СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №1. Современный русский литературный язык. Языковые изменения конца ХХ века.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок имеет практическую направленность. В ходе урока учащиеся  распознают и соблюдают нормы литературного языка и требования к речи в устных и письменных высказываниях; различают нормативное и ненормативное использование языковых средств; обнаруживают и исправляют стилистические и грамматические ошибки в устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №1. Современный русский литературный язык. Языковые изменения конца ХХ века.»

11 класс

Урок 1.

Современный русский литературный язык. Языковые изменения конца ХХ века.

Цели:


  1. дать понятие литературного языка, его основных подсистем – территориальных диалектов, городского просторечия и социальных жаргонов;

  2. развивать умения и навыки в определении случаев нарушения норм языка;

  3. воспитывать необходимость соблюдать чистоту речи, подчиняя ее языковым нормам литературного языка.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают о литературном языке как высшей форме национального языка, о соотношении литературного языка и диалектах; распознают и соблюдают нормы литературного языка и требования к речи в устных и письменных высказываниях; различают нормативное и ненормативное использование языковых средств; обнаруживают и исправляют стилистические и грамматические ошибки в устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка.

Оборудование:

учебные тексты, РМ для практической работы, учебник.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Введение в тему урока.

Диктует слова:

великий, богатый, красивый, певучий, разнообразный, необходимый, неповторимый, важный, таинственный.

– Подберите к ним ключевое слово

– Составьте словосочетания с ключевым словом «язык» и сформулируйте на их основе тему урока.

Подбирают ключевое слово. Составляет словосочетания со словом «язык». Прогнозируют тему урока.


  1. Осмысление.

  1. Работа с учебником, составление конспекта.


  1. Изменения в языке в конце ХХ в.

Язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение языка в жизни общества огромно.

В периоды социальной и исторической стабильности процессы языкового развития протекают размеренно. Во времена же исторических и социальных потрясений эти процессы ускоряются. Так на рубеже ХХ – ХХI вв. в русском языке произошли динамичные и интенсивные изменения.

Задание (ОГН): прочитайте учебник (с. 5-6) и определите, какие изменения произошли в русском языке в конце ХХ в.; запишите тезисы статьи.

(ЕМН)* - можно предложить статью в качестве РМ


Работают с учебной статьей, составляют конспект в тетради.

Конспект в тетради:

Изменения в русском литературном языке.

1. появление большого количества заимствованных слов в связи с расширением связей между странами в сфере экономической, политической и культурной жизни;

2. возвращение слов из пассивного лексического запаса (губернатор, кадет, лицей, гимназия)\\ уход в пассивный запас лексики эпохи социализма (соцсоревнование, пионерская дружина, сеть партийной учебы, переходящее красное знамя и т.д.);

3. обогащение словарного запаса за счет словообразования (новые слова образуются из имеющихся уже в языке слов при помощи суффиксов и приставок: деполитизация, разбалансирование, раскультурирование);

4. появление множества аббревиатур и их производных (ОМОН, омоновец, омоновский);

5. переосмысление некоторых слов (слово «супер» – «нахождение наверху, над чем-нибудь» - например, суперобложка - приобрело в конце ХХ в. новое значение - «превосходящий других, самый лучший»: суперприз, суперпопулярный, супермаркет);

6. изменения стилистической окраски слов (жаргонные слова, утратив экспрессию сниженности, получили широкое распространение в языке СМИ, публичных выступлениях политических деятелей: тусовка, беспредел, разборка т др.)

Все изменения, происходящие в словарном составе языка, фиксируются словарями. Один их них – «Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения». Санкт-Петербург, 1998.

  1. Редактирование.

  1. Современный русский литературный язык, нормы.

Современный русский литературный язык предстает как высшая форма общенародного языка, исторически сложившаяся и воспринимаемая говорящими на русском языке как важнейший компонент национальной культуры. Это язык писателей и поэтов, внесших свой вклад в развитие русского литературного языка, это язык прессы, радио, телевидения.

Понятие литературного языка тесно связано с понятием нормативного употребления – подчинения языковых единиц современным нормам. Под нормами подразумеваются правила произношения и написания слов, закономерности их изменения и соединения в предложении.

Норма – это наиболее распространенный и закрепившийся в практике языковой вариант, который зафиксирован в справочниках, словарях, учебниках. Будучи в известной мере устойчивой, стабильной, норма как категория историческая может быть подвержена некоторым изменениям, что вытекает из природы языка как явления, постоянно находящегося в развитии.

Задание:

  • назовите известные вам языковые нормы (ОГН);

  • прочитайте статью учебника (с.14-15) и укажите, какие виды норм различаются в русском языке (ЕМН)

Редактирование:

  • упражнение КР (с.10- ОГН)

  • упражнение №16 (с.15 – ЕМН)




















Вспоминают с опорой на учебник основные языковые нормы, приводят примеры


Обнаруживают и исправляют стилистические и грамматические ошибки в письменной речи в соответствии с нормами литературного языка.

  1. Речевые задачи. Дискуссия.


  1. О чистоте языка.

- Прочитайте отрывок из статьи Н. Ивановой «Энрико и Доменико», опубликованной в одной из газет. Сравните речь студентов-иностранцев, один из которых изучал русский язык по академическим грамматикам, а другой — в студенческой среде. Как и почему изменился язык Энрико после первой реплики? «Переведите» текст на литературный русский язык.

Энрико смело протянул руку Доменико и на чистом русском языке сказал:

— Добрый день! Давай познакомимся. Меня зовут Энрико. Разрешите приветствовать вас от своего имени. Не ожидал вас увидеть. Какая приятная встреча! Как вы поживаете?

— Привет?! — полувопросительно произнёс Доменико.— Ты что, зациклился? Утром в общаге лукавались…

— Понял. Я тоже по-русски секу. Пообщаемся, будь спок!

— Брось заливать, меня не колышет.

— Спикаешь, что шарик берёшь.

— Маней не хватает.

— Жистяка серая, из общаги в читалку, из читалки в общагу…

— У тебя тоже фейс круглый и трузера обалденные.

— Корешки у меня здесь есть. Только общаемся редко. Делов по горло.

— Ну, покедова! Пора делать ноги.

Для справки. Зациклиться — сойти с ума (образно). Лукаваться — видеться. Сечь — понимать что-либо, разбираться в чём-либо. Будь спок — не волнуйся. Не колышет — не волнует. Спикать — говорить, разговаривать с кем-либо, о чём-либо. Шарик берёшь — легко. Мани — деньги. Жистяка — жизнь. Фейс — лицо. Трузера — брюки. Кореш — друг, приятель.


- Какую проблему современного русского языка вы можете назвать на основе прочитанного текста?


Наряду с литературным языком существуют слова, стилистически сниженные по отношению к литературной норме: территориальные диалекты, социальные жаргоны, профессионализмы.

территориальные диалекты

социальные жаргоны

профессионализмы

Народные элементы речи, принадлежащие местным говорам.

Слова и выражения, характерные для групп лиц, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения.

Это слова и выражения, употребляемые в устной речи группой лиц, объединенных по роду своей деятельности. Они являются своего рода неофициальными синонимами специальных терминов.

Служат средством характеристики речи персонажа и для создания местного колорита.

Средство непринужденного неофициального общения людей определенного круга.

В языке художественной литературы используются как выразительные средства для характеристики речи персонажа.

ОГН – упражнение № 9

ЕМН – упражнение № 17

ОГН – упражнение № 14 (свертывание текста), Контроль знаний – II, с.15

ЕМН – упражнение № 18,19

ОГН – упражнение № 11-13

ЕМН – упражнение № 20

* Можно взять часть упражнений или сделать из них выборку и предложить ребятам в качестве речевых задач.

Дискуссия.

- Как следует относиться к употреблению в устной речи слов, стилистически сниженных по отношению к литературной норме?

Вывод: использование данных пластов лексики приводит к засорению русского языка и говорит о низком уровне культуры человека.



Читают текст. Осуществляют перевод на нормативный русский зык. Определяют проблему текста.


























Работа в группах.

  1. Дать определение понятию

  2. Определить роль в языке.

  3. Выполнить предложенные упражнения


Презентация работы.

Взаимооценивание «Две звезды – одно желание»























Участвуют в дискуссии.



  1. Рефлексия

Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»

  • ŠŠ Назовите основные формы существования национального русского языка.

  • ŠŠ Дайте определение литературного языка.

  • ŠŠ Почему литературный язык называют нормированным языком?

  • ŠŠ Дайте определение понятия норма литературного языка.

  • ŠŠ Какие три функции выполняет русский литературный язык в настоящее время?



Домашнее задание:


  • ЕМН - & 2, практикум по орфографии (с.19)

  • ОГН - & 1,2; подготовка к ЕНТ – упражнение 1,3,5,9

Творческое задание (по желанию учащихся): подготовить устное высказывание «Насколько моя речь соответствует требованиям речевой культуры».








1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!