СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения на развитие сенсомоторных навыков учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, Л. В. Антоновой-Фоминой) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В. М.

Бехтерева также доказа- ли влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств.

М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка.

С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых де- тей оказывается ядерными симптомами умствен- ной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности мышления.

Установлено, что у детей с умственной отстало- стью сенсомоторное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно

. Замедленность, недифференциро- ванность, узость объёма зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют их знакомство с окружающим миром. Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью за- висит от создания психолого-педагогических усло- вий развития. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребёнка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно- воспитательного воздействия. Первым условием является использование раз- личных видов изобразительного творчества:

 рисование;

 аппликация;

 лепка;

 конструирование;

 плетение;

 вязание;

 вышивание,

 шитьё;

 выкладывание мозаики;

 сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учётом их формы, цвета, размера,

 нанизывание бус;

 шнуровка;

 ниткопись;

 оригами и др.

Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие — использование в образовательном процессе различных приёмов:

 дидактические игры; y игры с песком, водой, кубиками, конструктором;

 мозаика; y графические игровые упражнения; y пальчиковые игры;

 глазодвигательные упражнения;

 подвижные игры;

 физкультурные упражнения игрового характе- ра и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие сенсомоторных навыков учащихся»

Упражнения на развитие сенсомоторных навыков.


Упражнение первое (на развитие речи, мышления и памяти).

Сейчас я буду называть вам слова, которые обозначают один предмет, а вы должны изменить это слово так, чтобы получилось много предметов. Например: стол – столы, книга – книги, ручка – ручки.

Кот – коты, плот – плоты, беда – беды, мyка – мyки, мукa – мукa, крот– кроты, дуга – дуги, рука – руки, еда – еда, слива – сливы, грива – гривы, сковородка – сковородки, телевизор – телевизоры, банан – бананы, пол – полы.

А теперь необходимо вспомнить все слова, которые я произнесла, и назвать их в единственном числе.

Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.

Детям предлагают послушать 10 слов, к которым необходимо придумать связанные с ними по смыслу слова: лопата (работа, копать); письмо (писать, получать); мел (доска, рисунки); гриб (лес, осень); кот (Мурзик, животное); мороз (холод, снег); лодка (плыть); хлеб (свежий, черствый); мех (пушистый, натуральный), стул (мягкий, удобный).

Упражнение на развитие знаково-символической функции памяти.

Детям предлагают запомнить символы, изображенные на карточках. К каждому знаку-символу нужно запомнить слово, обозначающее этот знак.

Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу).

Детям раздаются наборы геометрических фигур и листы белой бумаги форматом А4. Им предлагают сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Например: в середине большой круг, в верхней части листа 4 квадрата, в нижней части листа 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Следующий вариант немного сложнее:в центре большой круг, в левом верхнем углу треугольник и в правом верхнем углу тоже треугольник; в левом нижнем углу и в правом нижнем углу по одному квадрату. В середине каждой стороны листа положить по одному прямоугольнику.

Упражнения на развитие сенсомоторных навыков.

В тетради нарисовать обеими руками одновременно по 2 вертикальных восьмерки.

88 88

Теперь нужно представить, что на носу кисточка, и мы ею рисуем на потолке две горизонтальные восьмерки. Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.

Упражнение «Художники».

Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на потолке «пружинки».

Нарисовать в тетради обеими руками одновременно «пружинки».

Игра «Магазин ковров» (на развитие пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах).

Перед детьми выставляются (вывешиваются) ковры с различными геометрическими узорами. Педагог говорит детям, что сейчас они будут находить ковры по описанию: «Покажите, пожалуйста, ковер, в середине которого расположен квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 2 трапеции, справа 2 прямоугольника».

После того как дети научатся определять узоры по описанию, педагог предлагает им самим описать ковер, который им понравился больше всего.

Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Сейчас я буду называть произвольно любые слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Запомните, пожалуйста, эти слова:

праздник – подарок; дом – окно;

лимонад – прохлада; будка – собака;

стол – пирог; блины – сковородка;

шапка – шарф; печь – дрова;

ваза – цветок; пылесос – уборка;

пчела – мед; город – улица.

Ленивые восьмерки.

Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими руками сразу.


Профилактика нарушений зрения.

Нарисовать глазами в воздухе 3 горизонтальных восьмерки.

Игра «Третий лишний» (на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку).

изображения двух животных:– домашние животные (поросенок, кошка);

– дикие животные (заяц, лиса);

– домашние птицы (курица, гусь);

– дикие птицы (ворона, синичка).

Детям раздаются наборы из 4 кружочков красного, синего, желтого и зеленого цветов. Педагог называет по очереди животных и птиц, а дети поднимают кружочки соответствующих цветов. Можно назвать следую­щих животных и птиц: слон, орел, корова, тигр, чайка, лиса, собака, кролик, индюк, воробей, лев, белка, поросенок, еж, курица, дятел, рысь, петух, бык, жираф, утка, овца, кенгуру, волк, бегемот, синица, коза, щегол, кошка, енот, суслик, дрозд.

Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

Детям для запоминания предлагают карточку с изображением 10 невербальных символов. Время для запоминания – 60 секунд.

З а д а н и е . Воспроизвести символы по памяти.

3. Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Для запоминания детям предлагаются пары картинок и слов:

молоток – ремонт; птица – перо;

клоун – цирк; ландыш – весна;

рыба – река; кошка – мышка;

краски – рисунок; лягушка – болото;

слива – дерево; солнце – луч;

колбаса – завтрак; змея – опасность.

Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах).

Детям предлагают рассмотреть табличку с изображением геометрических фигур. Необходимо найти закономерность в расположении этих фигур и назвать фигуру, которая должна быть расположена в пустой клеточке со знаком вопроса.

Упражнение «Назови одним словом».

тарелки – стаканы – чашки (посуда);

стол – стул– диван (мебель);

рубашка – брюки – платье (одежда);

сапоги – валенки – туфли (обувь);

суп – каша – кисель (еда);

одуванчик – роза – ромашка (цветы);

береза – елка – сосна (деревья);

гусь – воробей – голубь (птицы);

карась – щука – окунь (рыбы);

малина – клубника – смородина (ягода);

морковь – капуста – свекла (овощи);

яблоки – груши – мандарины (фрукты).



Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.

Детям предлагают 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:

яйцо – курица – (цыпленок); птица – полет – (гнездо);

лес – дерево – (доска); воздух – свежесть – (кислород);

дом – город – (улица); ночь – луна – (звезды);

река – озеро – (море); кукуруза – салат – (поп-корн);

шуба – холод – (мороз); ребенок – нежность – (радость).

Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах).

Детям предъявляются таблички с изображением геометрических фигур разного цвета. Теперь дети обращают внимание не только на их форму, но и на цвет, находят закономерность в их расположении и называют фигуры, которые должны быть в пустых клеточках со знаком вопроса.

Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления).

Я сейчас буду говорить слова, а вы будете отвечать мне словами, противоположными по значению моим. Например,большой – маленький, чистый – грязный.

Начинаем игру:

быстро – медленно; высоко – низко;

далеко – близко; светлый – темный;

день – ночь; встать – сесть;

сухо – мокро; холод – жара;

поздно – рано; детский – взрослый.

начало – конец;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!