СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 0. Введение в курс истории 9 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение. Закладывается мотивационная основа изучения курса. Формируются представления об основных типах исторических источников по истории XX века и их потенциале.  

Просмотр содержимого документа
«1 МР Введение. Школьникам об отечественной истории»

УРОК № 1.

Введение.


Тип урока. Урок в традиционном режиме с компьютерной поддержкой.

Цели урока.

  • Актуализировать знаний об основных эпохах истории человечества. Сформировать представления об основных периодах Новейшей истории.

  • Актуализировать знания о видах исторических источников. Сформировать представления о специфике визуальных источников.

  • Начать знакомство учащихся с особенностями документальной фотографии.

План изучения нового материала.

1. Этапы истории человечества

2. Вехи Новейшей истории человечества

3. Виды источников по Новейшей истории

4. Документальная фотография, кинохроника, телерепортаж


Основные понятия урока: документальный фотоснимок, кинохроника, телерепортаж.


Средства обучения: презентация «1 Введение»

Предъявляемые материалы эксперимента:

Выполненные исследовательские задания (2 сильных, 2 средних, 2 слабых);


Подготовка к уроку. Установка презентации (подключение колонок!).

Проведение урока.

Изучение нового материала.

Введение в тему.

Слайды

Методические рекомендации по организации процесса обучения

  1. Этапы истории человечества

№ 1


Урок начинается с актуализации знаний учащихся об этапах истории человечества. Учитель задает вопросы о том на какие этапы делиться всемирная история, уточняет их хронологические рамки.

По мере устной беседы происходит заполнение «Ленты времени» на слайде.

Наконец, учитель сообщает ребятам о том, что сегодня они перейдут к изучению нового этапа истории человечества – Новейшей истории.

  1. Вехи Новейшей истории человечества

3 - 13

Учитель сообщает о принятых в исторической науке подходах к обозначению начальной границы Новейшей истории. А затем коротко характеризует основные вехи истории XX столетия. Здесь учащимся могут быть сообщены интересные факты из истории XX века. Или может быть организована беседа, позволяющая прояснить исходные представления учеников о той или иной эпохе.

  1. Виды источников по Новейшей истории

№ 14-17

Учитель напоминает ученикам о том, что изучение истории невозможно без исторических источников. В беседе с учениками учитель актуализирует понятие исторического источника и их возможные виды.

После этого учитель переходит к знакомству учащихся с различными видами визуальных источников информации и их спецификой.

Учитель отмечает особую роль такого источника информации, без которого сложно представить себе историю XX века, как документальная фотография. И на его особенностях следует остановиться подробнее.

  1. Документальная фотография, кинохроника, телерепортаж (экспериментальный компонент)

18

Учитель рассказывает о том, первые попытки запечатлеть окружающий мир предпринимались уже очень давно.

Однако в 1839 году француз Луи Дагерр и англичанин Уильям Тальбот почти одновременно изобрели способ получения фотографических изображений. Способ Л. Дагерра позволял получить его на тонкой серебряной пластине, тогда как У. Тальботу удалось получить изображение на специальной бумаге.


Далее учитель указывает на то, что первые фотографические изображения обладали одной характерной особенностью. Учащимся предлагается назвать эту особенность, сравнив два снимка. (При рассмотрении запечатленных городов, видно, что на улицах их совершенно отсутствуют люди. И это не случайно. Дело в том, что первые фотоаппараты обладали длительной выдержкой (около 5 минут). Это значит, что свет должен был непрерывно отражаться от объекта в течение этого промежутка времени на фотопластину. И запечатлены могли быть только статичные объекты.)

Однако в дальнейшем техника получения фотографических изображений продолжала совершенствоваться.

19

Учитель говорит о том, что в 1878 году способ получения фотографий был усовершенствован. (Стараниями англичан Маддокса и Беннета удалось получить сухие пластинки с высокой светочувствительностью. )

На экран выводятся два снимка, полученные в начале XX века. Учитель задает вопрос о том, какую особенность приобрела теперь фотография? И подводит учеников к мысли о том, что теперь фотограф получил возможность фиксировать движущиеся объекты. И более того, фотография научилась отображать действительность в мельчайших деталях, которые не способен уловить даже человеческий глаз.

Способность фотографии запечатлеть «мгновение» для историка крайне важна, но у нее есть и обратная сторона.

20

На экран выводиться фотоснимок времен Первой мировой войны (Британские солдаты в захваченном окопе. Битва на реке Сомме

Июль 1916 г.), ставиться вопрос к нему: С какой стороны от окопа находится река Сомма?

Учащиеся подводятся к выводу, что используя только данный фотоснимок, ответить на вопрос точно невозможно. Это связано с тем, что фотография фиксирует только один фрагмент исторического события, как бы выхватывая его из контекста. Следовательно, фотография в большинстве случаев не может являться самостоятельным историческим источником. Всегда требуются источники информации, которые бы ее дополняли.

21

Учитель говорит о том, что документальная фотография не единственный, специфический источник информации, появившийся в XX веке. На основе нее возник и еще один.

Учащимся предлагается угадать, что это за источник, после чего включается видео.

Это кинохроника (в данном случае запечатлены испытания английского танка времен Первой мировой войны).

Учитель просит предположить учащихся, какую пользу историк может извлечь из подобного исторического источника. (Позволяет запечатлеть объект в движении. Создает более целостную картину события.)

22

Учитель говорит о том, что кинохроника в дальнейшем легла в основу еще одного важного источника информации.

Включается видео.

Учащиеся называют, о каком источнике информации идет речь. Это телевизионный репортаж. (В данном случае это кадры, снятые 4 октября 1993 года, связанные с противостоянием депутатов Верховного Совета и президента Б.Н. Ельцина.)

Учитель спрашивает, чем подобный источник информации отличается от прежней кинохроники? (он передает звуки, сопровождавшие события и чаще всего сопровождается голосовым комментарием диктора)

23

Учитель подводит итог, говоря, что эти три новые вида источников не только содержат информацию о прошлом, но и сообщают нам информацию о современных событиях.



Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание № 1»



Этот дагерротип привлекает внимание исследователей одной необычной деталью. Вспомни особенность первых снимков. Найди эту деталь (фрагмент снимка) и обведи ее ручкой. Объясни, в чем «необычность» этой детали?




Выбери любую свою фотографию (только не портрет), связанную с воспоминаниями о прошлом (семейный праздник, путешествие, прогулка с друзьями и пр.). Посмотри на нее внимательно.

  1. Что о запечатленном памятном для тебя событии, фотография уже никогда не сможет рассказать? Какую особенность фотоснимка ты обнаруживаешь, размышляя над этим?


  1. Представь, что ты видишь эту фотографию впервые, как сторонний наблюдатель. Что бы она могла тебе сообщить?











Французский мыслитель Ролан Барт писал, что взгляд на фотографию рождает в нем особое переживание «будущего, которое уже произошло». Вот его текст: «…В 1856 году молодой человек, Льюис Пейн (на фото ниже), покушался на убийство американского Государственного секретаря У.Х. Сьюарда. Александр Гарднер сфотографировал его в одиночной камере, в ожидании исполнения приговора (смерть через повешение). Фотография прекрасна, красив и изображенный на ней юноша… Но особенность в том, что ему только предстоит умереть.


























Я одновременно читаю: это случиться и это уже случилось, и с ужасом рассматриваю предшествующее будущее время… Глядя на фото моей мамы в детстве, я говорю себе: «Ей предстоит умереть», - и… дрожу в преддверии катастрофы, которая уже имела место…»

Понял ли ты о каком чувстве говорит Р. Барт? Найди документальный фотоснимок, который вызывает у тебя подобные ощущения.







Просмотр содержимого презентации
«Введение»

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ? На какие исторические периоды принято делить историю человечества? ДРЕВНИЙ МИР СРЕДНИЕ ВЕКА НОВОЕ ВЕРМЯ Актуализируем знания и формируем представления о хронологических рамках эпохи XV XX V

НОВЕЙШАЯ

ИСТОРИЯ

?

На какие исторические периоды принято делить историю человечества?

ДРЕВНИЙ МИР

СРЕДНИЕ ВЕКА

НОВОЕ ВЕРМЯ

Актуализируем знания и формируем представления о хронологических рамках эпохи

XV

XX

V

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. МИР В XX ВЕКЕ

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ.

МИР В XX ВЕКЕ

Историки спорят о том, какую точку считать началом Новейшей истории: 1918 1917 1871 ? КОНЕЦ ВОЙНЫ ? ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Формируем представление о хронологических рамках эпохи (нижняя граница периода) ? ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Историки спорят о том, какую точку считать началом Новейшей истории:

1918

1917

1871

?

КОНЕЦ ВОЙНЫ

?

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Формируем представление о хронологических рамках эпохи (нижняя граница периода)

?

ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

История XX века включает разные эпохи…

История XX века включает разные эпохи…

1900-е ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ БРИТАНИЯ ИТАЛИЯ ТУРЦИЯ РОССИЯ Знакомим с самой общей периодизацией эпохи и мотивируем ВРЕМЯ НАРАСТАНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ…

1900-е

ФРАНЦИЯ

ГЕРМАНИЯ

БРИТАНИЯ

ИТАЛИЯ

ТУРЦИЯ

РОССИЯ

Знакомим с самой общей периодизацией эпохи и мотивируем

ВРЕМЯ НАРАСТАНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ…

1914-1918 ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

1914-1918

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

начало 20 - х ВРЕМЯ ПОСЛЕВОЕННОГО КРИЗИСА И СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ

начало 20 - х

ВРЕМЯ ПОСЛЕВОЕННОГО КРИЗИСА И СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ

30 - е ВРЕМЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ…

30 - е

ВРЕМЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ…

1939 - 1945 ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ…

1939 - 1945

ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ…

конец 40-х - 50 - е ВРЕМЯ ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»…

конец 40-х - 50 - е

ВРЕМЯ ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»…

60 - 70-е НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА…

60 - 70-е

НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА…

80 - 90-е ВРЕМЯ РАСПАДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОДНОПОЛЯРНОГО МИРА…

80 - 90-е

ВРЕМЯ РАСПАДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

ЛАГЕРЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОДНОПОЛЯРНОГО МИРА…

2000-е НАШИ ДНИ… ?

2000-е

НАШИ ДНИ…

?

ИСТОЧНИКИ… ? Какие исторические источники станут для нас ведущими? НАГЛЯДНЫЕ Переходим к разделу «Источники по истории Нового времени». Актуализируем знания об общей типологии источников ПИСЬМЕННЫЕ ЗВУКОВЫЕ 14

ИСТОЧНИКИ…

?

Какие исторические источники станут для нас ведущими?

НАГЛЯДНЫЕ

Переходим к разделу «Источники по истории Нового времени». Актуализируем знания об общей типологии источников

ПИСЬМЕННЫЕ

ЗВУКОВЫЕ

14

? Какие исторические источники можно отнести к письменным? ЛИСТОВКИ МАНИФЕСТЫ ПРОГРАММЫ ПАРТИЙ ЗАКОНЫ ДОГОВОРЫ ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ ПИСЬМЕННЫЕ ПЕРЕПИСКА МЕМУАРЫ ЛИТЕРАТУРА Переходим к разделу «Источники по истории Нового времени». Актуализируем знания об общей типологии источников ДНЕВНИКИ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ 15

?

Какие исторические источники можно отнести к письменным?

ЛИСТОВКИ

МАНИФЕСТЫ

ПРОГРАММЫ

ПАРТИЙ

ЗАКОНЫ

ДОГОВОРЫ

ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ

ПИСЬМЕННЫЕ

ПЕРЕПИСКА

МЕМУАРЫ

ЛИТЕРАТУРА

Переходим к разделу «Источники по истории Нового времени». Актуализируем знания об общей типологии источников

ДНЕВНИКИ

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

15

? Какие исторические источники мы отнесем к наглядным? НАГЛЯДНЫЕ КАРИКАТУРА Представляют политическую оценку лиц и событий. ПЛАКАТ 16

?

Какие исторические источники мы отнесем к наглядным?

НАГЛЯДНЫЕ

КАРИКАТУРА

Представляют политическую оценку

лиц и событий.

ПЛАКАТ

16

? Какие исторические источники мы отнесем к наглядным? НАГЛЯДНЫЕ Реклама. КАРТИНА Представляет осмысление исторических событий художником. 17

?

Какие исторические источники мы отнесем к наглядным?

НАГЛЯДНЫЕ

Реклама.

КАРТИНА

Представляет осмысление исторических событий художником.

17

? Какие исторические источники мы отнесем к наглядным? НАГЛЯДНЫЕ фотография ФОТОСНИМОК Каковы же особенности фотоснимка? 18

?

Какие исторические источники мы отнесем к наглядным?

НАГЛЯДНЫЕ

фотография

ФОТОСНИМОК

Каковы же особенности фотоснимка?

18

?

1839

год

Запатентованы методы получения

фотографического изображения

В чем вам видятся особенности первых фотографических изображений городских улиц?

Камера Луи Дагерра.

Учитель рассказывает о том, первые попытки запечатлеть окружающий мир предпринимались уже очень давно.

Однако в 1839 году француз Луи Дагерр и англичанин Уильям Тальбот почти одновременно изобрели способ получения фотографических изображений. Способ Л. Дагерра позволял получить его на тонкой серебряной пластине, тогда как У. Тальботу удалось получить изображение на специальной бумаге.

  Далее учитель указывает на то, что первые фотографические изображения обладали одной характерной особенностью. Учащимся предлагается назвать эту особенность, сравнив два снимка. (При рассмотрении запечатленных городов, видно, что на улицах их совершенно отсутствуют люди. И это не случайно. Дело в том, что первые фотоаппараты обладали длительной выдержкой (около 5 минут). Это значит, что свет должен был непрерывно отражаться от объекта в течение этого промежутка времени на фотопластину. И запечатлены могли быть только статичные объекты.)

Однако в дальнейшем техника получения фотографических изображений продолжала совершенствоваться.

Дагерротип (фотография полученная методом Л. Дагерра на серебряной пластине). Бульвар дю Тампль в Париже. 1838 г.

Калотип (фотография полученная

методом У. Тальбота на бумаге). Франкфурт-на-майне 1848 г.

19

? 1878 год Какую особенность приобретает фотография? Способ получения фотографий усовершенствован. Конвейер на заводе Форда. Учитель говорит о том, что в 1878 году способ получения фотографий был усовершенствован. (Стараниями англичан Маддокса и Беннета удалось получить сухие пластинки с высокой светочувствительностью. ) На экран выводятся два снимка, полученные в начале XX века. Учитель задает вопрос о том, какую особенность приобрела теперь фотография? И подводит учеников к мысли о том, что теперь фотограф получил возможность фиксировать движущиеся объекты. И более того, фотография научилась отображать действительность в мельчайших деталях, которые не способен уловить даже человеческий глаз. Способность фотографии запечатлеть «мгновение» для историка крайне важна, но у нее есть и обратная сторона.  Фотография способна запечатлеть «мгновение» во всех деталях. Д. Ллойд Джордж (слева) и У. Черчилль 20

?

1878

год

Какую особенность приобретает фотография?

Способ получения фотографий усовершенствован.

Конвейер на заводе Форда.

Учитель говорит о том, что в 1878 году способ получения фотографий был усовершенствован. (Стараниями англичан Маддокса и Беннета удалось получить сухие пластинки с высокой светочувствительностью. )

На экран выводятся два снимка, полученные в начале XX века. Учитель задает вопрос о том, какую особенность приобрела теперь фотография? И подводит учеников к мысли о том, что теперь фотограф получил возможность фиксировать движущиеся объекты. И более того, фотография научилась отображать действительность в мельчайших деталях, которые не способен уловить даже человеческий глаз.

Способность фотографии запечатлеть «мгновение» для историка крайне важна, но у нее есть и обратная сторона.

Фотография способна запечатлеть

«мгновение» во всех деталях.

Д. Ллойд Джордж (слева) и

У. Черчилль

20

? Что о битве на реке Сомма не может рассказать нам эта фотография? Битва на реке Сомме Июль 1916 г. Фотография заостряет внимание на одном фрагменте исторического события, но не воспроизводит его целостной картины . На экран выводиться фотоснимок времен Первой мировой войны (Британские солдаты в захваченном окопе. Битва на реке Сомме Июль 1916 г.), ставиться вопрос к нему: С какой стороны от окопа находится река Сомма? Учащиеся подводятся к выводу, что используя только данный фотоснимок, ответить на вопрос точно невозможно. Это связано с тем, что фотография фиксирует только один фрагмент исторического события, как бы выхватывая его из контекста. Следовательно, фотография в большинстве случаев не может являться самостоятельным историческим источником. Всегда требуются источники информации, которые бы ее дополняли. 21

?

Что о битве на реке Сомма не может рассказать нам эта фотография?

Битва на реке Сомме

Июль 1916 г.

Фотография заостряет

внимание на

одном фрагменте исторического события, но не воспроизводит его целостной картины .

На экран выводиться фотоснимок времен Первой мировой войны (Британские солдаты в захваченном окопе. Битва на реке Сомме

Июль 1916 г.), ставиться вопрос к нему: С какой стороны от окопа находится река Сомма?

Учащиеся подводятся к выводу, что используя только данный фотоснимок, ответить на вопрос точно невозможно. Это связано с тем, что фотография фиксирует только один фрагмент исторического события, как бы выхватывая его из контекста. Следовательно, фотография в большинстве случаев не может являться самостоятельным историческим источником. Всегда требуются источники информации, которые бы ее дополняли.

21

? Какой новый исторический источник появился на основе документальной фотографии, в чем вам видятся его особенности? Кинохроника КИНОХРОНИКА Позволяет запечатлеть объект в движении. Создает более целостную картину события. 22

?

Какой новый исторический источник появился на основе документальной фотографии, в чем вам видятся его особенности?

Кинохроника

КИНОХРОНИКА

Позволяет запечатлеть объект в движении. Создает более целостную картину события.

22

? Как изменилась документальная хроника со временем? Кинохроника ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РЕПОРТАЖ Ставит на место очевидца событий. Часто снабжается устным комментарием. 23

?

Как изменилась документальная хроника со временем?

Кинохроника

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РЕПОРТАЖ

Ставит на место очевидца событий.

Часто снабжается устным комментарием.

23

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ КИНОХРОНИКА ТЕЛЕРЕПОРТАЖ ФОТОГРАФИЯ Являются важными источниками информации о прошлом и… Являются важными источниками информации о …………………. прошлом и… о настоящем. Кинохроника 23

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ

КИНОХРОНИКА

ТЕЛЕРЕПОРТАЖ

ФОТОГРАФИЯ

Являются важными источниками информации о прошлом и…

Являются важными источниками информации о …………………. прошлом и… о настоящем.

Кинохроника

23


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!