Умножение двузначного числа на однозначное
Цель урока: вывести и освоить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное на основе распределительного свойства умножения.
Прогнозируемые результаты
Предметные: учащиеся освоят приём внетабличного умножения двузначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.
Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки.
Регулятивные: формировать умение выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися и того, что неизвестно.
Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, развивать умение использовать информацию.
Коммуникативные: развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Оборудование: презентация; карточки с заданием; листы оценивания; алгоритм (для магнитной доски).
Ход урока
Организационный момент. Мотивация
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, мотивация к учебной деятельности
Урок математики мы начинаем
Тайны ее открывать продолжаем.
Урок – исследование
Что значит исследовать? (ответы детей)
- Ребята, желаю вам удачи на уроке.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
- Назовите тему большого раздела, который изучаем (табличное умножение и деление).
Расставьте числа в порядке возрастания.
20, 3, 4, 10, 2, 16, 14, 24, 12
Отгадав слово, отвечают на вопрос:
- Что обязательно надо повторить для изучения этого раздела? (таблицу умножения)
1) Математический диктант
-Увеличьте 5 в 4 раза.
-Уменьшите 27 в 9 раз.
-Во сколько раз 4 меньше 16?
-По 9 взять 2 раза.
-На сколько надо разделить 50, чтобы получилось 5?
-Первый множитель 7, второй множитель 3, найдите произведение.
Проверка на слайде : 20 3 4 18 10 21
-Проверьте правильность со слайда. Заполните лист оценивания: если правильно выполнено задание – закрасьте кружок зелёным цветом, если есть 1 ошибка – жёлтым цветом, 2 и более ошибок – красным цветом.
-Поднимите руки те, кто справился с заданием и не допустил ошибок?
-У кого есть ошибки, как вы будете с ними справляться?
2) Исследование числового ряда
-На какие 3 группы можно разбить данные числа? Слайд
- Что вы можете сказать о числах
1 группы (3, 4)? - однозначные
2 группы (20, 10)? - двузначные - круглые десятки, чётные
3 группы (18, 21)? - двузначные
3) Повторение
1.-Запишите числа 3 группы в виде суммы разрядных слагаемых.
18 = 10 + 8
21 = 20 + 1
2.-Назовите, какие произведения можно составить из чисел 2 и 1 группы.
-Запишите выражения, найдите значение.
20 ∙ 3 = 60 10 ∙ 3 = 30
20 ∙ 4 = 80 10 ∙ 4 = 40
- Проверьте правильность со слайда
- Заполните лист оценивания.
Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения обозначенной проблемы; сформировать представление об умножении двузначных чисел на однозначное.
1) Постановка проблемы
- Назовите, какие произведения можно составить из чисел 3 и 1 группы. Запишите выражения, найдите значение. Слайд
18 ∙ 3 21 ∙ 3
18 ∙ 4 21 ∙ 4
- Сможем ли мы выполнить задание? Почему?
2) Построение проекта выхода из затруднения
-Назовите тему нашего урока.
-А какую цель мы поставим перед собой?
Цель урока: научиться умножать двузначное число на однозначное.
-Какой план составим для достижения цели?
1.Выяснить способ умножения.
2.Составить алгоритм умножения.
3.Применять алгоритм при вычислениях.
-Подумайте и предложите свой способ выполнения задания.
-Как рассуждали?
18 ∙ 3 = 18 + 18 + 18 = 54
18 ∙ 3 = (10 + 8) ∙ 3 = 54
-Какой способ самый удобный? Объясните.
-Давайте составим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное
1.Представляем двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых
2.Умножаем десятки на число
3.Умножаем единицы на число
4. Находим сумму полученных результатов
Реализация проекта выхода из затруднения
Цель: решение учебной проблемы
-Рассуждая таким же образом, давайте найдём значение остальных выражений
18 ∙ 4 = 72
21 ∙ 3 = 63
∙ 4 = 84
-Как будете выполнять умножение 4 ∙ 21
-Какое свойство умножения использовали? (переместительное)
- Заполните лист оценивания (как работали устно)
Физминутка
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: проговаривание нового знания, установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.
Работа с учебником – стр.89
№ 5(1-2 столбики) Работа в парах. Обязательно проговаривайте алгоритм умножения.
-Как будете работать в парах, как распределите работу между собой? (по очереди объяснять решение)
-Какие ответы получились?
-Вам пригодилась помощь соседа? Поблагодарите его за работу.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.
Карточки с заданием.
3 ∙ 14 = 42 2 ∙ 35 = 70
25 ∙ 4 = 100 27 ∙ 3 = 81
Проверка на слайде
- Заполните лист оценивания
Физминутка для глаз Слайды
Включение в систему знаний
Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение существенных признаков, конкретизация ЗУН.
Задача (письменно, коллективно)
У стола 4 ножки.
А вопрос у нас таков:
Сколько вместе будет
Ножек у 15 столов?
Задача.
В исследовании математического свойства участвовало 3 группы по 5 мальчиков и 4 девочки в каждой группе. Сколько всего человек участвовало в исследовании?
Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание
Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.
-Какую цель ставили перед собой?
-Кто хорошо понял новый вычислительный приём, поднимите зеленый кружок.
-У кого есть сомнения, поднимите желтый кружок. Что вам нужно сделать, чтобы сомнения развеялись?
-Домашнее задание: стр.70-71 в рабочей тетради.
5