СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для преодоления группы трудностей, связанных с недостатками формирования навыков письма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматриваются упражнения направленные на преодоление трудностей, связанных с навыками письма у детей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для преодоления группы трудностей, связанных с недостатками формирования навыков письма»

Упражнения для преодоления группы трудностей, связанных с недостатками формирования навыков письма.

    1. Упражнения для развития макро – и микро – моторики.

  • Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.

  • Складывание рисунков – узоров из мелких предметов в ячейки.

  • Рисование кругов, овалов и других фигур.

  • Выполнение гимнастических упражнений.

  • Проведение подвижных игр.

  • Выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии.

  • Выполнение гимнастики пальцев рук.

  • Нанизывание бусинок на длинную нитку.

  • Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.



    1. Упражнения для развития зрительно – двигательной координации.

  • «Змейка»

На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Педагог предлагает учащемуся как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке , не касаясь ее стенок и не пересекая их. Качество работы оценивают по числу касаний и времени выполнения задания. Лучший результат оценивают в 0 баллов , за каждое касание 1 балл.

  • «Попади в цель»

Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисованным на стене, с разного расстояния.

Медленный темп письма

    1. Упражнения для развития макро – и микро – моторики.

    2. Упражнения для развития зрительно – двигательной координации.

    3. Упражнение на преодоление трудности в произвольном управлении движениями.

  • «Палочки»

На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа)

Педагог предлагает учащемуся писать палочки и черточки между ними следующим образом: I – II – III – I – II – III - ….

При выполнении следует соблюдать такие правила:

  1. Писать палочки и черточки в заданной последовательности.

  2. Правильно переносить системы знаков с одной строки на другую ( обязательно начинать каждую новую строку с одной палочки и не разрывать систему из двух и трёх палочек при переходе на новую строку).

  3. Не писать на полях.

  4. Писать палочки и чёрточки не на каждой строке, а через строчку.

  5. Время выполнения – 10 минут.



Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв



2.1 Упражнения для развития фонематического анализа.

  • Педагог предлагает учащимся пары конфликтных картинок. Надо соотнести предмет, написанный на отдельной карточке, с изображением этого предмета. Молоток Ворона эти слова на отдельных карточках и отдельные изображения : ворота, ворона, молоток, коробка молока.

  • Определить количество звуков в словах, преобразовать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов.

Например : сок – сук, марки – рамки. Придумать слова или отобрать картинки, названия которых начинается на определенный звук.

2.2 Упражнения для развития артикуляции.

«Произнеси чисто»

Учитель произносит по одному разу каждое двустишие, содержащее наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложные согласные (А), и фразы со сложной слоговой структурой (Б). Ученик быстро их повторяет. Необходимо добиваться чёткого произношения каждого звука.

А) Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Стоит воз овса,

Возле воза – овца.

Клала Клава лук на полку.

Б) Рыбки в аквариуме.

Милиционер остановил велосипедиста.

Сыворотка из – под простокваши

Полполдника проболтали.

Зоя – зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка.

Клара у Вали играла на рояле.

2.3 Упражнение для развития артикуляции.

  • «Произнеси быстро» (коррекция сбоя в артикуляции)

Дается предложение или строфа стихотворения. Надо произнести 10 раз подряд вслух без пауз и как можно быстрее. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикуляции.

2.4 Упражнение для развития звукобуквенных ассоциаций.

  • «Мягкие буквы» (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций)

Педагог даёт учащемуся шнурок и предлагает разложить его на листе белой бумаги так, чтобы получилась заданная буква (строчная).

  • «Поиск в тексте заданных слов» ( перевод из слуховой формы в зрительную)

Педагог задаёт учащемуся от одного до трёх слов, которые тот должен как можно быстрее найти в тексте. В начале эти слова предлагаются зрительно, а в дальнейшем – на слух. Отыскав слова, ученик подчёркивает их или обводит кружком.

2.5 упражнения для развития произвольного внимания.

  • Переписать без ошибок следующие строчки.

  1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА

  2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА

  3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА ФИЛИТАДЕРРА

  4. ГРУММОПД

  5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

  6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

  7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА

  8. ЛАЙОНОСАНДЕРА

  9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ

  10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН



Пропуск гласных букв, слогов, не дописывание слов и предложений

2.6 Упражнение для развития звукобуквенного анализа.

  • «Найди слово»

  • Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты.

СЕ

СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ

ОБ

БО БИ ОБ ОВ БА ОБ ВО ОБ БО БО

ГДЕ

ДЕГ ГЛО ГЕД ЕГД ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ

КОТ

ТОК КТО ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ

СЛОН

НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН

ВОДА

ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО БАДА ВОДА

КАКОЙ

КОКОЙ КОКАЙ КАЙОК КАКОЙ

ЧАШКА

ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА



  • Используются специальные бланки с несколькими рядами букв ( 55 – 60 букв в строке, 30 – 35 строк). Педагог предлагает учащемуся в течение 5 – 7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать 2 – 3 буквы ( например букву А зачеркивать , а букву К подчеркивать).

Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок ( пропуск букв и неправильно зачёркнутые буквы). При отсутствии специальных бланков можно воспользоваться для этой цели любым текстом с крупно напечатанными буквами.



Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных

2.6 Упражнения для развития фонетико – фонематического анализа.

  • Найдите сходства и различия в написании, произношении и значении следующих слов:

ПОЛКА – ПОЛЬКА

НОС – НЁС

КОН – КОНЬ

ВЫЛ – ВИЛ

МЕЛ – МЕЛЬ

ЛУК – ЛЮК

ШЕСТ – ШЕСТЬ

ПАЛЬЦЫ – ПЯЛЬЦЫ

УГОЛЬ – УГОЛ

ПИЛ – ПЫЛЬ

  • Прочитайте цепочки слов. Назовите лишнее слово, объясните свой выбор.

КОЛОС, УДАР, ПОЛЕ, УГОЛОК

КУСТЫ, КАПЛЯ, ПЕНА, ЗВЕНО

ЛЮДИ, СЕЛО, ЛЮТИК, ЛЮКИ

ЛЁД, МЁД, КЛЁВ, РИС

ВЕС, ПЕРЕЦ, ВЯЗ, ЛЕВ

  • Найди общую часть для следующих слов:

ГЛ _ _ _ ОС _ _ _

М _ _ _ Т _ _ _

ДЛ _ _ _ (_ _ _ ) В _ _ _

Образованные слова распределите на две группы. Запишите каждую в отдельный столбик. Что объединяет обе группы слов ?



Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов

  • Узнайте букву







  • Напишите слова справа на лево: яблоко , петух, брюки, вагон, зеркало

  • Узнайте слова прочитав их наоборот: анишам, азав, нофелет, агинк.



2.9. упражнение для развития умения анализировать.

  • Прочитайте предложение. Определите количество слов. Составьте новые предложения, добавляя по одному слову к предыдущему предложению. Определите количество слов.

Выпал снег. (2)

Утром выпал снег. (3)

Рано утром выпал снег. (4)

Рано утром выпал первый снег. (5)

Рано утром выпал первый пушистый снег. (6)

Выпиши из каждого предложения добавленные слова.

  • Распределите написанное на две группы (слова и предложения)

Весёлая. Свисают сосульки. Образовалась. Дети гуляют в парке. Полезный.

Шумят волны. Вы ходили в поход? Как тихо кругом! Интересный.

Чем отличаются слова от предложений?



2.10. Упражнения для развития слуховой памяти.

Педагог предлагает учащемуся внимательно послушать и постараться с первого раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов, которые учитель произносит с интервалом в 2- 3 секунды.

Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.



2.11. Зрительный диктант

Задание заранее записано на доске, орфограммы должны быть выделены графически (подчеркиванием, другим цветом). Проводится разбор материала, чтобы прочно запечатлеть его в зрительной памяти. Учащийся анализирует графический образ слова или предложения, данного на доске. Учитель предупреждает, что слова сейчас будут стерты с доски.

Овощи: помидор, огурец, морковь, горох, капуста, свекла, картофель.

Деревья: берёза, осина, липа, дуб, клён, ель.

Птицы: снегирь, воробей, синица, сорока, дятел, ворона.



2.12. Упражнения для развития конкретного мышления.

«Сравнения слов»

Педагог называет два слова. Необходимо сравнить их: какое длиннее, какое короче; какое больше, какое меньше. Почему ?

Карандаш – карандашик

Кот – кит

Удав – червячок

Хвост – хвостик

Усики - усы



2.13. Упражнение для развития операции абстрагирования.

Педагог просит учащегося посмотреть вокруг себя и назвать предметы начинающиеся с одной и той же буквы.

Например : стол, стул, стирка и т. д.







2. 14. Упражнения для развития операции сравнения

  • «Прочитай быстро»

Близкий – ближний

Соседний – соседский

Пуховый – пушной

Редкий – резкий

Дедушка – девушка

Ворота – ворона

2. 15. Упражнения для развития зрительного анализа вербального материала.

  • «Запомни написание»

В течении 6 – 8 секунд учащимся читают текст, предложенный учителем. Затем текст закрывают, и ученики записывают его по памяти. Выделенные буквы записывают зеленым цветом.

  • В лесу сосна у сосны лиса

В лесу осины.

У осины заяц.

  • Ребята пришли в школу.

В классе идет работа

Учитель учит учеников.

У учеников идёт ученье.

  • Ежи живут в лесу.

Ерши живут в реке.

Щука – речная рыба

Наша дача у речки.

  • К нам пришла морозная зима.

Всю ночь шёл пушистый снег.

Утром ребята пошли на горку.

Быстро катились лыжи и санки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!