УМК «Школа России» как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе
План
- Теория по проблематике выступления;
- «Визитная карточка» УМК (наименование, авторство, ступень обучения, издательство и др.);
- Актуализация проблематики через соотнесение УМК с требованиями ФГОС и с помощью данных сопоставительного анализа с другими УМК (возможно использование собственного профессионального опыта);
- Анализ структуры и содержания УМК, его специфики.
- Рассмотрение примеров использования УМК в образовательном процессе.
Цель и задачи УМК:
Целью реализации образовательной программы «Школа России» является:
- создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России».
Задачи реализации образовательной программы «Школа России»:
1. Достижение личностных результатов учащихся:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;
- осмысление и принятие основных базовых ценностей.
2. Достижение метапредметных результатов обучающихся:
- освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
3. Достижение предметных результатов:
- освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Главная концептуальная идея программы «Школа России»:
Российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа - это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно-методическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России».
- Учебники комплекта отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования;
- обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.
Визитная карточка УМК «Школа России»
« Школа России» - это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Научный руководитель - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.
Авторский коллектив УМК «Школа России»: А. А. Плешаков, В. Г. Горецкий, М. И. Моро, Л. Ф. Климанова, В. П. Канакина,
Л. М. Зеленина, Л. А. Виноградская
Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы. Учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение».
УМК «Школа России» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам и является одним из самых популярных среди других актуальных планов, благодаря регулярному усовершенствованию и обновлению.
В состав УМК входят: рабочие программы, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, тематические тесты, контрольные работы, методические рекомендации, электронное приложение
УМК «Школа России»
- УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345):
- Русский язык . - Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. (1 класс) - Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. - Математика. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. - Окружающий мир. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. - Изобразительное искусство. Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др. - Музыка. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. - Технология . Лутцева Е.А., Зуева Т.П. - Физическая культура. Лях В.И. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества»
Актуализация проблематики через соотнесение УМК с требованиями ФГОС и с помощью данных сопоставительного анализа с другими УМК
- В федеральный перечень учебников включены (все или выборочно) завершенные предметные линии учебников, входящие в состав следующих учебно-методических комплексов для начальной школы:
- Школа России
- Перспектива
- Начальная школа XXI века
- Перспективная начальная школа
- Планета знаний
- Гармония
- РИТМ
- Начальная инновационная школа
- Школа 2000 ... (математика Л.В. Петерсон)
- Система Л.В. Занкова (издательство «Развивающее обучение»)
- Сферы (издательство «Просвещение»)
- Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
УМК «Школа России»
Эта программа самая распространенная и самая легкая, ее часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счет. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребенка осознанному чтению, счёту и письму.
Плюсы: задания посильны для освоения учащихся даже очень слабого уровня.
Главным минусом программы многие называют ее простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.
Анализ структуры и содержания умк «Школа России», его специфики
Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения и других пособий.
Учебники УМК «Школа России»
- включение в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что мы узнали и чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения»
- новое художественное оформление (включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации)
- введение специальных заданий для формирования умения самостоятельно формулировать учебную задачу к теме, уроку
- увеличение заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера
- работа в парах или группах
- задания на поиск и отбор информации, освоение компьютерной грамотности
Рассмотрение примеров использования УМК «Школа России» в образовательном процессе
- Обучение грамоте и развитие речи Горецкий В.Г. Азбука. Учебник в 2 частях
Методический аппарат учебников позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему работы как с не читающими, так и с уже читающими учениками. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности первоклассников. Электронное приложение Основной элемент организации материала электронного приложения — электронная демонстрационная таблица с выделенными активными зонами. Каждая из выделенных активных зон содержит задания, анимации, интерактивные модели, схемы.
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А, Прописи к «Азбуке» 1,2,3,4
В прописях представлена система работы по обучению письму, которая учитывает возрастные особенности первоклассников. Прописи содержат занимательный развивающий материал.
- Окружающий мир – «Мир вокруг нас» Плешаков А. А.
Основная идея курса — формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье. В поддержку этой деятельности в комплект включены книги: «Зеленые страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Эти книги создавались не только для работы на уроке, но в большой степени для работы в семье, что является отличительной чертой комплекта.