НОВЕЙШАЯ
ИСТОРИЯ
?
На какие исторические периоды принято делить историю человечества?
ДРЕВНИЙ МИР
СРЕДНИЕ ВЕКА
НОВОЕ ВЕРМЯ
Актуализируем знания и формируем представления о хронологических рамках эпохи
XV
XX
V
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ.
МИР В XX ВЕКЕ
Историки спорят о том, какую точку считать началом Новейшей истории:
1918
1917
1871
?
КОНЕЦ ВОЙНЫ
?
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Формируем представление о хронологических рамках эпохи (нижняя граница периода)
?
ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
История XX века включает разные эпохи…
1900-е
ФРАНЦИЯ
ГЕРМАНИЯ
БРИТАНИЯ
ИТАЛИЯ
ТУРЦИЯ
РОССИЯ
Знакомим с самой общей периодизацией эпохи и мотивируем
ВРЕМЯ НАРАСТАНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ…
1914-1918
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
начало 20 - х
ВРЕМЯ ПОСЛЕВОЕННОГО КРИЗИСА И СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ
30 - е
ВРЕМЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ…
1939 - 1945
ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ…
конец 40-х - 50 - е
ВРЕМЯ ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»…
60 - 70-е
НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА…
80 - 90-е
ВРЕМЯ РАСПАДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО
ЛАГЕРЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОДНОПОЛЯРНОГО МИРА…
2000-е
НАШИ ДНИ…
?
ИСТОЧНИКИ…
?
Какие исторические источники станут для нас ведущими?
НАГЛЯДНЫЕ
Переходим к разделу «Источники по истории Нового времени». Актуализируем знания об общей типологии источников
ПИСЬМЕННЫЕ
ЗВУКОВЫЕ
14
?
Какие исторические источники можно отнести к письменным?
ЛИСТОВКИ
МАНИФЕСТЫ
ПРОГРАММЫ
ПАРТИЙ
ЗАКОНЫ
ДОГОВОРЫ
ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ
ПИСЬМЕННЫЕ
ПЕРЕПИСКА
МЕМУАРЫ
ЛИТЕРАТУРА
Переходим к разделу «Источники по истории Нового времени». Актуализируем знания об общей типологии источников
ДНЕВНИКИ
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
15
?
Какие исторические источники мы отнесем к наглядным?
НАГЛЯДНЫЕ
КАРИКАТУРА
Представляют политическую оценку
лиц и событий.
ПЛАКАТ
16
?
Какие исторические источники мы отнесем к наглядным?
НАГЛЯДНЫЕ
Реклама.
КАРТИНА
Представляет осмысление исторических событий художником.
17
?
Какие исторические источники мы отнесем к наглядным?
НАГЛЯДНЫЕ
фотография
ФОТОСНИМОК
Каковы же особенности фотоснимка?
18
?
1839
год
Запатентованы методы получения
фотографического изображения
В чем вам видятся особенности первых фотографических изображений городских улиц?
Камера Луи Дагерра.
Учитель рассказывает о том, первые попытки запечатлеть окружающий мир предпринимались уже очень давно.
Однако в 1839 году француз Луи Дагерр и англичанин Уильям Тальбот почти одновременно изобрели способ получения фотографических изображений. Способ Л. Дагерра позволял получить его на тонкой серебряной пластине, тогда как У. Тальботу удалось получить изображение на специальной бумаге.
Далее учитель указывает на то, что первые фотографические изображения обладали одной характерной особенностью. Учащимся предлагается назвать эту особенность, сравнив два снимка. (При рассмотрении запечатленных городов, видно, что на улицах их совершенно отсутствуют люди. И это не случайно. Дело в том, что первые фотоаппараты обладали длительной выдержкой (около 5 минут). Это значит, что свет должен был непрерывно отражаться от объекта в течение этого промежутка времени на фотопластину. И запечатлены могли быть только статичные объекты.)
Однако в дальнейшем техника получения фотографических изображений продолжала совершенствоваться.
Дагерротип (фотография полученная методом Л. Дагерра на серебряной пластине). Бульвар дю Тампль в Париже. 1838 г.
Калотип (фотография полученная
методом У. Тальбота на бумаге). Франкфурт-на-майне 1848 г.
19
?
1878
год
Какую особенность приобретает фотография?
Способ получения фотографий усовершенствован.
Конвейер на заводе Форда.
Учитель говорит о том, что в 1878 году способ получения фотографий был усовершенствован. (Стараниями англичан Маддокса и Беннета удалось получить сухие пластинки с высокой светочувствительностью. )
На экран выводятся два снимка, полученные в начале XX века. Учитель задает вопрос о том, какую особенность приобрела теперь фотография? И подводит учеников к мысли о том, что теперь фотограф получил возможность фиксировать движущиеся объекты. И более того, фотография научилась отображать действительность в мельчайших деталях, которые не способен уловить даже человеческий глаз.
Способность фотографии запечатлеть «мгновение» для историка крайне важна, но у нее есть и обратная сторона.
Фотография способна запечатлеть
«мгновение» во всех деталях.
Д. Ллойд Джордж (слева) и
У. Черчилль
20
?
Что о битве на реке Сомма не может рассказать нам эта фотография?
Битва на реке Сомме
Июль 1916 г.
Фотография заостряет
внимание на
одном фрагменте исторического события, но не воспроизводит его целостной картины .
На экран выводиться фотоснимок времен Первой мировой войны (Британские солдаты в захваченном окопе. Битва на реке Сомме
Июль 1916 г.), ставиться вопрос к нему: С какой стороны от окопа находится река Сомма?
Учащиеся подводятся к выводу, что используя только данный фотоснимок, ответить на вопрос точно невозможно. Это связано с тем, что фотография фиксирует только один фрагмент исторического события, как бы выхватывая его из контекста. Следовательно, фотография в большинстве случаев не может являться самостоятельным историческим источником. Всегда требуются источники информации, которые бы ее дополняли.
21
?
Какой новый исторический источник появился на основе документальной фотографии, в чем вам видятся его особенности?
Кинохроника
КИНОХРОНИКА
Позволяет запечатлеть объект в движении. Создает более целостную картину события.
22
?
Как изменилась документальная хроника со временем?
Кинохроника
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РЕПОРТАЖ
Ставит на место очевидца событий.
Часто снабжается устным комментарием.
23
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ
КИНОХРОНИКА
ТЕЛЕРЕПОРТАЖ
ФОТОГРАФИЯ
Являются важными источниками информации о прошлом и…
Являются важными источниками информации о …………………. прошлом и… о настоящем.
Кинохроника
23