СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 4. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть роль второстепенных героев.

Оборудование: индивидуальные карточки, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова».

 

Ход урока

I. Проверка знания текста 

 

II. Работа в группах по образам героев и индивидуальным заданиям

Заканчивая I часть романа, автор ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»? И всем последующим описанием ведет читателя к ответу.

Задания.

1 ряд: Рассказать и проанализировать историю жизни И. И. Обломова по следующему плану:

а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя;

б) жизненные идеалы героя;

в) отношение автора к герою;

г) Захар и Обломов;

д) обломовские черты в Захаре.

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»»

Урок 4. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»


Цель урока: раскрыть роль второстепенных героев.

Оборудование: индивидуальные карточки, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова».


Ход урока


I. Проверка знания текста


II. Работа в группах по образам героев и индивидуальным заданиям

Заканчивая I часть романа, автор ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»? И всем последующим описанием ведет читателя к ответу.

Задания.

1 ряд: Рассказать и проанализировать историю жизни И. И. Обломова по следующему плану:

а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя;

б) жизненные идеалы героя;

в) отношение автора к герою;

г) Захар и Обломов;

д) обломовские черты в Захаре.

— Почему обломовская лесть не производит на нас впечатления пошлости?

— Каковы основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера Обломова?

— Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?

— Можем ли мы сказать, что Обломов — характер типический. Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам — легион»?

— Как же нам понять сочетания в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»? Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, символы.

(Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта... Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни... Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли).


2 ряд: Рассказать и проанализировать материал об Андрее Штольце по следующему плану:

а) характеристика Штольца;

б) деятельность Штольца, его идейная позиция;

в) отношение автора к Штольцу;

г) выявить — Штольц — антипод Обломова или его двойник;

д) выделить привлекательные черты и слабости этого героя.

— В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?

— Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

— А. П. Чехов (1889 г.) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова.

(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперек). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения. В нем нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни — стремление к личной независимости, это буржуазный делец. К обломовщине относится снисходительно, считая ее временной болезнью общества).

Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу:



Обломов

Штольц

Образ жизни



Отношение к семье и родителям



Отношение к образованию



Поведение в обществе и на службе



Восприятие любви




После этого учащиеся должны обобщить данные и сделать выводы.

Примерный ответ-вывод учащихся:

Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.


3 ряд: Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы:

— Каков характер и идеалы Ольги?

— Почему Ольга полюбила Обломова?

— Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?

Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа:


Зарождение любви

Неоправдавшиеся надежды




— Роман согрет двумя историями любви. Равная ли это любовь— любовь Агафьи Матвеевны и любовь Ольги?

— Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?

(Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа по прочитанному, прогулки). Деятельная, страстная натура, много сделала чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.)


III. Беседа

— Какова функция II-III ч. романа?

(Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но и в это время в нем идет борьба, которой он не выдержит.)

— О чем идет речь в IV ч. романа?

(Описание «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет физически. Как жил он незаметно, так и умер. «...Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».)


IV. Просмотр фрагментов видеофильма и сравнение с эпилогом романа

— В чем вы видите историко-философский смысл романа?


V. Домашнее задание

См. предварительную часть урока 2.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!