СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель, который выиграл Великую Отечественную войну: подвиг и жертвенность

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсное сочинение "Без срока давности"

Просмотр содержимого документа
«Учитель, который выиграл Великую Отечественную войну: подвиг и жертвенность»

Учитель, который выиграл Великую Отечественную войну: подвиг и жертвенность


Великая Отечественная война забрала у многих жизни, самых близких людей – родителей, а у родителей – их детей. А ещё она забрала у многих детей детство. Каким "способом" она это сделала? Давайте разберёмся вместе.

В качестве первого аргумента рассмотрим детский лагерь смерти Великой Отечественной войны, мучивший людей и забиравший их жизни в военные годы, - концлагерь Бухенвальд. Невозможно без дрожи в сердце представить описанные в научной литературе ужасы, которым со стороны фашистов подвергались безвинные детские души: это и использование детей в качестве лошадей, избиение их кнутами, глумление над запуганными несчастными, называемыми самими фашистами их «поющими лошадьми»; это и испытание голодом, холодом, отсутствием какой бы то ни было теплой одежды или обуви; это и зверские требования почитания и поклонения нацистам. Не снятая в мгновение ока шапка заключенным ребенком перед фишистом часто стоила малышу жизни, как и излишняя, по мнению злодеев, медлительность в работе или ходьбе.

Ивану Николенко только исполнилось 14 лет, когда он попал в концентрационный лагерь фашистов. Подросток рядом с собой видел измученных людей, но и видел надежду в х глазах. Каждый узник надеялся на избавление, верил в чудо, несмотря на ежедневные, ежечасные, да что там говорить, ежеминутные человеческие смерти. Возмущали даже не сами тяжелые условия жизни заключенных. Сам Иван Петрович с ужасом вспоминает, как на него – худого, измученного ребенка – спускали собаку, на пасть которой был надет намордник. Собака сваливала Ивана Петровича с ног, катала по земле, заливая слюной, а охранники, стоявшие вокруг, хохотали, подначивая животное.

Какими бы ужасными ни были времена Бухенвальда и других концларегей, построенных фашистами на территории Германии и Западной Европы, но случалось невероятное. Там, где есть дети, есть и доброта. И эти ужасные места смерти не стали исключениями. Среди заключенных находились педагоги, которые пытались хоть на чуть-чуть, но отвлечь детские души от ужаса смерти, издевательств, голода и холода. Да, даже в казармах Бухенвальда проводились уроки, с дисциплиной, а не насилием, жаждой знаний, а не принуждением.

Конечно, уроки проводились подпольно, но не было среди узников концлагерей тех, кто бы мог выдать заветную тайну. Умение показать детям лагерей кусочек детства там, где не только дети, но и взрослые не могут и не должны находиться, - это заслуга людей с широкой душой, способной вместить невместимое. По сохранивщимся архивным данным, такими педагогами-подпольщиками были Никодим Васильевич Федосенко, Николай Федорович Кюнг, Михаил Васильевич Левшенков и Яков Гофман, артист Ростовского цирка. Гофман умудрялся учить детей музыке, используя в качестве гитары консервную банку, на которую натянул струны. Фокусы артиста хотя бы на минуту заставляли детей забыть ужасы концлагеря, личное горе и даже улыбнуться веселому и неунывающему человеку-учителю.

Подпольная школа была не только средством обучения. «Школа» была местом памяти. Малыши рассказывали на таких «уроках», откуда они родом. Один за другим те вставали, волнуясь и запинаясь, вспоминали свои родные места, родину. Они называли свои имена, рассказывали о родителях. В концлагере им было приказано забыть собственные имена и фамилии - всем были присвоены номера.

Эти люди для меня – олицетворение подвига, самоотверженности и любви к детям. Об одном таком человеке, отдавшем жизнь с детьми и для детей, я бы хотела рассказать подробнее, его имя отдается каждый раз дрожью в моем сердце, сколько бы я ни читала о нем и ни рассказывала. Этот человек Януш Корчак, польский педагог, писатель, который навсегда вошел в историю не только за свои литературные выдающиеся труды, но и за человеческий подвиг, совершенный им во имя детства.

Настоящее имя моего кумира Хенрик Гольдшмит, которого больше знают под псевдонимом Януш Корчак. Его романы приобрели мировую известность при жизни писателя, а педагогические труды используют среди учительского сообщества до сих пор. Причина такого долголетия и даже бессмертия проста – это любовь к детям. Сами названия его трудов говорят об этой любви - «Правила жизни», «Как любить ребенка», «Кайтусь-чародей». Он, постоянно изучал мир детей, стал первым, кто заговорил о защите их прав и диагностике воспитания. Он был великим педагогом и любил своих воспитанников так, что шагнул вместе с ними в вечность – принял смерть вместе с детьми в газовых камерах концлагеря Треблинка.

История фашизма кровава и беспощадна: нацисты не щадили никого: ни стариков, ни детей, ни женщин. Над детьми издевались, не давали побыть в спокойном, счастливом детстве ни дня. Но даже в таких условиях рядом находились люди, готовые пожертвовать всем, включая собственную жизнь, во имя детства, во имя ребенка. Имя таким людям одно – Учитель, настоящий Учитель.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!