Упражнения на развитие сенсомоторных навыков.
Упражнение первое (на развитие речи, мышления и памяти).
Сейчас я буду называть вам слова, которые обозначают один предмет, а вы должны изменить это слово так, чтобы получилось много предметов. Например: стол – столы, книга – книги, ручка – ручки.
Кот – коты, плот – плоты, беда – беды, мyка – мyки, мукa – мукa, крот– кроты, дуга – дуги, рука – руки, еда – еда, слива – сливы, грива – гривы, сковородка – сковородки, телевизор – телевизоры, банан – бананы, пол – полы.
А теперь необходимо вспомнить все слова, которые я произнесла, и назвать их в единственном числе.
Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.
Детям предлагают послушать 10 слов, к которым необходимо придумать связанные с ними по смыслу слова: лопата (работа, копать); письмо (писать, получать); мел (доска, рисунки); гриб (лес, осень); кот (Мурзик, животное); мороз (холод, снег); лодка (плыть); хлеб (свежий, черствый); мех (пушистый, натуральный), стул (мягкий, удобный).
Упражнение на развитие знаково-символической функции памяти.
Детям предлагают запомнить символы, изображенные на карточках. К каждому знаку-символу нужно запомнить слово, обозначающее этот знак.
Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу).
Детям раздаются наборы геометрических фигур и листы белой бумаги форматом А4. Им предлагают сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Например: в середине большой круг, в верхней части листа 4 квадрата, в нижней части листа 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Следующий вариант немного сложнее:в центре большой круг, в левом верхнем углу треугольник и в правом верхнем углу тоже треугольник; в левом нижнем углу и в правом нижнем углу по одному квадрату. В середине каждой стороны листа положить по одному прямоугольнику.
Упражнения на развитие сенсомоторных навыков.
В тетради нарисовать обеими руками одновременно по 2 вертикальных восьмерки.
88 88
Теперь нужно представить, что на носу кисточка, и мы ею рисуем на потолке две горизонтальные восьмерки. Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.
Упражнение «Художники».
Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на потолке «пружинки».
Нарисовать в тетради обеими руками одновременно «пружинки».
Игра «Магазин ковров» (на развитие пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах).
Перед детьми выставляются (вывешиваются) ковры с различными геометрическими узорами. Педагог говорит детям, что сейчас они будут находить ковры по описанию: «Покажите, пожалуйста, ковер, в середине которого расположен квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 2 трапеции, справа 2 прямоугольника».
После того как дети научатся определять узоры по описанию, педагог предлагает им самим описать ковер, который им понравился больше всего.
Упражнение на развитие ассоциативной памяти.
Сейчас я буду называть произвольно любые слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Запомните, пожалуйста, эти слова:
праздник – подарок; дом – окно;
лимонад – прохлада; будка – собака;
стол – пирог; блины – сковородка;
шапка – шарф; печь – дрова;
ваза – цветок; пылесос – уборка;
пчела – мед; город – улица.
Ленивые восьмерки.
Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими руками сразу.
Профилактика нарушений зрения.
Нарисовать глазами в воздухе 3 горизонтальных восьмерки.
Игра «Третий лишний» (на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку).
изображения двух животных:– домашние животные (поросенок, кошка);
– дикие животные (заяц, лиса);
– домашние птицы (курица, гусь);
– дикие птицы (ворона, синичка).
Детям раздаются наборы из 4 кружочков красного, синего, желтого и зеленого цветов. Педагог называет по очереди животных и птиц, а дети поднимают кружочки соответствующих цветов. Можно назвать следующих животных и птиц: слон, орел, корова, тигр, чайка, лиса, собака, кролик, индюк, воробей, лев, белка, поросенок, еж, курица, дятел, рысь, петух, бык, жираф, утка, овца, кенгуру, волк, бегемот, синица, коза, щегол, кошка, енот, суслик, дрозд.
Упражнение на развитие механической зрительной памяти.
Детям для запоминания предлагают карточку с изображением 10 невербальных символов. Время для запоминания – 60 секунд.
З а д а н и е . Воспроизвести символы по памяти.
3. Упражнение на развитие ассоциативной памяти.
Для запоминания детям предлагаются пары картинок и слов:
молоток – ремонт; птица – перо;
клоун – цирк; ландыш – весна;
рыба – река; кошка – мышка;
краски – рисунок; лягушка – болото;
слива – дерево; солнце – луч;
колбаса – завтрак; змея – опасность.
Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах).
Детям предлагают рассмотреть табличку с изображением геометрических фигур. Необходимо найти закономерность в расположении этих фигур и назвать фигуру, которая должна быть расположена в пустой клеточке со знаком вопроса.
Упражнение «Назови одним словом».
тарелки – стаканы – чашки (посуда);
стол – стул– диван (мебель);
рубашка – брюки – платье (одежда);
сапоги – валенки – туфли (обувь);
суп – каша – кисель (еда);
одуванчик – роза – ромашка (цветы);
береза – елка – сосна (деревья);
гусь – воробей – голубь (птицы);
карась – щука – окунь (рыбы);
малина – клубника – смородина (ягода);
морковь – капуста – свекла (овощи);
яблоки – груши – мандарины (фрукты).
Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.
Детям предлагают 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:
яйцо – курица – (цыпленок); птица – полет – (гнездо);
лес – дерево – (доска); воздух – свежесть – (кислород);
дом – город – (улица); ночь – луна – (звезды);
река – озеро – (море); кукуруза – салат – (поп-корн);
шуба – холод – (мороз); ребенок – нежность – (радость).
Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах).
Детям предъявляются таблички с изображением геометрических фигур разного цвета. Теперь дети обращают внимание не только на их форму, но и на цвет, находят закономерность в их расположении и называют фигуры, которые должны быть в пустых клеточках со знаком вопроса.
Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления).
Я сейчас буду говорить слова, а вы будете отвечать мне словами, противоположными по значению моим. Например,большой – маленький, чистый – грязный.
Начинаем игру:
быстро – медленно; высоко – низко;
далеко – близко; светлый – темный;
день – ночь; встать – сесть;
сухо – мокро; холод – жара;
поздно – рано; детский – взрослый.
начало – конец;