Тема открытого урока: «Употребление основных групп сложноподчинённых предложений в авторских текстах».
Тип урока: обобщение изученного по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений».
Цели урока: повторяя тему «Основные группы сложноподчинённых предложений», создать небольшие тексты на различные темы, интересующие молодёжь и более старшее поколение. Пробовать свои силы в роли журналиста и (или) редактора.
Тема | «Употребление основных групп сложноподчинённых предложений в авторских текстах» |
Цель | Цели урока: повторяя тему «Основные группы сложноподчинённых предложений», создать небольшие тексты на различные темы, интересующие молодёжь и более старшее поколение. Пробовать свои силы в роли журналиста и (или) редактора. |
Задачи | Образовательные: формировать умение составлять и анализировать сложноподчинённые предложения, закрепить умение анализировать сложного предложения для правильной постановки знаков препинания; обеспечить приобретение учащимися опыта написания миниатюрных сочинений, заметок на различные темы; Развивающие: развитие мышления, способностей к формулированию своих мыслей, рассуждению, монологической и диалогической, устной и письменной речи, памяти. Воспитательные: |
УУД
УУД | Личностные УУД: осознавать целостность мира, его диалектику и многообразие. Регулятивные УУД: Формулировать мысли, предложения, соображения, облекая их в сложные предложения. Планировать деятельность. Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели. Коммуникативные УУД: Умение высказывать свои мысли в монологе и вести диалог. Умение создавать текст по заданной теме, используя СПП. Познавательные УУД: Находить информацию в разных источниках. Выделять главное и второстепенное, различать главные и придаточные предложения. Анализировать материал и доказывать свою точку зрения. Использовать теоретические знания на практике. Владеть смысловым чтением, создавать тексты и находить в них различные виды информации. Делать выводы. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать: виды СПП и правила постановки в них знаков препинания. Уметь: анализировать предложения и определять вид придаточных в СПП. Метапредметные: способность осознанно организовывать и регулировать учебную деятельность; выработка умений и навыков работать с учебной информацией; готовность к сотрудничеству и сотворчеству с одноклассниками и учителем, формирование умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. |
Основные понятия | Сложноподчинённое предложение, главное и придаточное предложения, статья, журналист, редактор. |
Межпредметные связи | Связь русского языка с журналистикой, изобразительным искусством, спортом, философией и рекламой. |
Ресурсы: | Компьютер, учебники, тетради по русскому языку, иллюстрации в учебнике, план занятия на доске, статьи и иллюстрации к ним, созданные самими учениками. |
Формы урока | Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая. |
Технология | Создание игровых ситуаций, близких к реальной жизни, эффективная работа в больших и малых группах. |
| |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент
| Сегодня мы журналисты, которые выпускают молодёжную газету. У каждого журналиста своя специализация: кто-то пишет о культуре, кто-то о спорте, о здоровом образе жизни, природе, развлекательных мероприятиях, о важной роли образования в нашей жизни, о подготовке к экзаменам. Мы разделится на творческие группы и постарается справиться с предложенным заданием как можно лучше. | Ученики делятся на творческие группы и проводят подготовительную работу для создания текстов на различные темы. | | | |
Проверка домашнего задания | Данный урок закрывает изучение материала по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений», дома ученики должны были написать о себе и своих интересах, используя различные виды сложных предложений. |
Закрепление материала
Постановка проблемы
| – Что мы знаем о сложноподчинённых предложениях? Какие тексты у вас получились? Мы должны выпустить газету, которая будет интересна вам самим и вашим ровесникам. О чём хочет узнать и прочитать современная молодёжь? Что должен знать каждый журналист? Проблема сегодняшнего занятия: СОЗДАТЬ ГАЗЕТУ, ИНТЕРЕСНУЮ ДЛЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА. | Группа желающих знакомит редколлегию со своими текстами, лучшие из которых будут размещены в газете.
Выбирают подходящую тему и пишут свои тексты, используя СПП и обсуждая их с одноклассниками. Работают в малых группах: один может генерировать и идеи, работать над содержательной части, другой проверяет грамотность.
|
Напиши текст на интересующую тебя тему, используя СПП с различными видами придаточных. | Знать: что такое сложное предложение, виды придаточных и способы их определения, использование СПП в различных текстах. Уметь: писать тесты, используя изученный на уроках материал, в частности СПП. Работать не только над содержанием текста, но и над правописанием | Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Умение составлять текст из сложных предложений, вести диалог, готовность к сотрудничеству Познавательные УУД: Находить информацию в разных источниках. Выделять главное Определять понятия Анализировать, доказывать свою точку зрения Сравнивать, уметь познавать новое в сравнении Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации Делать выводы |
Поиск решения
| Нужно ли людям умение читать и писать? Пригодятся ли вам СПП в реальной жизни или можно обойтись без них и использовать только простые? | Выступает группа журналистов, которая написала текст об образовании и подготовке к предстоящим экзаменам. Журналисты читают получившуюся заметку и высказывают своё мнение. | |
|
Открытие нового знания | Выслушаем каждую группу и постараемся оценить написанные вами тексты, обращая внимание на содержание, грамотность и умение использовать в своих текстах СПП. | Выступление каждой группы журналистов, каждая из которых читает получившуюся заметку, остальные в это время внимательно слушают коллег и оценивают получившиеся статьи по двум критериям: 1.интересность и полезность статьи, 2. использование в статье СПП. | Внимательно слушают выступления одноклассников. Вникают не только в содержание заметки, но и в умелое использование СПП. Вспоминают основные группы придаточных в сложноподчинённых предложениях. | | |
Выражение решения проблемы | Как способствовать популяризации чтения в современном мире?
| Рекламный отдел предлагает различные способы, методы и приёмы продвижения газеты, которая может быть не только напечатанной, но и выпущенной в электронном виде. | Выбирают самые удачные, наиболее эффективные тексты, методы и приёмы. | | |
Закрепление нового материала | Как заинтересовать современного читателя чтением? Предложи свою идею для популяризации чтения. | Высказывают мнение, аргументируют и комментируют его. | | | |
Рефлексия
| Ученики оценивают своих коллег, говорят о том, будут ли они сами читать созданную газету. | | Добавляют получившиеся тексты и рисунки в газету, придумывают для неё название. | | |
Домашнее задание | Журналисты готовят отрывок для выразительного чтения, монолог и диалог с одноклассником на общественно-политическую или морально-этическую тему в рамках подготовки к устной части экзамена по русскому языку. |