СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальные учебные действия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Универсальные учебные действия

Просмотр содержимого документа
«Универсальные учебные действия»

У спехов! У дачи! Д обра Универсальные учебные действия Автор: Гайдар С.А.

У спехов!

У дачи!

Д обра

Универсальные учебные действия

Автор: Гайдар С.А.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

•  основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

•  основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

•  готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования .

В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

•  целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов ;

•  реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях);

•  формирование навыков взаимо- и самооценки , навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

•  организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;

•  целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

•  приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

  Предлагаемые с этой целью факультативы должны быть ограничены по объёму (от 32 до 68 часов) и обязательно заканчиваться процедурами самооценки и оценкой презентации выполненных учебных работ.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется

  • формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  • Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

  • •  формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
  • •  практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности : ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • •  развитию речевой деятельности , приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:   •  практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности ; •  развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией ; •  практическому освоению методов познания , используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата , регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

  • •  практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности ;
  • •  развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией ;
  • •  практическому освоению методов познания , используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата , регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

•  историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

•  образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

•  знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

•  знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

•  освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

•  ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

•  основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

•  экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

•  гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

•  уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

•  эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

•  уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

•  уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

•  уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

•  потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

•  позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

•  готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

•  готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

•  умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

•  готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

•  потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

•  умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

•  устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

•  готовность к выбору профильного образования.

Личностные универсальные учебные действия   Выпускник получит возможность для формирования: •  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; •  готовности к самообразованию и самовоспитанию; •  адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; •  компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; •  морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; •  эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Личностные универсальные учебные действия

Выпускник получит возможность для формирования:

•  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

•  готовности к самообразованию и самовоспитанию;

•  адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

•  компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

•  морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

•  эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия   Выпускник научится: •  целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; •  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; •  планировать пути достижения целей; •  устанавливать целевые приоритеты; •  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; •  принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; •  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; •  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; •  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•  целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

•  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

•  планировать пути достижения целей;

•  устанавливать целевые приоритеты;

•  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

•  принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

•  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

•  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

•  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник получит возможность научиться:

•  самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

•  построению жизненных планов во временно2й перспективе;

•  при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

•  выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

•  основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

•  осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

•  адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

•  адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

•  основам саморегуляции эмоциональных состояний;

•  прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

•  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

•  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

•  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

•  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

•  осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

•  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

•  основам коммуникативной рефлексии;

•  использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

•  отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник получит возможность научиться:

•  учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

•  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

•  оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности ;

•  осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

•  в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия ;

•  вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

•  следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

•  устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

•  в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•  основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

•  проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

•  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

•  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•  давать определение понятиям;

•  устанавливать причинно-следственные связи;

•  осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

•  обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

•  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•  строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

•  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

•  основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

•  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

•  работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Познавательные универсальные учебные действия Выпускник получит возможность научиться: •  основам рефлексивного чтения; •  ставить проблему, аргументировать её актуальность; •  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; •  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; •  организовывать исследование с целью проверки гипотез; •  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.  

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник получит возможность научиться:

•  основам рефлексивного чтения;

•  ставить проблему, аргументировать её актуальность;

•  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

•  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

•  организовывать исследование с целью проверки гипотез;

•  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

 

Технологии развития универсальных учебных действий   в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.

Технологии развития универсальных учебных действий

  • в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.
Типология учебных ситуаций •  ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); •  ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); •  ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; •  ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Типология учебных ситуаций

•  ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

•  ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

•  ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

•  ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач.

  • Личностные универсальные учебные действия:
  • —  на личностное самоопределение;
  • —  на развитие Я-концепции;
  • —  на смыслообразование;
  • —  на мотивацию;
  • —  на нравственно-этическое оценивание.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • —  на учёт позиции партнёра;
  • —  на организацию и осуществление сотрудничества;
  • —  на передачу информации и отображению предметного содержания;
  • —  тренинги коммуникативных навыков;
  • —  ролевые игры;
  • —  групповые игры.
  • Познавательные универсальные учебные действия:
  • —  задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
  • —  задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
  • —  задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
  • —  задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
  • —  задачи на смысловое чтение.
  • Регулятивные универсальные учебные действия:
  • —  на планирование;
  • —  на рефлексию;
  • —  на ориентировку в ситуации;
  • —  на прогнозирование;
  • —  на целеполагание;
  • —  на оценивание;
  • —  на принятие решения;
  • —  на самоконтроль;
  • —  на коррекцию.

Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий

  • планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. Примерами такого рода заданий могут служить: подготовка спортивного праздника (концерта, выставки поделок и т. п.) для младших школьников; подготовка материалов для внутришкольного сайта (стенгазеты, выставки и т. д.); ведение читательских дневников, дневников самонаблюдений, дневников наблюдений за природными явлениями; ведение протоколов выполнения учебного задания; выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию.
  •   Например, написание сочинения, подготовка сценария и создание видеоклипа, создание компьютерной анимации, создание макета объекта с заданными свойствами, проведение различных опросов с последующей обработкой данных и т. п.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!