Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Начинаем наш урок. Тихо сели, ноги вместе. Книги, ручки – всё на месте? Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать И учиться лучше всех | Оценивают свою готовность и настрой на работу | Осуществляют самооценку готовности к уроку. Проявляют учебно-познавательный интерес к данному уроку |
II. Актуализация знаний | – Сегодня мы будем учиться выразительному чтению и инсценированию сказки. – Чем отличается сказка от рассказа? – Прочитайте название сказки. – Какая это сказка? – Как вы понимаете словосочетание «глаза велики»? – Предположите, о чем будет сказка? – Сказка – особый литературный жанр. С какой интонацией ее читают? Пословицы. • Робкого и тень страшит. • Не ходи в лес, коли зайца боишься. • Трус собственной тени боится. • Кто дрожит, тот и бежит. – Что объединяет эти пословицы? На доске: трусость. – Есть еще другое слово – страх. – Чем они отличаются? – Толковый словарь русского языка объясняет эти слова так: Трус – человек, легко поддающийся чувству страха. Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь. Трусость – поведение труса, робость, боязливость | Отвечают на вопросы. – «У страха глаза велики». – Русская народная. – Очень большие глаза. Высказывают предположения. – Напевно, медленно. – Они о трусости. Работают со словарем C. Ожегова, Н. Шведовой. Пересказывают сказку по иллюстрациям учебника | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Осуществляют осознанное построение речевого высказывания. Имеют учебную мотивацию. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
III. Работа по теме урока. 1. Выборочное чтение | – Прочитайте первую часть сказки и найдите, как в ней названы бабушка, внучка, курочка и мышка. – Найдите абзац, в котором описывается, как водоносы несут воду, и выполните в тетради задание 3 (с. 37). Назад идут – … У бабушки вода … У внучки – … У курочки – … У мышки – … | Читают. – Бабушка – старушка, внучка – толстушка, курочка – клохтушка, мышка – норушка. Выполняют задания. | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Умеют договариваться, находить общие решения |
2. Работа в парах | 1) Нарисовать ведра бабушки, внучки, курочки и мышки. 2) Перечитать последний абзац первой части. 3) Подумать, как плещется вода в ведрах. 4) Шепотом прочитать друг другу текст | Работают в парах. Слушают варианты чтения текста |
Физкультминутка | Зайки скачут по лужайке. Вдруг в лесу мелькнула тень, Зайки спрятались за пень, На носочки поднялись, Серый зайка, оглянись, Не сидит ли за кустом Серый волк с большим хвостом? | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
3. Чтение по ролям | – Какой отрывок из текста подходит для чтения по ролям? Выбирает эпизод. Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!» Внучка плачет: «Бабушка, волк какой-то страшный на меня наскочил!» Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!» А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!» А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались и все с собаками; как только меня ноги унесли!» – Перечитайте эпизод. Определите свое отношение к героям сказки. – Назовите действующих лиц для чтения по ролям. – Что мы должны показать, когда читаем по ролям? – А сейчас мы станем артистами большого детского театра и покажем инсценировку сказки. – Кто желает участвовать в нашем спектакле? – Постарайтесь передать характер своего героя. Пусть каждый артист подумает, как он покажет образ своего героя. (Напоминает, что читать нужно выразительно, подбирая нужную интонацию.) | – Тот, в котором есть слова героев. – Автор, бабушка, курочка, мышка, зайка. – Интонацию. Работают у доски | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
IV. Закрепление темы | – Были ли случаи, когда вы в темноте принимали один предмет за другой? – Вот, ребята, что можно выдумать от страха. Так же и нашим героям от страха привиделись их враги | Рассказывают случаи из жизни | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
V. Итог урока. Рефлексия | – Как вы думаете, почему составители учебника поместили сказку «У страха глаза велики» после рассказа Николая Носова «Затейники»? – Что общего в этих историях? – Какое выражение из сказки подходит к рассказу «Затейники»? – Как вы думаете, зачем были написаны эти сказка и рассказ? – Подберите противоположные по смыслу слова к слову трусость. – Чему учат рассказ «Затейники» и сказка «У страха глаза велики»? – Что вам понравилось на уроке? – Что не понравилось? – Что вы хотели бы изменить? | – В сказке, как и в рассказе, описана смешная история. – В рассказе Валя и Петя зря боялись серого волка, который им мерещился. И в сказке напрасно испугались бабушка, внучка, курочка, мышка и зайка. – «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». – Чтобы показать, как смешно выглядят трусливые люди. – Смелость, храбрость, мужество. – Быть смелыми, уметь побеждать страх | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Адекватно реагируют на трудности |
Домашнее задание | Выбрать понравившийся отрывок из сказки и проиллюстрировать его | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |