СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 29. Значение и механизм дыхания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Связь кровеносной и дыхательной систем, нервно-гуморальная регуляция дыхания

Просмотр содержимого документа
«Урок 29. Значение и механизм дыхания»

Тема: Значение и механизм дыхания


Цель: раскрыть связь дыхательной и кровеносной систем, показать роль кругов кровообращения в газообмене; изучить механизм дыхания и регуляцию нервной и гуморальной системами; развивать практические умения применения полученных знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Слайд 2 - Ответить на следующие вопросы:

  1. Ребенок нечаянно вдохнул сахарную пудру и через 15 минут ощутил сладкий вкус. Почему? (Ресничный эпителий «вымел» частички сахара в ротовую полость.)

  2. Почему у женщин и детей голос высокий, а у мужчин низкий? (Во время мутации голоса у мальчиков щитовидный хрящ, загнутый внутрь, расправляется, становится заметным кадык. Это ведет к удлинению голосовых связок и к снижению тембра голоса. Эта перестройка легко может быть нарушена громким пением, криком, из-за чего связки теряют эластичность и голосообразование нарушается.)

  3. Какое значение имеет артикуляция в произношении звуков?

Слайд 3 – Индивидуальный опрос:

1) Рассказать о гайморите и фронтите.

2) Раскрыть причины заболевания тонзиллитом и рассказать о методах его лечения.

3) Рассмотреть изменения в организме, наступающие при разрастании аденоидов, и способы лечения.

4) Описать течение инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей (ОРЗ, грипп, ангина, дифтерит). Рассказать об их профилактике и лечении.


  1. Изучение нового материала

Слайд 4 – Легкие не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются.

Благодаря чему они обладают такой способностью? /Ответы обучающихся/

Слайд 5 – Вспомним основные понятия, связанные со строением легких.

«Врата легких» - это место входа в легкие с внутренней стороны бронхов, легочных артерий и вен.

Легочная плевра – это оболочка покрывающая легкие с наружи.

Пристеночная плевра это плевра, выстилающая грудную полость с внутренней стороны.

Плевральная полость это узкая щель между легочной и пристеночной плеврой заполненная тончайшим слоем жидкости.

Слайд 6 – Обмен газов в легких происходит благодаря диффузии.

Диффузия - перемещение вещества в смеси из область с высокой концентрацией в области с низкой концентрацией.

Формула превращения гемоглобина в оксигемоглобин: Hb + 4O2 = HbO8

Слайды 7-8 – Этапы процесса дыхания: внешнее, транспорт газов кровью, внутреннее (тканевое) дыхание.

1. внешнее, или легочное, дыхание - обмен газов между организмом и окружающей средой;

2. внутреннее, или тканевое, дыхание, протекающее в клетках;

3. транспорт газов кровью, т.е. перенос кислорода кровью от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким.

Легочный тип дыхания является наиболее совершенным, он характерен для высокоорганизованных животных - птиц и млекопитающих, а также для человека.

- Рассмотрим более подробно эти процессы

Слайды 9-11Внешнее дыхание. 1. Вентиляция легких. При сокращении межрёберных мышц и диафрагмы лёгкие растягиваются - вдох, при расслаблении межрёберных мышц и диафрагмы лёгкие сжимаются - выдох.

Наружные межреберные мышцы - поднимают ребра. Внутренние межреберные мышцы - опускают ребра. Действие межреберных мышц основано на принципе рычага.

Диафрагма сокращается и опускается вниз на вдохе, затем расслабляется и поднимается вверх на выдохе.

В сильном выдохе участвует брюшной пресс, который, напрягаясь, давит на внутрибрюшные органы. Они давят на диафрагму, которая еще больше выпячивается в полость грудной клетки.

Слайд 12 – Жизненная емкость легких. Измеряя дыхание, мы можем судить об интенсивности обмена веществ в организме. При спокойном дыхании за один вдох в легкие входит 0,3- 0,5 л воздуха (дыхательный объем). При самом глубоком дыхании дыхательный объем может достигать 3-5 л (жизненная емкость легких). Но и тогда после выдоха в легких остается более 1 л воздуха (остаточный объем).

Резервным объемов выдоха называют воздух, который вдыхается максимальным усилием после нормального вдоха. Жизненная емкость легких измеряется при помощи прибора спирометра.

Слайд 13 – Мертвое пространство образовано теми областями органов дыхания, где нет газообмена с кровью. В норме это внелёгочные дыхательные пути и большинство бронхов. Объем заключенного в них воздуха - около 150 мл, что составляет 30% дыхательного объема при спокойном дыхании. Таким образом, в обычных условиях почти треть вдыхаемого воздуха не участвует в газообмене.

Слайд 142. Легочное дыхание. Газообмен между воздухом и кровью происходит путем диффузии по разности концентраций газов. В мертвом пространстве газообмен не идет.

Венозная кровь превращается в артериальную.

Слайд 15 – Транспорт газов. В капиллярах легких (малый круг кровообращения) кровь насыщается кислородом и избавляется от углекислого газа, превращаясь из венозной в артериальную. Благодаря работе сердца кровь разносится по всем органам (большой круг кровообращения), в капиллярах которых происходят обратные процессы.

Слайд 16 – Основная часть кислорода находится в крови в виде соединения с гемоглобином (HbO2 ) и совсем немного растворено в плазме. Углекислый газ переносится в основном плазмой - в виде ионов НСО3 - и растворенного СО2 , в меньшей степени, эритроцитами - в соединении с гемоглобином (HbСO2 ).

Слайд 17 - Из одной среды в другую газы переходят вследствие разности их давления .

Слайд 18 – Поскольку в альвеолах относительно мало CO2 , он выходит из плазмы крови в альвеолярный воздух. Это влечет за собой высвобождение CO2 из соединения с гемоглобином (HbСO2 ) и из солей угольной кислоты - гидрокарбонатов (НСО3-). Кислород диффундирует в обратном направлении - из воздуха в кровь, где интенсивно связывается гемоглобином.

Слайд 19-21 – Внутреннее дыхание. 4. Тканевое дыхание (газообмен в тканях).

В процессе клеточного дыхания постоянно потребляется кислород. Поэтому он диффундирует из плазмы крови в межклеточное вещество других тканей и далее - в клетки. Выделяемый клетками CO2, наоборот, поступает в кровь, где частично связывается гемоглобином, а большей частью - с водой.

Артериальная кровь превращается в венозную

В легких кровь вновь насыщается кислородом, превращаясь в артериальную.

Чем больше расходуется кислорода в тканях, тем больше требуется кислорода из воздуха для компенсации затрат. Поэтому при физической нагрузке одновременно усиливается и сердечная деятельность, и легочное дыхание.

Слайд 22 - Что контролирует и регулирует данные процессы?

Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха.

Слайды 23-24 – Осуществляется нервная и гуморальная регуляция (беседа по схемам)


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 25 – Практическая работа

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» (по инструкции учебника).

1. Измерение измерительной лентой обхвата груди на вдохе.

2. Измерение обхвата груди на выдохе.

В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха у взрослых – 6-9 см.

Слайд 26 – Дайте обоснованный ответ!

Назовите факты, свидетельствующие о том, что в регуляции дыхания участвует кора больших полушарий.

Почему неповрежденное легкое может работать несмотря на то, что второе легкое выведено из строя?

Слайд 27 – В романах Ф. Купера индейцы иногда спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м . Почему?

/На большей глубине давление настолько возрастает, что вдох сделать невозможно./


  1. Подведение итога урока. Рефлексия


Слайд 28 - Домашнее задание: §§27-28 прочитать. Подготовить сообщения о вреде курения на органы дыхания, пылевых частиц, загрязнениях и мерах охраны воздушной среды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!