Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Решите задачи. 1) Дарит бабушка-лисица Трем внучатам рукавицы: – Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте, Сколько всех? Пересчитайте! (2 · 3 = 6.) 2) Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла, Разделила на троих. Сколько каждому из них? (9 : 3 = 3.) 3) У речки гуляли четыре утенка И 24 веселых гусенка. Во сколько раз больше Было гусят? Во сколько раз меньше Было утят? (24 : 4 = 6.) 4) У трех девочек-малышек Было по 6 толстых книжек. Дайте нам ответ скорей, Сколько книг у малышей? (6 · 3 = 18) | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Выполните вычисления. | Выполняют вычисления | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Перед вами два столбика произведений. Эти столбики непростые. В них зашифрована тема нашего урока. Чтобы ее расшифровать, надо найти значения произведений каждого столбика и с помощью ключа записать слова. 7 · 6 | Т | 32 : 8 | Ж | 3 · 8 | А | 9 · 9 | Н | 2 · 9 | Б | 7 · 7 | М | 5 · 8 | Л | 36 : 6 | Е | 7 · 4 | И | 9 · 3 | О | 9 · 8 | Ц | 9 : 9 | Я | 5 · 5 | У | Ответ: 42 | 24 | 18 | 40 | 28 | 72 | 24 | Т | А | Б | Л | И | Ц | А | 25 | 49 | 81 | 27 | 4 | 6 | 81 | 28 | 1 | У | М | Н | О | Ж | Е | Н | И | Я | – Что у вас получилось? (Таблица умножения.) – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Повторение изученного материала | Фронтальная работа. Задание 1 | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства. 7 … 5 … 9 … 15 = 18 8 … 7 … 6 = 9 30 … 20 … 9 … 1 = 18 4 … 8 … 3 = 9 14 … 7 … 8 …3 = 18 12 … 5 … 2 = 9 | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Восстанавливают математические записи | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логичес- кие – наблюдают и делают простые выводы; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 2 | – Работаем с геометрическим материалом. – Перед вами фигуры. Назовите их. (Треугольники, прямоугольники, четырехугольники.) – Сколько прямоугольников? (5 прямоугольников.) – Сколько четырехугольников? Как посчитали? (5 + (2 · 5) = 15.) – Сколько треугольников? Как быстро посчитать? (По три взять пять раз –15.) – Догадайтесь, какие числа нужно вставить в треугольники. Полученные выражения запишем в тетрадь по два примера в столбик с комментированием. (В первой фигуре в треугольник нужно вставить число 56, так как 8 · 7 = 56, во второй – 7, так как 63 : 9 = 7, в третьей – 49, так как 7 · 7 = 79, в четвертой – 5, так как 7 · 5 = 35, в пятой – 7, так как 42 : 6 = 7.) – Какую таблицу мы сейчас повторяли? (Умножение и деление на число 7.) – Какие вы еще знаете случаи из этой таблицы? (7 · 2, 7 · 3, 7 · 4.) – Запишите их в тетрадь. Составьте четверки примеров с этими выражениями. Покажите переместительный закон и связь умножения с делением. 7 · 2 = 14 | 7 · 3 = 21 | 7 · 4 = 28 | 2 · 7 = 14 | 3 · 7 = 21 | 4 · 7 = 28 | 14 : 2 = 7 | 21 : 3 = 7 | 28 : 4 = 7 | 14 : 7 = 2 | 21 : 7 = 3 | 28 : 7 = 4 | | Повторяют таблицу умножения и деления однозначных чисел | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 3 | – Сравните задачи и решите их. Что вы заметили? а) Покажите на рисунке, как разделить 12 листиков на равные части, по 2 листика в каждой. Сколько получилось частей? б) Покажите на рисунке, как разделить 12 листиков на две равные части. Сколько листиков в каждой части? | Сравнивают задачи | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 4 | – Решите задачи и сделайте для них рисунки, которые решаются так же, но имеют другой смысл. а) Мама купила 15 яблок и раздала их поровну 3 детям. Сколько яблок досталось каждому? б) 8 ребят выстроились парами. Сколько получилось пар? в) 6 пирожков разложили поровну на тарелки. Сколько всего тарелок, если на каждой лежит по 2 пирожка? г) 15 пуговиц пришили на 5 одинаковых рубашек. Сколько пуговиц на каждой рубашке? | Решают задачи на умножение и деление. Выполняют рисунки | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 5 | – Найдите ошибки. 3 · 6 = 18 6 · 8 = 36 7 · 4 = 28 7 · 9 = 56 8 · 4 = 32 5 · 6 = 15 8 · 8 = 54 5 · 5 = 45 4 · 4 = 12 7 · 7 = 49 9 · 3 = 27 6 · 9 = 54 | Находят ошибки в значении произведения | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 6 | – Прочитайте и отгадайте загадку. Д | 5 · 4 – 12 | | Л | 10 · 5 – 6 · 8 | | В | 7 · 9 – 32 : 4 | | | | | | | | | И | 45 : (81 : 9) | | Я | 8 · (6 – 3) : 4 | | У | 8 · (49 : 7) + 4 | | | | | | | | | Ж | 7 · (12 – 8) | | Р | 28 : 7 + 27 : 3 | | Т | 18 : (72 – 7 · 10) | | | | | | | | | Г | 3 · 5 + 4 · 2 | | К | 7 · (12 : 2) – 30 | | А | 36 : (21 – 15) · 9 | 28 | 5 | 55 | 60 | 9 | | 8 | 55 | 54 | | 8 | 13 | 60 | 23 | 54 | | | | | | | | | | | | | | | | 23 | 2 | 6 | 8 | 6 | 9 | | 55 | | 8 | 55 | 54 | | 12 | 13 | 60 | 23 | 54 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Ответ: глаза, очки | Отгадывают загадку | Фронтальная, ин- дивидуальная | Устные ответы |
Задание 7 | – Работаем с графами. – Как найти число, если известна его шестая часть? (Надо значение шестой части умножить на 6.) См. Ресурсный материал | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Какое задание понравилось больше всего? – А какое задание не понравилось вам? | Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Задание 7.