СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся дружбе на примере сказки В.Г. Сутеева «Под грибом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получился яркий и "живой" урок для первоклассников.

Просмотр содержимого документа
«Учимся дружбе на примере сказки В.Г. Сутеева «Под грибом»»

1.

ФИО (полностью)

Конобеевская Екатерина Алексеевна

2.

Место работы

МОУ «Павловская СОШ»

3.

Должность

учитель начальных классов

4.

Предмет

литературное чтение

5.

Класс

1 класс

6.

Тема и номер урока в теме

Учимся дружбе на примере сказки В.Г. Сутеева «Под грибом», 2 урок по теме

7.

Предметная программа и ее автор

Начальная школа XXI, Виноградова Н.Б.

8.

Цели урока:

Анализ сказки.

9.

Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить формировать представление о понятии «авторская сказка»;

  • учить выделять особенности сказок о животных;

  • продолжить формировать умение работать в паре.

Воспитательные:

  • выявлять качества, присущие настоящим друзьям;

  • выражать своё отношение к поступкам героев;

  • формирование ценностного отношения к ним.

Развивающие:

  • развивать образное и логическое мышление;

  • развивать устную речь учащихся.

10.

Планируемые результаты


Предметные

Ученики научатся:

  • отличать авторскую и народную сказки;

  • выделять особенности сказок;

  • анализировать прочитанное;

  • определять тему и жанр произведения;

  • осуществляют выборочное чтение;

Получат возможность научиться:

  • формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку);

  • определять идею произведения;

  • составлять картинный план пересказа.


Личностные

Ученики научатся:

  • выявлять качества, присущие настоящим друзьям;

  • выражать и формировать своё отношение к поступкам героев;

  • проводить самооценку.

Метапредметные

Регулятивные

Ученики научатся:

  • принимать учебную задачу, отвечать на поставленный вопрос;

  • выполняют рефлексию, определять цели и задачи урока;

  • осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

  • работать в паре;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Познавательные:

  • работать со схемой (кластером);

  • создавать инсценировку, как вариант …

11.

Тип урока

Урок закрепления знаний и способов действий.

12.

Необходимое оборудование

  • Учебник: Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018;

  • интерактивная доска, компьютер учителя, колонки;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • книги для выставки «В.Г. Сутеев детям»;

  • книга с белой обложкой;

  • портрет писателя;

  • смайлики для самооценки;

  • карточки с фактами биографии для кластера;

  • раздаточный материал для работы в паре (конверты с кадрами мультфильма).

13.

Образовательные технологии

Игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, технология групповой работы.



14. Структура и ход урока.

Этап

урока


Решаемая задача

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)


Деятельность ученика

Название используемых ЭОР

Вре-мя

(в мин)

I

Организа-

ционный


1 задача: создать у уча-щихся положительный настрой на урок.


Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок.

Организует приветствие с помощью игры «Привет, сосед!».




Принимает положительный настрой на урок с помощью игры: «Привет, сосед!»

Привет, сосед,

Улыбнись мне в ответ,

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.


1 мин

II

Постанов-ка темы урока


2 задача: определение темы урока и жанра произведения через чтение загадки наи-зусть.


Создание ситуации для выявления полученных знаний, определения темы урока:

-Послушайте стихотворение.

Досказав словечко, вы узнаете, с произведением какого жанра продолжим знакомство:


Много жанров есть на свете: басни, повести, рассказ,

Но с рождения любят дети волшебство и мир прекрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски, а зовётся ЧУДО - …(сказки).

- С какой сказкой и какого автора продолжим знакомство? ( Со сказкой В.Г. Сутеева «Под грибом»)







  • Принимают учебную задачу, отвечают на поставленный вопрос, соотнося жанр с произведением.

  • Осуществляют чтение наизусть, прослушивание произведения с целью определить тему урока.







  • определяют тему урока;




















Электронная доска:

1 слайд (тема урока)



3 мин

III

Актуали-зация зна-ний

















3 задача: выявить имеющиеся знания у учащихся и определить их границы (составле-ние кластера);














2 задача: определить цели урока.













Предлагает назвать несколько фактов биографии писателя. Организует контроль:

- Давайте вспомним некоторые факты биографии писателя и составим кластер (опорную схему):

  • родился в семье врача;

  • один из самых популярных и любимых детьми авторов;

  • с ранних лет рисует, становится иллюстратором;

  • одной рукой умел писать, а другой – рисовать;

  • сценарист;

  • мультипликатор.



Создание ситуации для определения целей урока:



- Одна из целей сегодняшнего урока – побыть в роли сценаристов-мультипликаторов.

Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.

Мы не только составим сценарий (план пересказа), восстановив последователь-ность действий, но и постараемся сыграть как настоящие актёры.



- Вторую цель определим, обратившись к выставке.

- Какие ещё произведения этого автора вы знаете?

- А непрочитанные произведения будет возможность прочесть позже.



- Почему одна из обложек книг пустая?

Назовите вторую цель урока (составление обложки произведения).



- Во всех ли книгах В.Г. Сутеев в роли писателя?

(Нет, есть где автор в роли иллюстратора).




  • Принимают учебную задачу - называют факты, составляют кластер на доске.














  • Принимают учебную задачу, определяют цель урока, читают наизусть.























  • называют известные и читают заглавия непрочитанных книг с выставки;








  • анализируют с целью определения цели урока;




  • определяют, где писатель в роли иллюстратора.






На доске справа появляется опорная схема.






















Электронная доска:

2 слайд

(1-ая цель урока).

















































Электронная доска:

2 слайд

(2-ая цель урока).



2 мин













3 мин

IV

Основной этап

4 задача: анализ текста, определение темы произ-ведения; комментирован-ное и выборочное чтение.


















Построение диалога с целью анализа произведения:

  • Как называется произведение, с которым начали знакомство вчера? («Под грибом»)

  • Назовите его героев (Муравей, Бабочка, Мышка, Воробей, Заяц, Лисица).

  • Какова тема? Задайте вопрос- помощник для определения темы. (О чём или о ком говорится в произведении? О животных, о взаимо-отношениях между животными.)

  • Почему названия животных написаны с заглавной буквы? (Животные олицетворяют людей; названия подобны именам.)

  • Какому жанру это характерно и почему? (Сказке, потому что…)

  • Какие ещё особенности сказки знаете? Да, быстро сказка сказывается… (События динамичны - быстрая смена действий.)

Докажите, прочитав отрывки.

  • Правильно ли поступили герои сказки, спрятав зайчика? (Да) Прочитайте. Кто из вас поступил бы также? Почему?



Сопереживали, товарища выручали, помощь оказывали.

Прочитайте, как это было, докажите.

  • Всегда ли животные сразу соглашались пустить под шляпку следующего героя? Доказывая, прочитайте.

  • Какое слово помогает Воробью оказаться ПОД ГРИБОМ? (Волшебное слово - пожалуйста)

  • Как же всем хватило места под грибом? Прочитайте.



  • отвечают на простые вопросы учителя;

  • формулируют ответы;

  • соблюдают простейшие нормы речевого этикета;












  • осуществляют выборочное чтение;




  • осуществляют выборочное чтение;














Электронная доска:

3 слайд

(признаки сказки)

















8 мин











V

Физкультминутка

5 задача: дать возмож-ность физически рассла-биться.

Создаёт ситуацию для отдыха, вовлекая ребёнка для проведения физ-культминутки.

А на улице мороз,

Ну-ка взялись все за нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка взялись все за уши,

Покрутились, повертелись,

Вот и уши отогрелись.

По коленкам постучали,

Головою покачали,

По плечам похлопали

И чуть-чуть потопали.

Сели тихо за парты.

Выполнение задания ученика, вспоминая элементы нейрогимнас-тики.



3 мин

VI

Основной этап (продол-жение)

6 задача: анализ текста, определение идеи произведения (работа с моделью).


























Построение диалога с целью выявления темы и идеи произведения:

  • Чему учит нас это произведение? (Сказка учит преодолевать трудности вместе, учит сплоченности и дружбе. Учит отзывчивости, учит помогать тем, кто попал в беду. Учит быть внимательными и наблюдательными.)

  • Отвечая на этот вопрос, что мы определили? (Идею текста)



Создание обложки

- Ребята, обратите внимание на выставку, как вы думаете, какое задание можем выполнить, зная жанр, тему и идею?

  • С чего начнём составление?

(С указания автора, В.Г. Сутеев)

  • Что ещё укажем? (Название, «Под грибом»)

  • Что читали и анализировали, назовите жанр произведения? (Сказка) Как показать это на модели, какую геометрическую фигуру возьмём для обозначения жанра? (Круг)

  • Чтобы определить цвет фигуры, что нужно знать? (Тему)

Какой выберем цвет? (Коричневый и жёлтый – взаимоотношения между героями-животными)

  • Вспомните, на какие сказки похоже произведение В.Г. Сутеева? (Теремок, Рукавичка)

  • В чём было бы различие обложек, если бы мы составляли именно к этим сказкам? (Вместо автора указали бы – русская народная сказка).

  • Вывод - в чем отличие сказок? (Одна авторская, а другие – народные.)

  • отвечают на простые вопросы учителя;

  • соблюдают простейшие нормы речевого этикета;










  • удерживают учебную задачу на протяжении работы над обложкой, опираясь на проделанный анализ;

  • определяют жанр произве-дения, к которому его можно отнести;




  • соотносят понятия через видовые признаки;






















На белой доске постепенно появ-ляется модель об-ложки.














1 мин









5 мин

VI



Основной этап (продол-жение)















7 задача: восстановле-ние последовательности событий. Работа в парах.



















Инсценировка

  • Какую цель урока не осуществили? (Должны побыть сценаристами-мультипликаторами)


  • Для этого нам потребуются конверты с кадрами из сказки. Что предстоит сделать вам?

(Расположить фрагменты в правильной последовательности)


Внимание! Напоминаю правила работы в паре:

  • будьте вежливы по отношению к друг другу;

  • при завершении работы подайте знак (соединяют ладошки).

- Даю вам 2 минуты. Время пошло!


  • Сценарий готов, теперь нужны артисты, чтобы сыграть роли.

- Сейчас ваши одноклассники оживят мультфильм.

Ваша задача: соотнести последова-тельность кадров получившегося мульт-фильма и действий в инсценировке.

- Получилось ли у вас выстроить события в сценарии правильно, так как в мультфильме?

  • Удерживают цель урока. учебную задачу на протяжении работы над последовательностью событий.

Работа в паре.

  • Осуществляют работу в парах, самоконтроль.
















  • представляют для просмотра сценку;

  • удерживают учебную задачу на протяжении сценки, осуществляют самоконтроль.





















4 мин
















5 мин

VII

Рефлексия

8 задача: выяснить, достиг ли урок цели, как

Просит оценить учащихся работу на уроке, опираясь на предметные ре-зультаты, метапредметные и лич-ностные.

- С каким произведением В.Г. Сутеева мы сегодня познакомились?

- Возникло ли у кого-то желание самостоятельно рассказать сказку, представить мультфильм своему младшему брату, сестре?

- Оцените свою работу на уроке.

Произведения В.Г. Сутеева ещё заставят улыбнуться ни одно поколение ребят, будут учить думать, дружить.

Спасибо за работу на уроке!

  • Выполняют рефлексию, опираясь на слайд №4, проводят самооценку.

Электронная доска:

4 слайд –

Сегодня на уроке:

- мне понравилось…

- я задумался (лась)…

- мне показалось важ-ным…

- хочу сказать спасибо…

1 мин

VIII

Рекомен-дации


  • Пересказ сказки с опорой на картинный план.



8 слайд

1 мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!