СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умелец родного края. Художественная роспись.

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Геннадий Александрович Дрожжин, председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» в интервью «Российской газете» (16.12.2020 г):

«И сегодня мы ощущаем поддержку на самом высоком уровне. В частности, президент Владимир Путин спас промыслы, запретив передачу государственной поддержки на региональный уровень. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 25 лет поддерживает и помогает промыслам. Немаловажным шагом стало возрождение Научно-исследовательского института художественной промышленности на базе Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, а также начало технического перевооружения отрасли. Вся красота и наша сила в нашей самобытности. Мы возродили гордость за отечество, за наши традиционные ценности. Сегодня необходимо беречь достигнутое и, конечно, двигаться только вперед.»

P.S. Мой любимейший мотив именно в городецкой росписи-черный вороной конь. Один из символов непоколебимости духа, символ свободы. Символ России.

Городецкий конь-символ богатства. Образ коня связан с возрождением солнечного тепла, света, жизни.

Он всегда изображается с поджатой, очень выразительным крючком, ногой, бьющей оземь копытом, с круто изогнутой, горделивой, змеино-лебединой шеей и щучьей мордой.

 

Просмотр содержимого документа
«Умелец родного края. Художественная роспись.»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС В РАМКАХ

XIII МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ «АРСКИХ ЧТЕНИЙ»









Проектная работа:





«Умельцы родного края.

Человек , которые разговаривает на языке образов символов народной художественной росписи-Моисеева Светлана Юрьевна.

P.S.Автор образа Симбирского Колобка»



























Авторы-разработчики:

педагогики дополнительного образования

МБУ ДО «Центр детского творчества №4»

Хушиева Кристина Валерьевна

Моисеева Светлана Юрьевна





УЛЬЯНОВСК 2021

В данной работе, посвященной умельцам родного края, хочу рассказать о своей коллеге Моисеевой Светлане Юрьевне-педагоге дополнительного образования в МБУ ДО «Центр детского творчества №4» города Ульяновска, руководителе объединения «Художественная роспись».

Моисеева Светлана Юрьевна родилась в городе Ульяновске в 1962 году, окончила ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусств». Стажировалась на кафедре «Педагогика дополнительного образования». Автор работы «Народная роспись в декоративно-прикладном искусстве».

В возрасте 4-х лет, увидев телепередачу (из воспоминаний Светланы Юрьевны: «Это был маленький, просто крошечный, советский ламповый телевизор») в которой показывали сюжет про Дулевский красочный завод, Светлана Юрьевна, на тот момент, маленькая девчушка Света, «загорелась» идеей узнать больше про народный промысел.

Как мы знаем, что сознание маленького ребёнка-это «губка», что видимо-слышимо, то и в дальнейшей жизни реализуется.

В увлечении художественной росписью главной опорой для маленькой Светы были бабушка и дедушка-все первые наброски, эскизы, работы, сомнения, критика, работа над собой, художественный рост-все под строгим, но таким зрелым, искренне любящим взглядом старшего поколения.

Увлечение переросло в хобби, но…жизнь распорядилась иначе…до поры…до времени.

Светлана Юрьевна поступила на работу на завод «Гидроаппарат» в бюро эстетики, художником-оформителем, затем перешла, все так же художником-оформителем, на «Авиастар».

Во время «перестройки» работала дизайнеров в мебельных кооперативах.

Примечательно, что самым большим спросом даже у самого предвзятого клиента пользовалась именно народная роспись!

Одна из ярких работ того времени, которую с огромной любовью вспоминает Светлана Юрьевна –колыбелька, расписанная под городец.

На вопрос Светланы Юрьевны, почему именно колыбелька должна быть расписана народным художественным мотивом, когда в моде все яркое, блестящее, чтобы окружающие видели и знали о материальной состоятельности обладателя предмета мебели под роспись, заказчик ответил: художественная роспись-это почерк народа, его живописный язык, она ВСЕГДА в моде и поэтому НИКОГДА НЕ МОЖЕТ устареть.

А на вопрос, почему именно городецкая роспись, последовал ответ: в выборе цветов палитры городецкие мастера были всегда свободны, изделия выполнялись в технике, не требующей обжига. А вот только под прозрачным лаком все краски становились ярче, сочнее, ОЧЕНЬ ХОРОШО ПРОСМАТРИВАЛАСЬ КРАСОТА ПРИРОДНОЙ ТЕКСТУРЫ НАТУРАЛЬНОЙ ДРЕВЕСИНЫ.

Достойный ответ. Достойная оценка народному мастерству!!!

Работала заместителем Центра славянской культуры под руководством Ланько Владимира Андреевича (художественный и креативный вдохновитель). Именно Светлана Юрьевна расписывала большую часть Колебяток Центра и была иллюстратором сказки «Колобок», которую написал и издал Ланько Владимир Андреевич.

На смену работе в кооперативе пришла работа во Дворце книги, где Светлана Юрьевна, уже имеющая крепкий теоретический и практический базис в области народной росписи, продолжила изучать профессиональную литературу на более глубоком уровне. НИКОГДА НЕ ПОЗДНО УЧИТЬСЯ И ПОЗНАВАТЬ НОВОЕ.

Именно, работая во Дворце книги, Светлана Юрьевна познакомилась с известным ульяновским краеведом Петровым Сергеем Борисовичем.

А знаете ли вы, что слово «колобок» «родилось» именно в Симбирской губернии и означало –комочек из остатков теста? Вот такую информацию Сергей Борисович вычитал в словаре В. Даля.

Возникла идея дать литературному колобку не словесный, а визуальный образ.

С таким предложением Сергей Борисович обратился к Светлане Юрьевне.

И спустя время КолебяткО (а именно так звался изначально Колобок) обрел художественный образ.

Отработав 15 лет во Дворце книги, Светлана Юрьевна перешла на работу в МБУ ДО «Центр детского творчества №4» руководителем объединения «Художественная роспись», где обучающиеся знакомятся с теоретической и практической значимостью народной росписи.

Конечно же, в фаворитах для Светланы Юрьевны по-прежнему остаётся городецкая роспись!

Сейчас городецкой росписью украшают стены загородных особняков, наличники на окнах. На модной одежде от известных дизайнеров появляются городецкие букеты, расписываются мобильные телефоны, зонтики, ногти, компьютерные мониторы и даже автомобили.

На своих занятиях Светлана Юрьевна рассказывает:

- об истории городецкой росписи (с момента возникновения города-крепости Городца на левом берегу реки Волги в XII веке до наших дней, когда после Великой Отечественной войны народный промысел был остановлен и возродился только в 1954 году в деревне Курцево под руководством Аристарха Евстифеевича Коновалова, потомственного мастера. В настоящее время выпуском художественных изделий с городецкой росписью в Нижегородской области занимается фабрика художественных изделий «Городецкая роспись»: уютные и нарядные детские столики, стульчики, скамеечки, диванчики, шкафчики, вешалки для одежды, вешалки для полотенец, кухонные разделочные доски, тарелки, чаши, поставцы).

-об элементах городецкой росписи: кружкИ, капли, дужки простые и фигурные, пёрышки, тычки-ляпушки, полукруги, спирали, штрихи, скобочки, сеточка.

- об этапах работы-подмалёвок, тенёвка, оживка, приписка-то, что придаёт объёмность, необычность и законченность элементов росписи.

-о «хитростях» мастеров, например, приём «тычок», которым можно быстро и интересно окрасить (оформить) поверхность изделия, рамку, окрасить сбрую коня, будто жемчугами, повесить на шейку барышне «бусики». А для того, чтобы написать лицо использовали такой приём: окунали подушечку указательного пальца в белую краску и прижимали в нужном месте на своей работе, где должно было быть лицо человека.

Городецкую роспись называют декоративной, а люди часто называют ее сказочной. Чтобы научить росписи, надо начинать не с ёё приёмов, а сначала надо учить восхищению.

Любовь к Отечеству, Родине, гордость за своих предков закладывается на эмоциях, на подсознательном уровне.

Для меня Светлана Юрьевна действительно стала народным умельцем, так как развивая тему народного промысла, она воспитывает в обучающихся своего объединения любовь к Родине, гордость за нашу страну. Ведь только в России есть народный промысел, больше нигде. Ремёсла есть, а промыслов нет. Промысел от ремёсел отличается авторством, изделие делается в единственном экземпляре с авторской подписью.

Более того, чтобы привить детям интерес и любовь к старинным народным промыслам, Светлана Юрьевна рассказывает обучающимся объединения сказки, легенды о возникновении художественных промыслов, возит в музеи (отмечу, что в объединение ходят уже поколениями, более того, Светлана Юрьевна даёт совместные уроки, мероприятия «родитель +обучающийся») и на выставки прикладного искусства.

Главной своей задачей, как потенциального теоретического и отчасти практического источника основ народной росписи, Светлана Юрьевна видит научить обучающихся объединения создавать изделия такими, чтобы, учась познанию и сохранению традиций народного промысла, изделия создавались такими, что достойно впишутся в современный интерьер.

В заключение отмечу, что одной из приоритетных задач нашего правительства, по распоряжению Президента, признано уделить большое внимание судьбе народного искусства, так как народные промыслы есть духовное прошлое, настоящее и будущее России.

Геннадий Александрович Дрожжин, председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» в интервью «Российской газете» (16.12.2020 г):

«И сегодня мы ощущаем поддержку на самом высоком уровне. В частности, президент Владимир Путин спас промыслы, запретив передачу государственной поддержки на региональный уровень. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 25 лет поддерживает и помогает промыслам. Немаловажным шагом стало возрождение Научно-исследовательского института художественной промышленности на базе Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, а также начало технического перевооружения отрасли. Вся красота и наша сила в нашей самобытности. Мы возродили гордость за отечество, за наши традиционные ценности. Сегодня необходимо беречь достигнутое и, конечно, двигаться только вперед.»

P.S. Мой любимейший мотив именно в городецкой росписи-черный вороной конь. Один из символов непоколебимости духа, символ свободы. Символ России.

Городецкий конь-символ богатства. Образ коня связан с возрождением солнечного тепла, света, жизни.

Он всегда изображается с поджатой, очень выразительным крючком, ногой, бьющей оземь копытом, с круто изогнутой, горделивой, змеино-лебединой шеей и щучьей мордой.

































ПРИЛОЖЕНИЕ №1

  1. «Мальчик – «колебятко», девочка – «колебятка»

На Симбирской земле знаменитого Колобка прописал ульяновский краевед Сергей Петров. Сказочный ребрендинг случился после необыкновенного открытия. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля наш ученый обнаружил интересный параграф о «Колобе», а в самом его конце – занимательную деталь – слово «колебятка» и примечание: «симб., последний хлебец из квашни».

Тогда Сергей Борисович решил: родиной героя русской сказки может стать Ульяновск. И хотя Колобок, если верить фольклору, существо бесполое, он предложил называть «девочек»– «колебятка», а «мальчиков» – «колебятко». (30 января 2012, https://ulpressa.ru/2012/01/30/vvedenie-v-kolobkovedenie/)

  1. https://ulpressa.ru/2012/01/30/vvedenie-v-kolobkovedenie/- фото Колобков, заглавное фото-Колобок, которого подарила Светлана Юрьевна лично премьер-министру Японии.























ПРИЛОЖЕНИЕ №2
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!