Тема: Транспортные системы организма
Цель: повторить предшествующий материал о крови, тканевой жидкости и лимфе, функциях крови и иммунитете, замкнутом и незамкнутом кровообращении; понятие об органах кровеносной и лимфатической систем, их строении и функциях.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
Слайд 2 – Вам была предложена задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?
(Каждый эритроцит крови лягушки содержит ядро.)
Слайд 3 – Найдите соответствие:
Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови. Причины малокровия. Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных веществ. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ. Условия предотвращения малокровия. Способ уничтожения бактерий в организме. Одна из причин несвертываемости крови. Невосприимчивость организма к инфекциям. Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови. Проявления нарушения постоянства состава крови. | Недостаточность лейкоцитов. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина. Недостаточность тромбоцитов. Образование антител. Образование фибрина, свертывание крови. Образование эритроцитов. Иммунитет. Фагоцитоз. Нарушение функции красного костного мозга. Нарушение функции желтого костного мозга. |
Ответы: I – 5;. II -2, 9; III – 4, 7, 8; IV – 7; V – 6; VI – 8; VII – 3; VIII. 7; IX – 9; X – 1, 2, 3.
Слайд 4 – Понятийный диктант.
Дайте определение понятиям:
1. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты – это …
2. Плазма –
3. Гомеостаз –
4. Фибриноген –
5. Фибрин –
6. Донор –
7. Реципиент –
8. Гемоглобин –
9. Оксигемоглобин –
10. Фагоцитоз
11. Воспаление –
12. Внутренняя среда организма –
13. Тканевая жидкость –
14. Кровяная сыворотка –
15. Иммунитет –
Слайд 5 – Какая группа крови является универсальной? Почему?
Что может спровоцировать резус-конфликт?
Почему может возникнуть тканевая несовместимость?
III. Изучение нового материала
Слайд 6 – А теперь рассмотрим транспортные системы организма.
Из курса 7 класса вам уже известно, что к ним относятся кровеносная и лимфатическая системы.
Кровеносная система: Лимфатическая система:
Сердце Лимфатические капилляры
Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры Лимфатические сосуды
Лимфатические узлы
Слайд 7 – Органы кровеносной системы.
Сердце – полый мышечный орган (масса около 300 грамм) расположен в грудной полости слева.
Слайд 8 – Кровеносные сосуды имеют различное строение.
Слайды 9-10 – Артерии – кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца.
Это толстостенные сосуды, средний слой которых представлен эластичными волокнами и гладкой мускулатурой, поэтому они способны выдержать значительное давление крови и не разрываться, а только растягиваться. Внутри артерий нет клапанов, кровь течет быстро.
Самая крупная артерия – аорта.
Слайд 11 – У артерий наиболее толстые стенки. Им приходится выдерживать большое давление крови, выталкиваемой в них сердцем. У артерий мощная соединительно-тканная наружная оболочка и мышечный слой. Благодаря гладким мышцам, сжимающим сосуд, кровь получает дополнительное ускорение. Этому же способствует соединительно-тканная наружная оболочка: при наполнении артерии кровью она растягивается, а потом в силу своей эластичности давит на содержимое сосуда.
Слайды 12-13 – Вены – кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу. В стенках вен также есть клапаны, препятствующие обратному току крови. Они более тонкостенные, чем артерии. Все сосуды кроме капилляров состоят из трех слоев. Наружный слой состоит из соединительной ткани, средний – из однослойного эпителия.
Слайд 14 – Капилляры – самые мелкие и тонкие кровеносные сосуды. В капиллярах остается только внутренний слой. Это мелкие сосуды, осуществляющие обмен веществ между кровью и тканями.
Слайд 15 – Кровеносная система, как и у всех позвоночных, замкнутого типа. Образует два круга кровообращения: малый (легочной) и большой.
Слайд 16 – Лимфоидные органы: аденоиды, миндалины, селезенка, аппендикс, лимфатические узлы
Слайд 17 – Лимфатические сосуды, также как и вены, имеют соединительно-тканный наружный и гладкомышечный средний слой, однако, не такой мощный. Стенки эластичны и легко сдавливаются скелетными мышцами, через которые они проходят. Внутренний эпителиальный слой лимфатических сосудов и средних по размеру вен, образует кармановидные клапаны. Они не дают лимфе и крови течь в обратном направлении. Работа мышц способствует нормальному продвижению лимфы.
Лимфатические капилляры - слепые мешочки из одного слоя эпителиальных клеток.
Слайды 18-19 – Лимфатические узлы располагаются по ходу лимфатических сосудов. Это небольшие бобовидные образования, функционирующие как биологические фильтры: задерживают частицы и уничтожают микроорганизмы. Лимфатические узлы входят и в иммунную систему (в них формируются лимфоциты, вырабатываются антитела).
Слайд 20 – Схема «Движение лимфы» (пояснение учителя)
Слайд 21 - Кровеносная и лимфатическая системы тесно связаны между собой. К тканям жидкость поступает только по артериям, а оттекает от тканей по двум путям: по венам и лимфатическим сосудам.
IV. Закрепление знаний
Слайд 22 – Ответьте на вопросы:
Как образуется тканевая жидкость и лимфа?
Для чего, прежде чем попасть в кровь, лимфа проходит через лимфоузлы?
Почему запрещается массировать места сгибов суставов?
Если на предплечье наложить жгут, можно ли узнать в каком направлении движется кровь по венам или артериям? Ответ обоснуйте.
V. Подведение итога урока. Рефлексия
Слайд 23 – Домашнее задание: § 20 прочитать, запомнить новые термины и понятия.