СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 105. Ф. ТЮТЧЕВ «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ…». М. ПРИШВИН «ЛЕСНАЯ КАПЕЛЬ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с поэзией Ф. Тютчева, стихотворением «Зима недаром злится…», обучения сопоставлению поэтических строчек с зимними пейзажами художников-передвижников, умению видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение стихотворения и учитывать это при выразительном чтении; способствовать развитию выразительной речи, памяти, образного мышления и внимания к слову; прививать любовь к русской поэзии; содействовать воспитанию чувства прекрасного.

Просмотр содержимого документа
«Урок 105. Ф. ТЮТЧЕВ «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ…». М. ПРИШВИН «ЛЕСНАЯ КАПЕЛЬ».»

Урок 105. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…».
М. Пришвин «Лесная капель»
(дополнительное чтение)

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с поэзией Ф. Тютчева, стихотворением «Зима недаром злится…», обучения сопоставлению поэтических строчек с зимними пейзажами художников-передвижников, умению видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение стихотворения и учитывать это при выразительном чтении; способствовать развитию выразительной речи, памяти, образного мышления и внимания к слову; прививать любовь к русской поэзии; содействовать воспитанию чувства прекрасного

Планируемые результаты

Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают произведения разных авторов

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; воспроизводят по памяти информацию; осуществляют анализ, сравнение;

регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные: эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции

Образовательные ресурсы: портрет Ф. Тютчева, репродукции картин по теме «Времена года»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Вспомним правила поведения на уроке.

Встали тихо, замолчали,

Все, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай все внимательно,

Поймешь все обязательно


Показывают готовность к предстоящей деятельности. Вспоминают правила поведения на уроке

Владеют навыками самоорганизации: эмоциональной и психологической подготовки к предстоящей деятельности

II. Проверка домашнего задания

– Сумел ли автор показать свои чувства, свое настроение в стихотворении?

Читают стихи, отвечают на вопрос

Осуществляют контроль и оценку

III. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года?

– По каким признакам мы это определяем?


– Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину, только словесную. Правда, процесс поиска нужного слова, передающего чувства человека, долгий и трудный, и не каждому это удается

– Весна.

– Стало теплее, тает снег, кое-где показалась трава

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы

IV. Постановка учебной задачи


– Сегодня вы познакомитесь с творчеством Федора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет.

– Тютчева называют «певцом природы». Как вы думаете, почему?

Внимательно слушают.


Отвечают на вопрос

V. Работа
по теме
урока.

1. Рассказ учителя

Рассказывает о поэте.

Ф. И. Тютчев родился в дворянской семье, в селе Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома, под руководством учёного, переводчика и поэта Семёна Раича. Именно его первый учитель привил интерес и любовь к поэзии. Ф. И. Тютчева начал писать стихи в 15 лет.Специально для детей он не писал. Но некоторые его стихи о природе вошли в круг детского чтения: «Есть в осени…», «Весенняя гроза», «Весенние воды». А сейчас, ребята, мы об этом же прочитаем у поэта Ф. И. Тютчева, который любил природу и очень много написал о ней стихов. Он подмечал незаметные движения в природе, которые не каждый человек может заметить. Тютчев учит нас чувствовать поэзию русского народа, будит в сердцах любовь к художественному слову. Удивительно верно и живо он рисовал картины природы, тонко подмечая и глубоко чувствуя особую, неповторимую прелесть каждого времени года. И мы в этом еще раз попробуем убедиться, читая его стихотворения

Внимательно слушают

2. Словарная работа

– В стихотворении встретятся следующие слова: хлопочет, взбесилась, наперекор, трезвон, пуще.

Карточка 1.

Соедините слова с их значениями самостоятельно.

Хлопочет звон церковных колоколов в особых торжественных случаях.

Взбесилась сильный шум

Наперекор вопреки

Трезвон очень сильно разозлилась

Хлопочет еще больше

Пуще занимается чем-то с усердием

– Кто без ошибок выполнил задание?

– Какое слово вызвало затруднение? Запомните значение этого слова

Выполняют задания


Физкультминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай, раз, два, три!

На соседа посмотри, 

Руки вверх и тут же вниз 

И за парту вновь садись


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

3. Работа над произведением.

1) Чтение стихотворения.
2) Художест-венный
анализ




– Кто герои нашего произведения?

– Как относится автор к Зиме?

– Как он ее называет? Почему?

– Как называет Весну?

– Что делает Зима? А Весна?

– Какие средства выразительности использует Ф. Тютчев в этом стихотворении?

– Слова какой части речи мы с вами выделяли при чтении? Почему в этом стихотворении Ф. Тютчев использовал много глаголов?

Карточка 2.

Найдите слова, описывающие действия Весны и Зимы, запишите их в два столбика.








– Как вы думаете, почему автор отзывается о Весне с одобрением, а о Зиме – с осуждением?

Такое яркое противопоставление называется контрастом.

– Для чего Ф. Тютчев в этом стихотворении использовал контраст?


– Зима – «злая ведьма», Весна – «прекрасное веселое дитя». Весна «в окно стучится», «хохочет», а Зима «злится», «ворчит», «взбесилась». Зима понимает, ее время сочтено. Она не выносит смеха Весны и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну снежком.

А что же Весна? Бодра, жизнерадостна, она знает исход поединка: ничто в природе не нарушит привычного цикла.

Умылася в снегу

И лишь румяней стала…

Наперекор врагу.

На стороне Весны природа: «все засуетилось, все нудит Зиму вон».

Природа пробуждается от зимнего сна, выходит из зимнего оцепенения. Жаворонки сообщают об этом «поднятым трезвоном»

Читают.



Отвечают на вопросы учителя, находят строчки в тексте.



– Поэт одушевил, наделил зиму
и весну человеческими качествами.






Весна

Зима

стучится

злится

гонит (Зиму)

хлопочет

хохочет

ворчит

шумит

взбесилась

умылася

пустила (снежок)

румяней стала



Внимательно слушают.



– Чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, Зимы и Весны

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.






Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя

VI. Итог
урока. Рефлексия

– С каким произведением познакомились?

– Кто написал это стихотворение?

– О каких изменениях в природе мы узнали?

– Что вам понравилось на уроке?

– У кого возникли трудности?

– Чья работа на уроке вам понравилась?

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения

Домашнее

задание

Проиллюстрировать стихотворение, по желанию выучить наизусть

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!