СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся решать задачи

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учимся решать задачи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школаСмоленского района Смоленской области

_________________________________________________________________________________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Е.Н.Веремьёва/

30.08.2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от 31.08.2018г. № 117/3







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

курс по выбору «Учимся решать задачи»


9 класс

 

Шевцова Анастасия Сергеевна






РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей математики и информатики

Протокол № 1 «29» августа 2018г.

Руководитель ШМО _________/Е.Н. Веремьева/


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № 1 «30 » августа 2018г.

Председатель МС_________/Е.Н. Веремьева/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № 1 «31 » августа 2018г.
















с. Пригорское

2018/2019 учебный год




Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

- федеральным перечнем учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

- Уставом МБОУ Пригорской СШ;

- основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);

- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;

- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.

.

УМК:

Алгебра: Учебник для 9 класса / Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013-2015г.

Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещение 2015 г.


Курс по выбору «Учимся решать задачи» в 9 классе на уровне основного общего образования за счет часов на введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений в образовательном учреждении плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.

Рабочая программа курса по выбору «Учимся решать задачи» для 9 класса рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год), т.к. учебный план общеобразовательного учреждения предполагает в 9 классе 34 учебные недели без учета государственной итоговой аттестации, поэтому учебный план уплотнен до 33учебных недель.


Срок реализации настоящей программы один год.




  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Изучение курса по выбору «Учимся решать задачи» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, предметных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностными результатами при изучении данного курса является формирование следующих умений:

  • сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления; умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициатива, активность при решении алгебраических задач;

Метапредметными результатами изучения  курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

  • Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) .

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы.

  • умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;



Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи .

  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать в группе.



Предметными результатами являются:


АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Выпускник научится:

1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;

2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

4) выполнять разложение многочленов на множители.

Выпускник получит возможность:

5) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий выбор способов и приемов;

6) научиться выполнять преобразования выражения, содержащих квадратные корни;

7) научиться выполнять преобразования выражений, содержащих двойные радикалы;

8) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наименьшего/наибольшего значения выражения).

УРАВНЕНИЯ

Выпускник научится:

1) решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнения с двумя переменными;

2) понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

3) применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнения с двумя переменными;

Выпускник получит возможность:

4) овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

5) применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты;

6) научиться решать линейные и квадратные уравнения с параметрами;

7) научиться решать уравнения под знаком модуля.

НЕРАВЕНСТВА

Выпускник научится:

1) понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;

2) решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;

3) применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.

Выпускник получит возможность научиться:

4) разнообразным приемом доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;

5) применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты;

6) приемам решения неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ.

Выпускник научится:

1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);

2) строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;

Выпускник получит возможность научиться:

4) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т.п.);

5) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Выпускник научится:

1) понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);

2) применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

3) решать комбинированные задачи, связанные с применением n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;

4) понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом.









  1. Содержание учебного предмета



Раздел

Количество часов

1.

Выражения и их преобразования

5 часов

2.

Уравнения и системы уравнений

5 часов

3.

Неравенства

5 часов

4.

Функции

5 часов

5.

Координаты и графики

4 часов

6.

Арифметическая и геометрическая прогрессия

4 часов

7.

Текстовые задачи

6 часов


Структура содержания курса по выбору «Учимся решать здачи» в 9 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):


Тема 1.  Выражения и их преобразования (5ч)

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Уравнения и системы уравнений (5ч)

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Тема 3. Неравенства (5ч)

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 4. Функции (5ч)

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 5. Координаты и графики (4ч)

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии (5ч)

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 7. Текстовые задачи (6ч)

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Промежуточная аттестация. Собеседование

Календарно-тематическое планирование

курса по выбору «Учимся решать задачи» в 9 классе



Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 33 часов.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 33.

Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.




урока


и название раздела

Тема урока



Дата

Изменение


1.Выражения и их преобразования (5ч)



1.

Выполнение разложения многочленов на множители (вынесение общего множителя)



2

Разложение на множители многочленов, используя формулы сокращенного умножения



3

Преобразования целых и дробных выражений, применяя широкий набор изученных алгоритмов



4

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни



5

Преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями




2.Уравненияи системы уравнений ( 5ч)



6

Решение целых уравнений



7

Решение дробно-рациональных уравнений



8

Решение систем уравнений



9

Решение систем, содержащих нелинейные уравнения



10

Ответы на нестандартные вопросы




3.Неравенства (5ч)



11

Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем



12

Решение квадратных неравенств



13

Решение систем неравенств, включающих квадратные неравенства



14

Решение задач на составление неравенств



15

Решение задач из других разделов курса




4.Функции (5ч)



16

Построение и исследование графиков функций



17

Построение более сложных графиков (кусочно-заданные)



18

Построение более сложных графиков (с «выбитыми» точками и т.п.)



19

Использование графических представлений функций для решения математических задач из других разделов курса



20

Использование свойств функций для решения математических задач из других разделов курса.




5.Координаты и графики (4ч)



21

Составление уравнения прямой



22

Составление уравнения параболы и гиперболы



23

Решение задач геометрического содержания



24

Построение графиков уравнений с двумя переменными




6. Арифметическая и геометрическая прогрессия (4ч)



25

Нахождение n-го члена арифметической и геометрической прогрессии



26

Решение задач с применением формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессии



27

Решение задач с применением формул суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий



28

Применение аппарата уравнений при решении задач на прогрессии




7.Текстовые задачи (6ч)



29

Применение аппарата неравенств при решении задач на прогрессии



30

Решение текстовых задач на движение



31

Решение текстовых задач на части



32

Решение текстовых задач на составление уравнения



33

Решение задач на работу



34

Решение текстовых задач на составление системы уравнений







Примечания:______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!