СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 35. Понятие о деепричастном обороте (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке 35 оригинальным является переход от этапа акуталицации опорных знаний (предложения с причастными оборотами) к этапу изучения нового материала. Предложены хорошие задания для проверки темы предыдущего урока, проведения самостоятельной работы, олимпиадные задания с фразеологизмами, творческие задания. Есть презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок 35. Понятие о деепричастном обороте (7 класс)»

Урок 35

Тема: ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с понятием «деепричастный оборот»; его ролью в предложении; с правила­ми пунктуационного выделения;

  2. формировать навык определения деепри­частного оборота как члена предложения, умения на­ходить деепричастные обороты в предложении, обосновывать постановку знаков препинания при них; умения производить синонимичную замену деепричастного оборота частью СПП, конструировать предложения по задан­ным моделям с использованием деепричастных оборотов;

  3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока

  1. Организационный этап


II. Этап проверки домашнего задания

1. Упр. 275.

1. Вода журчала и пела, наполняя ночь усыпительным плеском. 2. Дождь, весело стуча за окном, лихо шумел в густой листве деревьев. 3. – (преобразование невозможно, так как это ССП). 4. Иней, сыплясь на лицо, щекотал щёки, как холодный пушок. 5. – (преобразование невозможно, так как это ССП). 6. Митя, оглянувшись, увидел, как две-три чайки плавно скользнули над водою. 7. Ласточка, с щебетаньем влетев в сени, опять унеслась стрелою на воздух.

2. Карточки для индивидуального опроса


III. Этап актуализации опорных знаний

- Перестройте предложение (на доске написать!), вместо выделенного фрагмента упо­требив причастный оборот. Графически объясните постановку зна­ков препинания. Что такое причастный оборот? От чего зависит постановка знаков препинания при причастном обороте?

Мужчина не раздумывал ни минуты и бросился спасать тону­щего ребенка.

Мужчина, не раздумывавший ни минуты, бросился спасать тонущего ребенка.

сущ., | прич. об. |, …



IV. Изучение нового материала

  1. Объявление темы. Определение целей урока.

  2. Эвристическая беседа.

Перестройте предложение, вместо выделенного глагола упот­ребив деепричастие. Есть ли у деепричастия зависимые слова, как их найти? Предположите, как может называться конструкция «деепричастие + зависимое слово».

Мужчина не раздумывал ни минуты и бросился спасать тону­щего ребенка.

Мужчина, не раздумывавший ни минуты, бросился спасать тонущего ребенка.

сущ., | |, …

Мужчина, не раздумывая ни минуты, бросился спасать тонущего ребенка.

… , | дееприч. об. |, глаг.

СЛАЙД Выводы:

1. Деепричастный оборот – это …

2. Дееприч. оборот обозначает…

3. Дееприч. оборот в предложении выступает в роли …

4. Дееприч. оборот на письме …

- Изменится ли количество знаков препинания, если деепри­частный оборот окажется в начале, в середине, в конце предложения?

3. Чтение правила на с. 151


V. Закрепление изученного материала

  1. Упр. 277 (предл. 1,3 – вариант 1, предл. 2,6 – вариант 2. Выполнить п. 2!!!)

!!! Отработка умения находить дееприч. оборот в тексте и правильно ставить знаки преп-я при нём.

1. Вот и солнце, | удаляясь на покой |, опускается за сонною рекой. 2. |Сверкая | и | искрясь |, осыпался иней с древесных вершин. 3. Со всех крыш нежно звенела, | обещая солнце и радость |, весенняя капель. 4. – 5. – 6. | Остановившись на обрыве|, девушка смотрела, как, | взбираясь на косогор |, бегут по крутой горной тропе осторожные лошади.

2. Составление памятки «Как найти деепричастный оборот»

  1. Найдите деепричастие по вопросу (что делая? что сделав?).

  2. От деепричастия попытайтесь задать вопрос к другим словам.

  3. Если такие слова имеются, деепричастный оборот есть.

  4. Если таких слов нет, деепричастие одиночное.

3. Конструирование предложений (Слайд 19). Предл. 1, 2 устно, предл. 3 письм.

4. Упр. 278 (предл. 1,2,3, 4 устно (по вариантам), предл. 5, 6 (письм. по вариантам)

!!! Отрабатыва­ется умение правильно находить место деепричастному обо­роту в тексте.

  1. Притаившись на одной ноге, терпеливо поджидает лягушек цапля. 2. За окном шуршит и плещет дождь, смывая поблёкшие краски леса. 3. Ветви деревьев создали внизу полумрак, скупо процеживая солнечные лучи. 4. Мальчики, быстро одевшись, отправились в знакомую бухточку. 5. Сорока громко застрекотала и полетела прочь, распустив хвост. 6. Алексей, позавтракав и умывшись, вздохнул и снова медленно побрёл по дороге.


Физминутка


5. Распространение предл-й деепр. оборотами (Слайд 20 «Берёзовая роща»). (Предл. 1 коллективно, предл. 2, 3 – вариант 1, предл. 4, 5 – вариант 2).

1. Солнце ласково светит сквозь листву берёз.

2. На жёлтом фоне белеют стволы берёзок.

3. Берёзовую рощу заливает золотой свет.

4. Тянутся к солнцу тонко-ствольные берёзоньки.

5. Мы любим это светлое дерево.


6. Упр. 279. Наблюдение над языковым материалом. Чтение правила на с. 153.

Вывод: деепричастный оборот, выраженный фразеологизмом, запятыми не выделяется.


7. «Аукцион фразеологических оборотов»

По значению определите, как звучат фразеологизмы, в составе которых сохранились деепричастия. Составьте предложения с любыми двумя, запишите, объясните знаки препинания.

Работать хорошо и усердно (засучив рукава, не покладая рук, не разгибая спины),

работать плохо (спустя рукава),

сидеть без дела (сложа руки),

бежать быстро (сломя голову, высунув язык),

ходить с пренебрежением к другим (задрав нос),

слушать очень внимательно (затаив дыхание, раскрыв рот),

уйти ни с чем, не добиться желаемого (не солоно хлебавши),

без особого на то желания (скрепя сердце),

говорить по чистой совести (положа руку на сердце),

слушать с необыкновенным интересом (развесив уши).


8. Комментированное выполнение упр. 280

3. Отдыхать – это вовсе не значит, что надо сидеть сложа руки. 5. К хозяйству своему адмирал Старк относился спустя рукава, поэтому на корабле не было даже второго комплекта снарядов. 7. Казак ударил лошадь нагайкой и поскакал очертя голову.

!!! Воспит. момент: бить лошадь нагайкой. Вспомнить Жилина и Костылина, их отношение к лошадям.

Происхождение фразеологизма «очертя голову». Был один из суеверных языческих обычаев. В далекие времена воины, перед тем как выступить в открытый бой с противником, очерчивали вокруг своих голов магические круги концом меча. Наши предки верили, что данный обряд способен сделать вражеские удары значительно слабее и сохранить воинов невредимыми.

После того как круг был очерчен, вояки бесстрашно бросались в бой, полагая, что теперь их жизнь оберегается добрыми духами. Разумеется, спастись удавалось лишь тем, кто искусно владел мечом и навыками обороны. Ещё у наших предков одним из наиболее распространенных суеверий было то, согласно которому можно защититься от злых духов, очертив вокруг себя круг.

Крылатое выражение «очертя голову» символизирует безрассудство и чаще всего употребляется в неодобрительном контексте.


9. Сам. работа.

Вставить буквы, расставить знаки препинания.

В народе сущ_ству_т п_верье, что пост_яв в тени ч_ремухи человек _тпугнёт нач_нающ_юся б_лезнь. В м_мент цв_тения ч_ремуха выделяя гр_мадное ко(л,лл)ичество летучих фитонцидов губительно действует на м_кробы. Букет ч_ремухи оставле(н,нн)ый в закрыт_й комн_те способен вызвать г_ловную боль и не_домогание. Фитонциды ч_ремухи во время Великой Отеч_стве(н,нн)ой войны использ_вали в госп_талях излеч_вая гнойные раны.

10. Выполнение творческого задания (на доске схемы!)

1 . Составьте по данным схемам предложения на тему: Как я иду отвечать выученный урок», (в предложении могут употребляться другие второстепенные члены пред­ложения)

1. [ ,| |].

2. [ ,| |, ].

3. [| |, и ].

Расскажите о том, как вы возвращаетесь домой после удач­ного или не очень удачного дня в школе, используя следующие деепричастия с зависи­мыми словами: бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной отметкой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы.


VI. Этап обобщения и систематизации знаний

  • Закончите формулировку.

  • Деепричастный оборот - это ...

  • Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми, если ...

  • Деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми, если ...

  • Определите, где необходимо поставить недостающие знаки препинания.

  1. Учитесь, читайте, размышляйте извлекая из всего самое по­лезное (Н. Пирогов).

  2. Нет пользы в том, что ты много знал не умея применить знания на практике (Ф. Петрарка).

  3. Чтобы много­го добиться, нужно работать не покладая рук.

!!! Воспит. момент: положительное отношение к труду.


VII. Рефлексивный этап

Отметьте те утверждения, которые соответствуют вашим дости­жениям:

  • могу сформулировать, что такое «деепричастный оборот»;

  • научился находить деепричастный оборот в предложении;

  • знаю, каким членом предложения является деепричастный оборот;

  • могу объяснить знаки препинания при деепричастном обороте;

  • умею отличать деепричастный оборот от причастного.


VIII. Этап предъявления домашнего задания

§33, упр. 281 или составьте инструкцию по выполнению любо­го действия (физического упражнения, приготовлению какого-либо блюда, выполнения домашнего задания по какому-либо предмету), используя 5-6 деепричастных оборотов.





В. 1. Сам. работа. Вставить буквы, расставить знаки препинания. Ф.И. _____________________

В народе сущ_ству_т п_верье, что пост_яв в тени ч_ремухи человек _тпугнёт нач_нающ_юся б_лезнь. В м_мент цв_тения ч_ремуха выделяя гр_мадное ко(л,лл)ичество летучих фитонцидов губительно действует на м_кробы. Букет ч_ремухи оставле(н,нн)ый в закрыт_й комн_те способен вызвать г_ловную боль и не_домогание. Фитонциды ч_ремухи во время Великой Отеч_стве(н,нн)ой войны использ_вали в госп_талях излеч_вая гнойные раны.

Творческое задание. Составь по данным схемам предл-я на тему «Возвращение домой после удачного дня в школе» (в предл-и могут употребляться другие второстепенные члены пред­л-я).

1. [ ,| |].

2. [ ,| |, и ].


В. 2. Сам. работа. Вставить буквы, расставить знаки препинания. Ф.И. _____________________

В народе сущ_ству_т п_верье, что пост_яв в тени ч_ремухи человек _тпугнёт нач_нающ_юся б_лезнь. В м_мент цв_тения ч_ремуха выделяя гр_мадное ко(л,лл)ичество летучих фитонцидов губительно действует на м_кробы. Букет ч_ремухи оставле(н,нн)ый в закрыт_й комн_те способен вызвать г_ловную боль и не_домогание. Фитонциды ч_ремухи во время Великой Отеч_стве(н,нн)ой войны использ_вали в госп_талях излеч_вая гнойные раны.

Творческое задание. Составь по данным схемам предл-я на тему «Как я иду отвечать выученный урок» (в предл-и могут употребляться другие второстепенные члены пред­л-я).

1. [ ,| |, и ].

2. [| |, ].



В. 1. Сам. работа. Вставить буквы, расставить знаки препинания. Ф.И. _____________________

В народе сущ_ству_т п_верье, что пост_яв в тени ч_ремухи человек _тпугнёт нач_нающ_юся б_лезнь. В м_мент цв_тения ч_ремуха выделяя гр_мадное ко(л,лл)ичество летучих фитонцидов губительно действует на м_кробы. Букет ч_ремухи оставле(н,нн)ый в закрыт_й комн_те способен вызвать г_ловную боль и не_домогание. Фитонциды ч_ремухи во время Великой Отеч_стве(н,нн)ой войны использ_вали в госп_талях излеч_вая гнойные раны.

Творческое задание. Составь по данным схемам предл-я на тему «Возвращение домой после удачного дня в школе» (в предл-и могут употребляться другие второстепенные члены пред­л-я).

1. [ ,| |].

2. [ ,| |, и ].


В. 2. Сам. работа. Вставить буквы, расставить знаки препинания. Ф.И. _____________________

В народе сущ_ству_т п_верье, что пост_яв в тени ч_ремухи человек _тпугнёт нач_нающ_юся б_лезнь. В м_мент цв_тения ч_ремуха выделяя гр_мадное ко(л,лл)ичество летучих фитонцидов губительно действует на м_кробы. Букет ч_ремухи оставле(н,нн)ый в закрыт_й комн_те способен вызвать г_ловную боль и не_домогание. Фитонциды ч_ремухи во время Великой Отеч_стве(н,нн)ой войны использ_вали в госп_талях излеч_вая гнойные раны.

Творческое задание. Составь по данным схемам предл-я на тему «Как я иду отвечать выученный урок» (в предл-и могут употребляться другие второстепенные члены пред­л-я).

1. [ ,| |, и ].

2. [| |, ].









ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ

А) 1. Восстановите недостающую информацию.

Деепричастие – это ______ ______, обозначающая в пред­ложении ______ действие и отвечающая на вопросы ______? _______? . Деепричастия обладают признаками двух частей речи - ______ и ______. В предложении выступают в роли ______.

  1. Выпишите деепричастия.

а) увидел; б) шлёпая; в) поднявшись; г) принявший; д) свежо.

  1. Отредактируйте предложения с ошибками в употреблении де­епричастий.

Возвращаясь из школы, меня застала гроза.

Осмотрев дом, он мне показался очень ветхим.


Б) 1. Восстановите недостающую информацию.

Деепричастия обладают признаками двух частей речи - ______ и ______. Деепричастия бывают ______и ______ вида, например: ______ ; переходные и ______ , например: ______; ______и невозвратными, напри­мер: ______.

2. Выпишите деепричастия.

а) увидев; б) шлёпать; в) поднявшийся; г) приняв; д) жарко.

3. Отредактируйте предложения с ошибками в употреблении де­епричастий.

Сделав уроки, у меня заболели глаза.

Вернувшись из деревни, мне долго снилась наша река.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!