СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 33 ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. СТИЛЬ И НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 33 ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. СТИЛЬ И НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Просмотр содержимого документа
«Урок 33 ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. СТИЛЬ И НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

Урок 33
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
СТИЛЬ И НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Тип урока

Изучение новых знаний

Цели урока

Создать условия для формирования представлений об историко-художественном процессе в искусстве; стимулировать изучение стиля как художественного выражения восприятия мира; способствовать развитию навыков дискутирования по поводу произведений изобразительного искусства с точки зрения принадлежности их
к определенному стилю, направлению

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Получат возможность
научиться:
пользоваться необходимой информа-цией; аргументированно анализировать картины
с точки зрения принадлежности к стилю,
направлению.

Познакомятся с произведениями изобразительного искусства

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии
(об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель (различают содержание и сюжет при восприятии произведения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа.

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

 Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

Окончание табл.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Наглядно-
демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве»

Основные понятия и термины

Эпоха, стиль; готика, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модерн


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала

– Жизнь человеческого общества делится на исторические эпохи. Какие исторические эпохи вы знаете? (Эпоха Возрождения, Средневековье.)

– Меняются эпохи, меняется и язык искусства.
Об этих изменениях я и хочу с вами сегодня
поговорить

Слушают учителя. Ставят перед собой цель

Фронтальная работа

Регулятивные:
определяют цель учебной деятель-
ности

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– Смена одних способов художественного мышления другими не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства. Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайд 2.

Задание. Определите, к какой исторической эпохе относится изображение. Проверьте свои знания.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайды 3–4.

– Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии.

В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых сти-

Воспринимают информацию
и выполняют
задания.

Фронтальная работа.















Индивидуальная работа

Познавательные: пользуются необходимой информацией; называют имена художников и их произведения; воспринимают их с точки зрения принадлежности
к стилю, направлению.

Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем
ориентиры действия в изученном учебном материале в сотрудничестве с учителем; оценивают свои достижения
на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных
и познавательных

задач (выражают

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



лей» вообще не бывает. В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей.

Например, классицизм, академизм и барокко
в XVII столетии, рококо и неоклассицизм – в XVIII, романтизм и академизм – в XIX.
Задание. Вспомните название картины и ее автора. Проверьте свои знания.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайды 5–6.

Готика – художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы
в XII–XV вв. Он охватил все виды искусства: архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами.

– Элементы готического искусства часто можно
встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. Обратите внимание на работу Энрико ди Тедиче, которая находится в музее города Пиза. Вспомните ее название. Проверьте свои знания.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайды 7–8.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в культурном
и идейном развитии ряда стран Западной и Цент-






Вспоминают уже знакомые произведения искусства, сопоставляя их с определенным стилем в изобразительном искусстве и определенной исторической эпохой


и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера
по коммуникации
речевые высказывания); выдвигают контраргументы
в дискуссии; делают выводы.

Личностные:
имеют мотивацию
к учебной деятельность


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



ральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение», отсюда и название.

– Посмотрите на картину и вспомните автора и название этого произведения. Проверьте свои знания.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайды 9–10.

Барокко – исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI–XVII вв., а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии в XVII–XVIII вв.

Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.

– Вы видите картину Антона Павловича Лосенко,
который обратился к сюжету русской истории – «Владимир и Рогнеда». Вспомните, что за сюжет изображен. Проверьте свои знания.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайды 11–12.





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Художник изобразил душевные переживания героев, горе Рогнеды и раскаяние князя Владимира,
убившего ее отца и братьев.

Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII – начала XIX в. и в русском XVIII – начала XIX в., обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать.

– Обратите внимание на рельеф с Афинского акрополя, дошедший до нас с античных времен. Вспомните имя богини. Проверьте свои знания.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайды 13–14.

Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820–1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие
и переживание. Романтизм освободил искусство
от отвлеченных классицистических догм и повер-














Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



нул его к национальной истории и образам народного фольклора.

– Вспомните великого русского художника и его произведение.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайды 15–16.

Реализм – направление в искусстве, стремящееся
с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений
и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.

– Вспомните имя великого русского художника
и название его картины.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайды 17–18.

Импрессионизм (от фр. impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX –
начала XX в., возникшее во Франции. Название
было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 г., где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего.





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Вспомните автора картины и ее название.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайды 19–20.

Модерн – стиль в европейском и американском искусстве на рубеже XIX–XX вв. Модерн переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпох,

выработал собственные художественные приемы, основанные на принципах асимметрии, орнаментальности и декоративности. Объектом стилизации модерна также становятся и природные формы.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайды 21–22.

Авангардизм – название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных
в 1905–1930-х гг.: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др.
Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
– Вспомните автора и название произведения.

Презентация «Стили и направления в изобразительном искусстве». Слайды 23–24









III. Творческая практическая деятельность

Частично-поисковый

– А сейчас предлагаю вам разделиться на три команды. Перед вами репродукции картин, с которыми вы знакомились в течение всего года. Каждая команда тянет карточку, на ней написано название одного из уже знакомых вам стилей. Команда выбирает из репродукций те картины, которые соответству-

Учащиеся делятся на группы.
Получают карточку с названием стиля; выбирают произве-

Груп-
повая работа

Познавательные:

закрепляют знания
о стилях и направлениях; называют основные художественные стили.

Игра

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



ют выбранному стилю, и выполняет художественный анализ

дения в соответствии со стилем, написанном на карточке


Личностные: вырабатывают внимание, наблюдательность; формируют творческое воображение


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Дискуссия

Организует и проводит дискуссию.

– Каждая команда сейчас выбрала произведения
соответствующего стиля. Выберите из всех репродукций ту картину, которая вам особенно нравится и о которой больше всего знаете. Составьте устный анализ данного произведения. Обратите особое
внимание на особенности стиля

Обучающиеся
в каждой группе выбирают одно произведение. Устно составляют его анализ. Выступают перед классом
с сообщением. Остальные могут добавлять или исправлять своих товарищей

Груп-
повая работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; понимают позицию другого; умеют характеризовать особенности основных стилей.

Личностные:

осознают свою позицию, свой мировоззренческий выбор

Оценивание работ учащихся





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!