СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 28. Органы дыхания человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение строения и функций дыхательных путей, процесса голосообразования

Просмотр содержимого документа
«Урок 28. Органы дыхания человека»

Тема: Органы дыхания. Заболевания органов дыхания


Цель: рассмотреть строение и функции дыхательных путей, процесс голосообразования и артикуляцию звуков речи; связь дыхательной и кровеносной системы; познакомить с заболеваниями верхних дыхательных путей.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может прожить несколько минут. Почему? В чем заключается функция органов дыхания? /Ответы обучающихся/

  1. Изучение нового материала

Слайд 2 – «Пока дышу, надеюсь», - сказал римский поэт Овидий.

Дыхание - совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой.

В покое ЧД = 16 раз/мин. В сутки это составляет около 2 тыс. раз. При этом через легкие проходит около 7 тыс. литров воздуха.

Слайд 3 - Значение дыхания:

  • обеспечение организма О2

  • образование и удаление из организма СО2

  • окисление органических соединений с высвобождением Е

  • удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: Н2О, NH3, H2S и др.

Слайд 4 – Система дыхания подразделяется на верхние и нижние дыхательные пути.

Дыхательными путями называются органы, которые подводят воздух к альвеолам легких.

Слайд 5 -

Органы дыхания

Легкие

Воздухоносные пути

  • носовая полость

  • носоглотка

  • гортань

  • трахея

  • бронхи











Для дальнейшей работы подготовьте таблицу:

Органы

Особенности строения

Функции





Слайды 6-7Носовая полость

Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы.

В полость носа открывается носослезный канал, по которому выводится избыток слезной жидкости.

Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 гр. пыли в сутки.

Функции: Обоняние, согревание вдыхаемого воздуха, задерживание и удаление пыли.

Слайды 8-10 – Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6 шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой.

Функции: Обеспечивает прохождение воздуха, голосовой аппарат, участвует в акте глотания

Слайды 11-12Образование звука. В средней части гортани на боковых стенках имеется 2 пары складок, образованные верхними (ложными) и нижними (истинными) голосовыми связками, натянутыми между щитовидными и черпаловидными хрящами.

Пространство между связками называется голосовой щелью.

Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук.

Язык + губы + зубы + челюсти

Воздух во время выдоха

Через голосовую щель

Колебания голосовых связок

Звук





Чем короче голосовые связки, тем выше звук.

Голосовые связки у женщин короче, чем у мужчин.

Речь



Слайды 13-14 – Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

Функции: обеспечивает прохождение воздуха, участвуют в процессе самоочищения легких.

Слайды 15-16Легкие Они имеют форму конуса: верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи.

Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол).

Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры.

Функции: газообмен.

Слайд 17 – Плевра 2 листка соединительнотканной оболочки:

  • легочная плевра

  • пристеночная плевра

Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость

Функции: Уменьшает трение при дыхании

- Мы рассмотрели основные особенности строения органов дыхания, завершили работу с заполнением таблицы.

Остались какие-либо незаполненные участки в вашей таблице? Есть вопросы по разделам?

/Корректировка, дополнения таблицы в ходе фронтальной беседы/

- А теперь рассмотрим некоторые инфекционные и хронические заболевания органов дыхания.

Слайды 18-20 – Некоторые кости черепа имеют воздушные полости – пазухи. В лобной кости – фронтальная пазуха, в верхнечелюстной – гайморова пазуха.

Пазухи усиливают звуки, образующиеся в гортани определяют тембр голоса)

  • гайморит - воспаление слизистой оболочки гайморовой пазухи

  • фронтит - воспаление слизистой оболочки пазухи лобной кости

Симптомы: нарушение носового дыхания, выделение слизи (иногда гнойной), может повышаться температура.

Лечение у отоларинголога.

Слайды 21-22 – За мягким нёбом, у входа в пищевод и гортань находятся миндалины, состоящие из лимфоидной ткани. Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов.

Кольцо Пирогова-Вальдейера:

  • миндалины пищевода + гортани + носоглотки (небные, глоточные, …)

Лимфати́ческое гло́точное кольцо́ (вальдейерово лимфатическое кольцо, лимфаденоидное глоточное кольцо, лимфоидное кольцо, Пирогова — Вальдейера кольцо) — расположенное на границе ротовой полости и глотки в слизистой оболочке скопление лимфоидной ткани, окружающее вход в дыхательные и пищеварительные пути. Является частью лимфатической системы организма. Относится к периферическим органам иммунитета. Наиболее крупные скопления лимфоидной ткани называются миндалинами.

Миндалины воспаляются, возникает отечность, боль, может развиться тонзиллит.

Слайды 23-25Аденоиды - опухолевидное разрастание лимфатической ткани у выхода из носовой полости в носоглотку.

Развитие, симптомы, лечение.

Слайды 26-28 – Дифтерия - инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путем.

Виды дифтерии: локализованная, токсическая, распространенная дифтерия ротоглотки.

Возбудитель – дифтерийная палочка.

Дифтерийный токсин поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу.

Для профилактики здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создает искусственный иммунитет.

Развитие, симптомы, лечение


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 29 – Задание: Назовите органы дыхательной системы, укажите функции.

Слайд 30 – Дайте обоснованный ответ!

Какие органы участвуют в голосообразовании?

Приведите известные вам из жизни факты, говорящие о значении для речи органов ротовой и носовой полости.

Исходя из собственной практики, определите отличия ангины от тонзиллита.

От чего зависят индивидуальные особенности голоса?


  1. Подведение итога урока


Слайд 31 - Домашнее задание: §26 прочитать, при необходимости дополнить конспект урока. Ответить на вопросы к параграфу под знаком «!».

Повторить § 21 «Круги кровообращения».

По желанию подготовьте буклеты по профилактике заболеваний дыхательной системы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!