в) переизбыток витамина. 3. К водорастворимым витаминам относятся: а) группа В; б) D, А, К; в) С, РР, группы В; 4. В цитрусовых большом количестве содержится: а) витамин А; б) витамин С; в) витамин А. 5. Отсутствие какого витамина приводит к болезни бери-бери? а) витамина К; б) витамина С; в) витамина В.

Задание 2. Тестовая работа

1. Витамины это…

а) органические вещества; б) минеральные вещества;

в) белки.

2. Авитаминоз – это…

а) нормальное содержание витамина;

б) недостаток витамина;

в) переизбыток витамина.

3. К водорастворимым витаминам относятся:

а) группа В; б) D, А, К; в) С, РР, группы В;

4. В цитрусовых большом количестве содержится:

а) витамин А; б) витамин С; в) витамин А.

5. Отсутствие какого витамина приводит к болезни бери-бери?

а) витамина К; б) витамина С; в) витамина В.

Задание 2. Тестовая работа 6. Переизбыток витаминов вызывает: а) головокружение; б) авитаминоз; в) гиперавитаминов. 7. Витамины были открыты: а) Эйкманом; б) Фрунком; в) Луниным. 8. Источниками витамина D являются: а) Жирная рыба, масло, солнечный загар; б) водоросли, мясо, яйца; в) свежие овощи, фрукты, молоко. 9. У мальчика уменьшилась острота зрения при слабом свете, что может быть причиной? а) недостаток витамина А; б) недостаток витамина В; в) недостаток витамина Е 10. Недостаток витамина С приводит к болезни: а) Рахит; б) Пеллагра; в) Цинга.

Задание 2. Тестовая работа

6. Переизбыток витаминов вызывает:

а) головокружение; б) авитаминоз; в) гиперавитаминов.

7. Витамины были открыты:

а) Эйкманом; б) Фрунком; в) Луниным.

8. Источниками витамина D являются:

а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;

б) водоросли, мясо, яйца;

в) свежие овощи, фрукты, молоко.

9. У мальчика уменьшилась острота зрения при слабом свете, что может быть причиной?

а) недостаток витамина А; б) недостаток витамина В;

в) недостаток витамина Е

10. Недостаток витамина С приводит к болезни:

а) Рахит; б) Пеллагра; в) Цинга.

Задание 3. Что вам известно  о витаминах? Откуда эскимосы получают необходимые витамины: из рыбы, из рыбьего жира, из мяса белых медведей, из мяса тюленей В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза? Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В 2 , витамин В 12 . Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В 6 .

Задание 3. Что вам известно о витаминах?

  • Откуда эскимосы получают необходимые витамины: из рыбы, из рыбьего жира, из мяса белых медведей, из мяса тюленей
  • В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном
  • В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?
  • Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В 2 , витамин В 12 .
  • Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В 6 .
Задание 3. Что вам известно  о витаминах? Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени. 8. Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе? Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 1,5 кг телятины, 1 кг апельсинов

Задание 3. Что вам известно о витаминах?

  • Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем?

Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.

  • В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве?

В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.

8. Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе?

  • Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С?

1,5 кг помидоров, 1,5 кг телятины, 1 кг апельсинов

Ответы: «Что вам известно о витаминах? Все четыре В сыром виде. Причём мыть шпинат надо как можно быстрее. Заморозка также хорошо сохраняет витамины, но замораживать его необходимо быстро. И консервированный шпинат богат витаминами, если время между срывом и консервированием непродолжительно. Кроме того, его необходимо варить в закрытой кастрюле и недолго. Летом. Молоко – очень важный продукт питания, оно содержит кальций, витамины. Потребление одного литра молока в день способствует хорошему витаминному «равновесию» в организме. Витамин В 12 , который содержится в мясе. Витамин Д, который предохраняет от рахита. Яичным желтком. В печени. Ста граммов печени достаточно, чтобы покрыть ежедневную потребность взрослого человека в семи видах витаминов: А,С, витаминах группы В. Витамин Н, или биотин. Он хорошо воздействует на состояние кожи и волос. Любой из этих продуктов.

Ответы: «Что вам известно о витаминах?

  • Все четыре
  • В сыром виде. Причём мыть шпинат надо как можно быстрее. Заморозка также хорошо сохраняет витамины, но замораживать его необходимо быстро. И консервированный шпинат богат витаминами, если время между срывом и консервированием непродолжительно. Кроме того, его необходимо варить в закрытой кастрюле и недолго.
  • Летом. Молоко – очень важный продукт питания, оно содержит кальций, витамины. Потребление одного литра молока в день способствует хорошему витаминному «равновесию» в организме.
  • Витамин В 12 , который содержится в мясе.
  • Витамин Д, который предохраняет от рахита.
  • Яичным желтком.
  • В печени. Ста граммов печени достаточно, чтобы покрыть ежедневную потребность взрослого человека в семи видах витаминов: А,С, витаминах группы В.
  • Витамин Н, или биотин. Он хорошо воздействует на состояние кожи и волос.
  • Любой из этих продуктов.
Домашнее задание: повторить вопросы, вызвавшие затруднения. По желанию подготовить доклад на тему «Здоровое питание подростка».

Домашнее задание:

повторить вопросы, вызвавшие затруднения.

По желанию подготовить доклад на тему «Здоровое питание подростка».

Всего Доброго!

Всего

Доброго!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!