СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 26. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ». РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для развития умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках, отработки навыков чтения, чтения по ролям; способствовать развитию творческих способностей, речевых умений; содействовать воспитанию волевой саморегуляции поведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 26. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ». РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».»

Урок 26. Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
(дополнительное чтение)

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для развития умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках, отработки навыков чтения, чтения по ролям; способствовать развитию творческих способностей, речевых умений; содействовать воспитанию волевой саморегуляции поведения

Планируемые результаты

Предметные: сравнивают сказки (народные и авторские), составляют модели; определяют тему произведения

Метапредметные:

познавательные: овладевают приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;

регулятивные: оценивают результат работы, осознают качество и уровень усвоения;

коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия

Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: пословицы, толковый словарь русского языка С. Ожегова, Н. Шведовой


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Начинаем наш урок.

Тихо сели, ноги вместе.

Книги, ручки – всё на месте?

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех

Оценивают свою готовность и настрой на работу

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Проявляют учебно-познавательный интерес
к данному уроку

II. Актуализация знаний

– Сегодня мы будем учиться выразительному чтению
и инсценированию сказки.

– Чем отличается сказка от рассказа?

– Прочитайте название сказки.

– Какая это сказка?

– Как вы понимаете словосочетание «глаза велики»?

– Предположите, о чем будет сказка?

– Сказка – особый литературный жанр. С какой интонацией ее читают?

Пословицы.

• Робкого и тень страшит.

• Не ходи в лес, коли зайца боишься.

• Трус собственной тени боится.

• Кто дрожит, тот и бежит.

– Что объединяет эти пословицы?

На доске: трусость.

– Есть еще другое слово – страх.

– Чем они отличаются? 

– Толковый словарь русского языка объясняет эти слова так:

Трус – человек, легко поддающийся чувству страха.

Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.

Трусость – поведение труса, робость, боязливость



Отвечают на вопросы.

– «У страха глаза велики».

– Русская народная.

– Очень большие глаза.

Высказывают предположения.

– Напевно, медленно.







– Они о трусости.




Работают со словарем C. Ожегова, Н. Шведовой.

Пересказывают сказку по иллюстрациям учебника

Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания.

Имеют учебную мотивацию.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

III. Работа
по теме
урока.

1. Выборочное чтение

– Прочитайте первую часть сказки и найдите, как в ней названы бабушка, внучка, курочка и мышка.



– Найдите абзац, в котором описывается, как водоносы несут воду, и выполните в тетради задание 3 (с. 37).

Назад идут – …

У бабушки вода …

У внучки – …

У курочки – …

У мышки – …

Читают.

– Бабушка – старушка, внучка –
толстушка, курочка – клохтушка, мышка – норушка.

Выполняют задания.

Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Умеют договариваться, находить общие решения

2. Работа

в парах

1) Нарисовать ведра бабушки, внучки, курочки и мышки.

2) Перечитать последний абзац первой части.

3) Подумать, как плещется вода в ведрах.

4) Шепотом прочитать друг другу текст

Работают в парах.



Слушают варианты чтения текста

Физкультминутка

Зайки скачут по лужайке.

Вдруг в лесу мелькнула тень,

Зайки спрятались за пень,

На носочки поднялись,

Серый зайка, оглянись,

Не сидит ли за кустом

Серый волк с большим хвостом?

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

3. Чтение

по ролям

– Какой отрывок из текста подходит для чтения по ролям?

Выбирает эпизод.

Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»

Внучка плачет: «Бабушка, волк какой-то страшный на меня наскочил!» Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!» А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то!

Четыре охотника за мной гнались и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

– Перечитайте эпизод. Определите свое отношение к героям сказки.

– Назовите действующих лиц для чтения по ролям.


– Что мы должны показать, когда читаем по ролям?

– А сейчас мы станем артистами большого детского театра и покажем инсценировку сказки.

– Кто желает участвовать в нашем спектакле?

– Постарайтесь передать характер своего героя. Пусть каждый артист подумает, как он покажет образ своего
героя.

(Напоминает, что читать нужно выразительно, подбирая нужную интонацию.)

– Тот, в котором есть слова героев.















– Автор, бабушка, курочка, мышка, зайка.

– Интонацию.




Работают у доски

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

IV. Закрепление темы

– Были ли случаи, когда вы в темноте принимали один предмет за другой?

– Вот, ребята, что можно выдумать от страха. Так же
и нашим героям от страха привиделись их враги

Рассказывают случаи из жизни

Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

V. Итог урока. Рефлексия

– Как вы думаете, почему составители учебника поместили сказку «У страха глаза велики» после рассказа Николая Носова «Затейники»?

– Что общего в этих историях?





– Какое выражение из сказки подходит к рассказу «Затейники»?

– Как вы думаете, зачем были написаны эти сказка

и рассказ?

– Подберите противоположные по смыслу слова к слову трусость.

– Чему учат рассказ «Затейники» и сказка «У страха глаза велики»?

– Что вам понравилось на уроке?

– Что не понравилось?

– Что вы хотели бы изменить?

– В сказке, как и в рассказе, описана смешная история.


– В рассказе Валя и Петя зря боялись серого волка, который им мерещился. И в сказке напрасно испугались бабушка, внучка, курочка, мышка и зайка.

– «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

– Чтобы показать, как смешно выглядят трусливые люди.

– Смелость, храбрость, мужество.


– Быть смелыми, уметь побеждать страх

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Адекватно реагируют

на трудности

Домашнее

задание

Выбрать понравившийся отрывок из сказки и проиллюстрировать его

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество)


Ресурсный материал

Стихотворение

Темноты боится Петя.

Петя маме говорит:

Можно, мама, спать при свете?

Пусть всю ночь огонь горит.

Отвечает мама: – Нет! –

Щелк – и выключила свет.

Стало тихо и темно.

Свежий ветер дул в окно.

В темноте увидел Петя

Человека у стены.

Оказалось на рассвете –

Это куртка и штаны.

Рукавами, как руками,

Куртка двигала слегка,

А штаны плясали сами

От ночного ветерка…

В темноте увидел Петя

Ступу с Бабою Ягой.

Оказалось на рассвете –

Это печка с кочергой…

С. Я. Маршак




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!