СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упок по ИЗО в 5 классе по ФГОС на тему: Внутренний мир русской избы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по ИЗО в 5 классе. Внутренний мир русской избы

Просмотр содержимого документа
«plan-konspekt_uroka_vnutrenniy_mir_izby»


Тема: «Внутренний мир русской избы».

Класс 5-й.

Цели и задачи урока:

•формирование у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы;

•воспитание уважения к традициям и культуре русского народа.


Личностные результаты:

- Развитие коммуникативных качеств у школьника в процессе практической деятельности;

Метапредметные результаты:

- Умение оценивать результат – художественный ответ – на поставленную задачу;

Предметные результаты:

- Знание образного языка народного прикладного искусства;

- Приобретение опыта выполнения декоративной работы.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация, учебная иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы.

Оборудование для учащихся: альбом для рисования, карандаш, фломастеры, цветные карандаши, учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство», Н.А Горяева.

Тип урока: урок применения предметных умений.

Методы обучения: элементы проблемного обучения, игра «Угадайка», работа в паре.

Организация учебной работы: фронтальная, индивидуальная.

План урока:


  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Создание проблемной ситуации (1 мин)

  3. Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадайка» (15 мин)

  4. Проверка домашнего задания (5 мин)

  5. Самостоятельная работа (20 мин)

  6. Подведение итога урока (1 мин)

  7. Рефлексия (1 мин)

  8. Домашнее задание (1 мин)





Ход урока:


  1. Организационный момент (1 мин).

Настраиваю учащихся на рабочую обстановку, проверить готовность детей к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, фломастеры и т.д.).

Предлагаю школьникам сформулировать тему, цели и задачи урока.


  1. Создание проблемной ситуации (1 мин)

Задаю проблемный вопрос классу, ответить на который попрошу учащихся в конце урока, при подведении итога:

- Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?


  1. Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадайка» (15 мин)

На данном этапе урока я активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся, пробуждаю их интерес к теме урока при помощи создания игровой ситуации, стихотворений-загадок и слайд-презентации (слайды 1-10).

Предлагаю выполнить работу в паре. Каждой паре учеников необходимо ответить на вопросы-загадки, которые демонстрируются в слайд-презентации, вписать ответы в инструктивную карту (карта прилагается ).

После заполнения карты 3 ученика выходят к доске и выписывают свои ответы на каждые 4 вопроса. Предлагаю остальным учащимся задать вопросы отвечающим и оценить их ответ. По окончании игры каждая пара учеников сверяет ответы с доской, при необходимости исправляет свои ошибки, выставляет себе оценку. В ходе игры для привлечения внимания учащихся к теме урока задаю вопросы, например:

- Какой угол является духовным центром дома?

- Чем служила печь в крестьянском доме? и т.д.

На данном этапе урока я применяю несколько компонентов: работа учащихся в паре, создание игровой ситуации, оценивание одного ученика другим, самооценка, использование ИКТ.

  1. Проверка домашнего задания (5 мин)

  1. К данному уроку необходимо было найти репродукции–иллюстрации с изображением пространства крестьянского дома. Иллюстрации вклеить в тетрадь.

Предлагаю сдать тетради с выполненным домашним заданием.


  1. Самостоятельная (творческая) работа (20 мин)

Задание: закончить рисунок «Внутренний мир русской избы», раскрасить. (Наброски выполнены на прошлом уроке).

В начале выполнения задания предлагаю учащимся несколько вариантов интерьера крестьянской избы. Показываю на слайде рисунки-схемы. (слайд 11). Обращаю внимание на деревянный пол и стены. Ученики обогащают свои рисунки изображением крестьянских вещей: прялка, ушат, ухват, люлька, полотенца, дорожки и др. На данном этапе урока у учащихся формируются навыки самостоятельной работы.


  1. Подведение итога урока (2 мин). Рефлексия.

По окончании занятия школьники выходят к доске, демонстрируют свой рисунок классу и отвечают по своему рисунку на поставленный вопрос в начале урока:

- Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?

-Что у тебя хорошо получилось?

- Какую оценку ты себе поставишь?


  1. Домашнее задание (1 мин)

Всем: найти 3-4 иллюстрации, вклеить их в тетрадь: Деревянные узоры, резьба, роспись русских изб (окна, крыша, ворота). По желанию: составить мини-рассказ о деревянных узорах русской избы.














Инструктивная карта (ответы)


­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Класс­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________

Фамилия, имя­­­­­­­­­­­

______________________


______________________


Задание: Впишите название предметов интерьера крестьянской избы.


  1. Красный угол_____________________________________

  2. Печь, ухват, полати, полавошники____________________

  3. Полотенце, ушат, люлька, стол, лавка_________________

  4. Мужская половина дома: коса, топор, молоток, пила____

  5. Женская половина дома: посуда, ложки, миски, прялка, ткацкий стан

  6. Орнамент, полотенце, дорожки, скатерть_______________

  7. Ендова____________________________________________

  8. Ухват, чугунок_____________________________________

  9. Скопкарь__________________________________________

  10. Вальки____________________________________________

  11. Детская люлька_____________________________________

  12. Рубель____________________________________________


Оценка:______



4


Просмотр содержимого документа
«Š®­á¯¥ªâ»

Начало формы

Технологическая карта урока по искусству (ИЗО) в 5 классе на тему: «Внутренний мир русской избы»

Технологическая карта урока

Предмет: искусство (ИЗО)

Учитель: Дмитриева М. С.

Класс: 5 класс

Авторы программы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских

Урок №4 согласно календарно-тематическому планированию

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока:

- познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

- формировать образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы;

- воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Задача: выполнить рисунок внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда);

Планируемые результаты (предметные ПР)

Базовый уровень:

- сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома;

Повышенный уровень:

- создавать композицию внутреннего пространства избы из пластилина.

Личностные (ЛР)

• уметь видеть и исправлять ошибки;

• уметь работать в группе;

• уметь самостоятельно оценить свою работу.

Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров.

Уметь находить образы природы в произведениях живописи

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Регулятивные:

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Коммуникативные:

оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Методы и методические приёмы:

Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: учебно-производственный труд

Основное содержание темы, понятия, терминыинтерьер, вселенский порядок

Вид используемых ИКТ: презентация «Внутренний мир русской избы»

Оборудование и материалы: зарисовки интерьера русской избы, экспозиции «Уголка старины». Бумага, акварель.

Промежуточный контроль

I этап. Организационный момент

Беседа

Здравствуйте, ребята! Давайте, проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежат: альбом, карандаши, ластик, кисти, учебник, краски, вода.



Беседа (опрос). Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке?



Учитель активизирует знания учащихся, создаѐт проблемную ситуацию на уроке.

Ребята, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию в наш «Уголок старины». Как вы думаете, с какой целью мы будем посещать музей? Какая тема урока отсюда следует? Как будет звучать цель нашего урока? Какие задачи мы перед собой поставим?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Отвечают, высказывают свое мнение.

Дети высказывают своѐ мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Ученики размышляют, анализируют, ставят перед собой цель и задачи урока.

II. Изучение нового материала

Объяснитель-но-иллюстра-тивный. Экскурсия.

Русские люди издревле жили в домах, называемых избой, которую они ласково называли истьба, истопка. Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Беседа сопровождается показом презентации. Демонстрация.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

Ребята, а сейчас мы с вами войдем в крестьянское жилище. Вы находитесь в русской избе. Как вы думаете, что являлось основой жизни крестьянской семьи в доме?

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы, кадр №6)

В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
 
И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.

III. Творческая практическая деятельность.

Практический.



Задание:

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. 

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)





Итоги урока.

Рефлексия.

Выставка работ.

Беседа в форме «вопрос-ответ»

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Самооценка ученика

Задание на самооценку.

Подведите итог, закончив любое предложение…

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Я приобрел…

Я попробую…

Мне захотелось…



3. Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта





Коммуникативные: умеют выражать свои мысли.

Познавательные:

-общенаучные: умеют структурировать знания;

оценивают процесс и результат деятельности.

Регулятивные: оценка – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозируют.

Оценивание работ учащихся








































Приложение

Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке

1. Работа в классе: (поставить «+» или « - »)

- отвечал на вопросы учителя

- дополнял ответы других учеников

- выполнял задания

2. Работа в группе: (поставить «+» или « - »)

- выполнял практическую работу

-  участвовал в обсуждении проблемы

- доказывал свою точку зрения

3. Для меня не было подходящего задания

4. За урок я бы себе поставил оценку………….




Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке

1. Работа в классе: (поставить «+» или « - »)

- отвечал на вопросы учителя

- дополнял ответы других учеников

- выполнял задания

2. Работа в группе: (поставить «+» или « - »)

- выполнял практическую работу

-  участвовал в обсуждении проблемы

- доказывал свою точку зрения

3. Для меня не было подходящего задания

4. За урок я бы себе поставил оценку………….



Просмотр содержимого презентации
«¢­ãâ७­¨© ¬¨à àãá᪮© ¨§¡ë»

Урок изобразительного искусства  5 класс  Тема: «Внутренний мир русской избы»

Урок изобразительного искусства

5 класс

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Глаголем, кошелем и брусом  Дом строили с резным крыльцом,  С обдуманным мужицким вкусом  И каждый со своим лицом

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным.  Л. Мей

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом
  • Окно-око – связь с большим миром, белым светом
Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

Красный угол был олицетворением зари

Красный угол был олицетворением зари

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.

Спасибо за внимание! Список использованной литературы:

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

  • Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2006
  • Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991
  • Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003
  • Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004
  • Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение» 2005


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!