СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 17 ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ ЭПОХ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 17 Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

Просмотр содержимого документа
«Урок 17 ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ ЭПОХ»

Урок 17
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

Тип урока

Изучение новых знаний

Цели урока

Создать условия для формирования представлений о жанровых разновидностях исторической картины в зависимости от сюжета; способствовать развитию у обучающихся мировоззренческих позиций и идеалов, представления об историческом жанре как идейном и образном выражении событий в истории общества; учить характеризовать и анализировать монументальную живопись

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: понимать взаимосвязь исто-рического и мифологического жанров; сравнивать объекты по заданным критериям; решать учебные задачи; рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры; анализи-ровать и обобщать.

Получат возможность научиться определять и характеризовать понятия «монументальная живопись», «фреска», «темперная и масляная живопись», «станковое искусство».

Познакомятся с классическими произведениями и именами великих европейских мастеров исторической картины

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель (различают содержание и сюжет при восприятии произве-дения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят
понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели; осознают целостность мира
и многообразие взглядов на него; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; развивают воображение; самостоятельно создают устный рассказ
о развитии исторического жанра в европейском искусстве

Методы и формы обучения

Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Окончание табл.

Образовательные
ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

 Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Наглядно-
демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Сюжет в исторической картине».

Картина А. П. Боголюбова «Бой русского фрегата с двумя турецкими кораблями», фреска Пьетро Лоренцетти «Несение креста», картины Сандро Боттичелли «Афина Паллада и Кентавр», Диего Веласкеса «Пряхи»

Основные понятия и термины

Монументальная живопись, фреска, темперная и масляная живопись, станковое искусство


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Орга-низаци-онный

момент

Беседа
с постановкой проблемы

– Ребята, перед вами репродукция картины А. П. Боголюбова «Бой русского фрегата с двумя турецкими
кораблями». Данная картина создана в 1857 г. Она входит в число работ, написанных в честь подвигов Черноморского флота в Крымской войне 1853–1856 гг.

Слушают
учителя.





Фронтальная работа

Регулятивные:
определяют цель
и проблему в учебной деятельности.

Личностные:
проявляют интерес

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Данная картина является пейзажем, который изображает море. Такой пейзаж называется марина.
На картине изображен бой русского фрегата, который находится на первом плане, с двумя турецкими кораблями, которые стоят вдали от первого корабля. Характерной чертой батальных картин Боголюбова является их исключительная историческая правдивость. По картинам Боголюбова можно изучать историю всех морских сражений нашего русского флота и реально представить обстановку, особенности, детали каждого из этих боев. Внимание в этой картине при первом взгляде фокусируется на корабле, стоящем на переднем плане. Все зрительное пространство занимает море, бесконечное море, плавно переходящее в линии неба.

– Нередко в одном произведении искусства сочетаются черты нескольких жанров, внутренние подразделения – жанровые разновидности. Перечислите жанры, которые сочетаются в данной картине. (Пейзаж – марина; батальный жанр; исторический жанр.)

– О жанровых разновидностях исторической картины мы сегодня и поговорим!
















Отвечают
на вопрос.





Осмысливают цель урока


к изучению нового материала


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– Исторический жанр в его современном виде сформировался вместе с развитием научных воззрений на историю полностью лишь в XVIII–XIX вв.,
но многие его особенности сложились намного

Учащиеся получают представление о значении исторической

Фронтальная работа

Познавательные: анализируют и обобщают; определяют
понятия.

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



раньше. Зачатки исторического жанра известны
с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племен соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.

Презентация «Сюжет в исторической картине». Слайды 2–7.

– Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. В Италии фрески на темы актуальных событий были уже в XIV в. средством пропаганды общественных идей.
В XV – начале XVI в. создавались многофигурные композиции с изображением битв.

Презентация «Сюжет в исторической картине». Слайды 7–9.

– В XVII – начале XIX в. значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра.

Презентация «Сюжет в исторической картине». Слайды 9–11.

– В России исторический жанр начал развиваться
в 1-й половине XVIII в.

Презентация «Сюжет в исторической картине». Слайды 11–13.

– Во 2-й половине XVIII в., в эпоху Просвещения,
возрастает идеологически-воспитательное значение исторического жанра.

Презентация «Сюжет в исторической картине». Слайды 14–18.

картины в развитии культуры
и общественного самосознания.


Знакомятся
с жанровыми разновидностями исторической картины


Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного
общения.

Личностные: проявляют познавательную активность


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– С 1860-х гг. с ростом демократического движения
и развитием исторической науки начинается подъем и русского исторического жанра.

Презентация «Сюжет в исторической картине». Слайды 19–21.

– В начале XX в. в исторический жанр входит тема революционной борьбы, движений пролетариата
и крестьянства.

Презентация «Сюжет в исторической картине». Слайды 22–26.

– Назовите художников и их картины, которые вам
наиболее запомнились.

– Назовите жанровые разновидности этих картин

























III. Творческая практическая деятельность

Практи-ческий. Творческий поиск

– Мифологический жанр (от гр. mythos – предание) – жанр изобразительного искусства, посвященный
событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть
у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества.

– Познакомьтесь с картиной Сандро Боттичелли
«Афина Паллада и Кентавр». Картина представляет собой живопись темперой на холсте.

Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине.

– На фоне ласкающего взор поэтического пейзажа изображена изящная и в то же время строгая молодая женщина, вооруженная тяжелой алебардой.

Учащиеся знакомятся с произведениями мифологического жанра, выполненными темперой, маслом.








Индивидуальная работа

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Личностные:
осознают свои интересы и цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию – для

Анализ картины

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Она держит за волосы кентавра, покорно на нее взирающего.

– А вот перед вами фреска Пьетро Лоренцетти «Несение креста».

Фреска (от итал. fresche – свежий) – живопись 
по сырой штукатурке, одна из техник стенных
росписей.

– Пьетро Лоренцетти внес в картину «Несение креста» тонкое религиозное аристократическое звучание, сильные ноты человеческого драматизма.

– И, наконец, масляная живопись.

Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Масляной краской можно работать на станке – мольберте, в качестве материальной основы используют дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник.

Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю, словом, жизнь во всех ее проявлениях.

– Перед вами картина испанского художника Диего Веласкеса «Пряхи». Эта картина, выполненная в мифологическом жанре, имеет и другое название – «Легенда об Арахне». В этой многоплановой картине
художник изобразил сцену в королевской ковровой мастерской с фигурами прядильщиц на первом



Знакомятся
с фресками.








Знакомятся
с живописью масляными красками и станковой картиной.



достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые
образы путем трансформации известных


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



плане и придворных дам в глубине картины, осматривающих сотканный ковер. На ковре выткана древняя легенда об Арахне (см. Ресурсный материал
к уроку)
.

– Разделитесь на три команды. Каждой команде достанется одна из картин. Сделайте анализ картины.

– Назовите жанр картины и жанровую разновидность.

– Какова главная идея картины (общественно значимое событие)?

– Перечислите выразительные средства, используемые художником (объем, пластика, цвет, светотень, фактура).

– Какое впечатление произвела на вас эта картина?




Выбирают
одну из картин.

Ищут свои пути решения учебной задачи







IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

– Поделитесь впечатлениями от урока.

– Картины каких художников понравились больше всего?

– Что произвело особое впечатление?

– С каким художником захотелось познакомиться
получше?

Учащиеся высказывают свое мнение в беседе

Индивидуальная работа

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии с ситуацией; поддержи-вают товарища.

Личностные:
осознают свои
эмоции, адекватно
их выражают

Оценивание
работ


Ресурсный материал к уроку

Легенда об Арахне

На всю Лидию славилась своим мастерством Арахна – дочь красильщика тканей из Колофана. Она пряла такие тончайшие нити, что полотна из них получались прозрачные, как воздух. Не было на земле искуснее Арахны, никто из смертных не умел так прясть и ткать. Возгордилась Арахна и решила вызвать на состязание саму богиню Афину – дочь Зевса-громовержца.

Богиня Афина сначала предстала перед Арахной в образе седой, сгорбленной старухи, чтобы предупредить и уберечь ее от беды. Она сказала Арахне: «Стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание».

Не предвидела трагедии Арахна, не вняла совету мудрой старухи и еще раз повторила свое смелое требование. На этот раз богиня Афина предстала во всем своем величии и началось состязание между двумя мастерицами при большом стечении народа.

Великая богиня из тончайших, невидимых нитей выткала на своем божественно-прекрасном покрывале двенадцать светлых богов Олимпа и среди них Зевса. 

Верхом совершенства была и работа Арахны, не уступающая по красоте покрывалу богини. 

Да только неуважение и презрение к богам запечатлела на своем полотне непокорная Арахна: любовные похождения Зевса, Посейдона и Диониса. 

Разгневанная богиня разорвала прекрасную ткань и ударила гордую челноком. Не перенесла Арахна позора, сплела веревку и повесилась на ней. 

Афина пожалела искусницу, спасла ее, но при этом сказала: «Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать и перейдет это наказание на твое потомство». 

Богиня превратила Арахну в паука. С тех пор висит паук Арахна и ткет из тончайших нитей паутину.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!