Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Вспомним правила поведения на уроке. Встали тихо, замолчали, Все, что нужно, вы достали. Приготовились к уроку, В нём иначе нету проку. Здравствуйте, садитесь, | Больше не вертитесь. Мы урок начнем сейчас, Интересен он для вас. Слушай все внимательно, Поймешь все обязательно | | Показывают готовность к предстоящей деятельности. Вспоминают правила поведения на уроке | Владеют навыками самоорганизации: эмоциональной и психологической подготовки к предстоящей деятельности |
II. Проверка домашнего задания | – Сумел ли автор показать свои чувства, свое настроение в стихотворении? | Читают стихи, отвечают на вопрос | Осуществляют контроль и оценку |
III. Актуализация знаний | – Какое сейчас время года? – По каким признакам мы это определяем? – Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину, только словесную. Правда, процесс поиска нужного слова, передающего чувства человека, долгий и трудный, и не каждому это удается | – Весна. – Стало теплее, тает снег, кое-где показалась трава | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
IV. Постановка учебной задачи | – Сегодня вы познакомитесь с творчеством Федора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет. – Тютчева называют «певцом природы». Как вы думаете, почему? | Внимательно слушают. Отвечают на вопрос |
V. Работа по теме урока. 1. Рассказ учителя | Рассказывает о поэте. Ф. И. Тютчев родился в дворянской семье, в селе Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома, под руководством учёного, переводчика и поэта Семёна Раича. Именно его первый учитель привил интерес и любовь к поэзии. Ф. И. Тютчева начал писать стихи в 15 лет.Специально для детей он не писал. Но некоторые его стихи о природе вошли в круг детского чтения: «Есть в осени…», «Весенняя гроза», «Весенние воды». А сейчас, ребята, мы об этом же прочитаем у поэта Ф. И. Тютчева, который любил природу и очень много написал о ней стихов. Он подмечал незаметные движения в природе, которые не каждый человек может заметить. Тютчев учит нас чувствовать поэзию русского народа, будит в сердцах любовь к художественному слову. Удивительно верно и живо он рисовал картины природы, тонко подмечая и глубоко чувствуя особую, неповторимую прелесть каждого времени года. И мы в этом еще раз попробуем убедиться, читая его стихотворения | Внимательно слушают |
2. Словарная работа | – В стихотворении встретятся следующие слова: хлопочет, взбесилась, наперекор, трезвон, пуще. Карточка 1. Соедините слова с их значениями самостоятельно. Хлопочет звон церковных колоколов в особых торжественных случаях. Взбесилась сильный шум Наперекор вопреки Трезвон очень сильно разозлилась Хлопочет еще больше Пуще занимается чем-то с усердием – Кто без ошибок выполнил задание? – Какое слово вызвало затруднение? Запомните значение этого слова | Выполняют задания |
Физкультминутка | Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. | Еще попрыгай, раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
3. Работа над произведением. 1) Чтение стихотворения. 2) Художест-венный анализ | – Кто герои нашего произведения? – Как относится автор к Зиме? – Как он ее называет? Почему? – Как называет Весну? – Что делает Зима? А Весна? – Какие средства выразительности использует Ф. Тютчев в этом стихотворении? – Слова какой части речи мы с вами выделяли при чтении? Почему в этом стихотворении Ф. Тютчев использовал много глаголов? Карточка 2. Найдите слова, описывающие действия Весны и Зимы, запишите их в два столбика. – Как вы думаете, почему автор отзывается о Весне с одобрением, а о Зиме – с осуждением? Такое яркое противопоставление называется контрастом. – Для чего Ф. Тютчев в этом стихотворении использовал контраст? – Зима – «злая ведьма», Весна – «прекрасное веселое дитя». Весна «в окно стучится», «хохочет», а Зима «злится», «ворчит», «взбесилась». Зима понимает, ее время сочтено. Она не выносит смеха Весны и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну снежком. А что же Весна? Бодра, жизнерадостна, она знает исход поединка: ничто в природе не нарушит привычного цикла. Умылася в снегу И лишь румяней стала… Наперекор врагу. На стороне Весны природа: «все засуетилось, все нудит Зиму вон». Природа пробуждается от зимнего сна, выходит из зимнего оцепенения. Жаворонки сообщают об этом «поднятым трезвоном» | Читают. Отвечают на вопросы учителя, находят строчки в тексте. – Поэт одушевил, наделил зиму и весну человеческими качествами. Весна | Зима | стучится | злится | гонит (Зиму) | хлопочет | хохочет | ворчит | шумит | взбесилась | умылася | пустила (снежок) | румяней стала | | Внимательно слушают. – Чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, Зимы и Весны | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя |
VI. Итог урока. Рефлексия | – С каким произведением познакомились? – Кто написал это стихотворение? – О каких изменениях в природе мы узнали? – Что вам понравилось на уроке? – У кого возникли трудности? – Чья работа на уроке вам понравилась? | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения |
Домашнее задание | Проиллюстрировать стихотворение, по желанию выучить наизусть | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |