Лингвистический практикум по теме урока
Поисково-грамматическая работа с прозаическим текстом. Работа в парах.
Задание 1.
- Прочитайте высказывание К. Г. Паустовского о русском языке. Определите его тему и основную мысль. Выпишите глаголы, характеризующие значение русского языка, прилагательные, описывающие русский язык; определите, в каких формах они употреблены. Запишите последнее предложение, первого абзаца, подчеркните грамматическую основу, объясните постановку тире.
Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев; томительно звучал в стихах Пушкина; гудел, «как колокол на башне вечевой», у Лермонтова; рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова; был громоподобен в устах Маяковского; прост и строг в раздумьях Горького; колдовскими напевами звенел в строфах Блока. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость!
Богатство русского языка неизмеримы. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передает.
Так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории.
Задание 2.
- Прочитайте. Выпишите выделенные словосочетания — термины, называющие различные функции русского языка в современном мире. Перескажите (устно) содержание текста, опираясь на значение выписанных словосочетаний.
Русский язык — это язык великого русского народа. На нём русские люди общаются в быту, развивают свою культуру, науку и литературу; для русского человека он — родной язык.
Русский язык — средство межнационального общения народов многонациональной России.
Согласно Конституции Российской Федерации (1993 г.), русский язык является государственным языком Российской Федерации на всей её территории.
Лингвистический практикум по теме урока
Поисково-грамматическая работа с прозаическим текстом. Работа в парах.
Задание 1.
- Прочитайте высказывание К. Г. Паустовского о русском языке. Определите его тему и основную мысль. Выпишите глаголы, характеризующие значение русского языка, прилагательные, описывающие русский язык; определите, в каких формах они употреблены. Запишите последнее предложение, первого абзаца, подчеркните грамматическую основу, объясните постановку тире.
Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев; томительно звучал в стихах Пушкина; гудел, «как колокол на башне вечевой», у Лермонтова; рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова; был громоподобен в устах Маяковского; прост и строг в раздумьях Горького; колдовскими напевами звенел в строфах Блока. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость!
Богатство русского языка неизмеримы. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передает.
Так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории.
Задание 2.
- Прочитайте. Выпишите выделенные словосочетания — термины, называющие различные функции русского языка в современном мире. Перескажите (устно) содержание текста, опираясь на значение выписанных словосочетаний.
Русский язык — это язык великого русского народа. На нём русские люди общаются в быту, развивают свою культуру, науку и литературу; для русского человека он — родной язык.
Русский язык — средство межнационального общения народов многонациональной России.
Согласно Конституции Российской Федерации (1993 г.), русский язык является государственным языком Российской Федерации на всей её территории.
В странах ближнего зарубежья русский язык представляет собой основное средство межнационального общения. В Белоруссии и Киргизии русский язык — второй государственный язык, наряду с белорусским и киргизским.
Русский язык входит в число мировых языков. Он применяется в самых различных сферах международного общения, например, выступает в функции «языка науки» — средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникации (радио- и телепередач, космической связи) и т. д.
Русский язык — один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. В мире насчитывают от 2500 до 5000 языков (точную цифру установить невозможно, потому что различие между разными языками и диалектами одного языка условно). И только шесть из них являются официальными языками ООН: английский, русский, испанский, китайский, французский, арабский.
Какой статус определен русскому языку в Казахстане?
Назовите основные нормативные документы нашего государства в области культурно-языковой политики.
Какова роль русского языка в мире?
Почему русский язык стал одним из мировых языков?
Задание 3.
Какова основная мысль текста? Определите тип речи и стиль речи.
Назовите ключевые слова. Каковы средства связи предложений в тексте? Найдите предложение, которое с вашей точки зрения является тезисом. Докажите правильность этого тезиса.
Оформите этот тезис как предложение с прямой речью.
Почему К.Д. Ушинский считает, что язык народа никогда не увядает и вечно распускается?
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни. (К.Д. Ушинский)
В странах ближнего зарубежья русский язык представляет собой основное средство межнационального общения. В Белоруссии и Киргизии русский язык — второй государственный язык, наряду с белорусским и киргизским.
Русский язык входит в число мировых языков. Он применяется в самых различных сферах международного общения, например, выступает в функции «языка науки» — средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникации (радио- и телепередач, космической связи) и т. д.
Русский язык — один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. В мире насчитывают от 2500 до 5000 языков (точную цифру установить невозможно, потому что различие между разными языками и диалектами одного языка условно). И только шесть из них являются официальными языками ООН: английский, русский, испанский, китайский, французский, арабский.
Какой статус определен русскому языку в Казахстане?
Назовите основные нормативные документы нашего государства в области культурно-языковой политики.
Какова роль русского языка в мире?
Почему русский язык стал одним из мировых языков?
Задание 3.
Какова основная мысль текста? Определите тип речи и стиль речи.
Назовите ключевые слова. Каковы средства связи предложений в тексте? Найдите предложение, которое с вашей точки зрения является тезисом. Докажите правильность этого тезиса.
Оформите этот тезис как предложение с прямой речью.
Почему К.Д. Ушинский считает, что язык народа никогда не увядает и вечно распускается?
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни. (К.Д. Ушинский)