СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 21. Транспортные системы организма

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие об органах кровеносной и лимфатической систем, строении и функциях

Просмотр содержимого документа
«Урок 21. Транспортные системы организма»

Тема: Транспортные системы организма


Цель: повторить предшествующий материал о крови, тканевой жидкости и лимфе, функциях крови и иммунитете, замкнутом и незамкнутом кровообращении; понятие об органах кровеносной и лимфатической систем, их строении и функциях.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

Слайд 2 – Вам была предложена задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?

(Каждый эритроцит крови лягушки содержит ядро.)

Слайд 3 – Найдите соответствие:

  1. Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.

  2. Причины малокровия.

  3. Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных веществ.

  4. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.

  5. Условия предотвращения малокровия.

  6. Способ уничтожения бактерий в организме.

  7. Одна из причин несвертываемости крови.

  8. Невосприимчивость организма к инфекциям.

  9. Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови.

  10. Проявления нарушения постоянства состава крови.

  1. Недостаточность лейкоцитов.

  2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.

  3. Недостаточность тромбоцитов.

  4. Образование антител.

  5. Образование фибрина, свертывание крови.

  6. Образование эритроцитов.

  7. Иммунитет.

  8. Фагоцитоз.

  9. Нарушение функции красного костного мозга.

  10. Нарушение функции желтого костного мозга.


Ответы: I – 5;. II -2, 9; III – 4, 7, 8; IV – 7; V – 6; VI – 8; VII – 3; VIII. 7; IX – 9; X – 1, 2, 3.

Слайд 4 – Понятийный диктант.

Дайте определение понятиям:

1. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты – это …

2. Плазма –

3. Гомеостаз –

4. Фибриноген –

5. Фибрин –

6. Донор –

7. Реципиент –

8. Гемоглобин –

9. Оксигемоглобин –

10. Фагоцитоз

11. Воспаление –

12. Внутренняя среда организма –

13. Тканевая жидкость –

14. Кровяная сыворотка –

15. Иммунитет –

Слайд 5 – Какая группа крови является универсальной? Почему?

Что может спровоцировать резус-конфликт?

Почему может возникнуть тканевая несовместимость?

III. Изучение нового материала

Слайд 6 – А теперь рассмотрим транспортные системы организма.

Из курса 7 класса вам уже известно, что к ним относятся кровеносная и лимфатическая системы.

Кровеносная система: Лимфатическая система:

Сердце Лимфатические капилляры

Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры Лимфатические сосуды

Лимфатические узлы

Слайд 7 – Органы кровеносной системы.

Сердце – полый мышечный орган (масса около 300 грамм) расположен в грудной полости слева.

Слайд 8 – Кровеносные сосуды имеют различное строение.

Слайды 9-10Артерии – кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца.

Это толстостенные сосуды, средний слой которых представлен эластичными волокнами и гладкой мускулатурой, поэтому они способны выдержать значительное давление крови и не разрываться, а только растягиваться. Внутри артерий нет клапанов, кровь течет быстро.

Самая крупная артерия – аорта.

Слайд 11 – У артерий наиболее толстые стенки. Им приходится выдерживать большое давление крови, выталкиваемой в них сердцем. У артерий мощная соединительно-тканная наружная оболочка и мышечный слой. Благодаря гладким мышцам, сжимающим сосуд, кровь получает дополнительное ускорение. Этому же способствует соединительно-тканная наружная оболочка: при наполнении артерии кровью она растягивается, а потом в силу своей эластичности давит на содержимое сосуда.

Слайды 12-13Вены – кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу. В стенках вен также есть клапаны, препятствующие обратному току крови. Они более тонкостенные, чем артерии. Все сосуды кроме капилляров состоят из трех слоев. Наружный слой состоит из соединительной ткани, средний – из однослойного эпителия.

Слайд 14 – Капилляры – самые мелкие и тонкие кровеносные сосуды. В капиллярах остается только внутренний слой. Это мелкие сосуды, осуществляющие обмен веществ между кровью и тканями.

Слайд 15 – Кровеносная система, как и у всех позвоночных, замкнутого типа. Образует два круга кровообращения: малый (легочной) и большой.

Слайд 16 – Лимфоидные органы: аденоиды, миндалины, селезенка, аппендикс, лимфатические узлы

Слайд 17Лимфатические сосуды, также как и вены, имеют соединительно-тканный наружный и гладкомышечный средний слой, однако, не такой мощный. Стенки эластичны и легко сдавливаются скелетными мышцами, через которые они проходят. Внутренний эпителиальный слой лимфатических сосудов и средних по размеру вен, образует кармановидные клапаны. Они не дают лимфе и крови течь в обратном направлении. Работа мышц способствует нормальному продвижению лимфы.

Лимфатические капилляры - слепые мешочки из одного слоя эпителиальных клеток.

Слайды 18-19 – Лимфатические узлы располагаются по ходу лимфатических сосудов. Это небольшие бобовидные образования, функционирующие как биологические фильтры: задерживают частицы и уничтожают микроорганизмы. Лимфатические узлы входят и в иммунную систему (в них формируются лимфоциты, вырабатываются антитела).

Слайд 20 – Схема «Движение лимфы» (пояснение учителя)

Слайд 21 - Кровеносная и лимфатическая системы тесно связаны между собой. К тканям жидкость поступает только по артериям, а оттекает от тканей по двум путям: по венам и лимфатическим сосудам.


IV. Закрепление знаний

Слайд 22 – Ответьте на вопросы:

Как образуется тканевая жидкость и лимфа?

Для чего, прежде чем попасть в кровь, лимфа проходит через лимфоузлы?

Почему запрещается массировать места сгибов суставов?

Если на предплечье наложить жгут, можно ли узнать в каком направлении движется кровь по венам или артериям? Ответ обоснуйте.


V. Подведение итога урока. Рефлексия


Слайд 23 – Домашнее задание: § 20 прочитать, запомнить новые термины и понятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!