СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "неметаллы в нашей жизни"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект осуществляли учащиеся 9-го класса, заинтересовавшиеся ролью неметаллов в жизни человека.

                                   Учебный проект  по химии

                                «Неметаллы в нашей жизни».

 

Методическое представление:

-- Введение

-- Методический паспорт учебного проекта

-- Работа над проектом.

Введение

Метод проектов является одной из составных частей обучения химии. Этот метод наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению химии: мотивации к учению – в проектной деятельности она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интересы учащихся, их собственный мир. Учащиеся 9-а класса осуществили данный проект в рамках изучения химии.

Методический паспорт учебного проекта

Тема проекта: «Неметаллы в нашей жизни».

Предмет: химия.

Класс: 9-а.

Возраст: 15-16 лет.

Количество учащихся: 4.

Время работы над проектом: около 2 месяцев.

Форма работы: урочно – внеурочная.

Цели образовательные и воспитательные:

-- развивать интерес к предмету;

-- развивать умение проектировать, работать с информационным текстом, дополнительной литературой, вести поиск нужной информации;

-- развивать навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии.

Мотивация к работе основывалась на интересе к данной теме.

Тему «Неметаллы» изучали на уроках согласно плану, но только 4 учащихся захотели проработать её более глубоко: Рябинин Андрей, Лазукина Татьяна, Петелина Татьяна, Стрекова Анастасия. Все участники проекта собирали материал, который в виде презентации оформил Рябинин Андрей.

Работа над проектом

1 этап (организационный): выбрав тему своего исследования, учащиеся определили задачи и спланировали свою деятельность. Роль учителя – направляющая на основе мотивации.

2 этап (поисковый и исследовательский): учащиеся собирали информацию по своей теме, готовили наглядное предъявление своих исследований. Роль учителя – наблюдательная, учащиеся в основном работали самостоятельно.

3 этап (предъявление проекта и его продукта). Роль учителя – сотрудничество.

Презентация проекта

Презентация проведена в форме конференции на уроке, где были представлены загадки и тест по неметаллам и сделан вывод о большой роли неметаллов в жизни человека.

Продукт проекта

Участники проекта сделали стенд, на котором представили экспонаты, содержащие те или иные неметаллы, используемые в нашей жизни.

                                   Учебный проект  по химии

                                «Неметаллы в нашей жизни».

 

Методическое представление:

-- Введение

-- Методический паспорт учебного проекта

-- Работа над проектом.

Введение

Метод проектов является одной из составных частей обучения химии. Этот метод наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению химии: мотивации к учению – в проектной деятельности она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интересы учащихся, их собственный мир. Учащиеся 9-а класса осуществили данный проект в рамках изучения химии.

Методический паспорт учебного проекта

Тема проекта: «Неметаллы в нашей жизни».

Предмет: химия.

Класс: 9-а.

Возраст: 15-16 лет.

Количество учащихся: 4.

Время работы над проектом: около 2 месяцев.

Форма работы: урочно – внеурочная.

Цели образовательные и воспитательные:

-- развивать интерес к предмету;

-- развивать умение проектировать, работать с информационным текстом, дополнительной литературой, вести поиск нужной информации;

-- развивать навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии.

Мотивация к работе основывалась на интересе к данной теме.

Тему «Неметаллы» изучали на уроках согласно плану, но только 4 учащихся захотели проработать её более глубоко: Рябинин Андрей, Лазукина Татьяна, Петелина Татьяна, Стрекова Анастасия. Все участники проекта собирали материал, который в виде презентации оформил Рябинин Андрей.

Работа над проектом

1 этап (организационный): выбрав тему своего исследования, учащиеся определили задачи и спланировали свою деятельность. Роль учителя – направляющая на основе мотивации.

2 этап (поисковый и исследовательский): учащиеся собирали информацию по своей теме, готовили наглядное предъявление своих исследований. Роль учителя – наблюдательная, учащиеся в основном работали самостоятельно.

3 этап (предъявление проекта и его продукта). Роль учителя – сотрудничество.

Презентация проекта

Презентация проведена в форме конференции на уроке, где были представлены загадки и тест по неметаллам и сделан вывод о большой роли неметаллов в жизни человека.

Продукт проекта

Участники проекта сделали стенд, на котором представили экспонаты, содержащие те или иные неметаллы, используемые в нашей жизни.

 

 

Просмотр содержимого документа
«учебный проект "неметаллы в нашей жизни"»

«Неметаллы в жизни человека»

«Неметаллы в жизни человека»

Неметаллы Твёрдые Газообразные  Жидкие С Cl 2 H 2

Неметаллы

Твёрдые

Газообразные

Жидкие

С

Cl 2

H 2

Неметаллы - это химические элементы, которые могут проявлять свойства как окислителя ( принимают электроны), так и восстановителя (отдают электроны). НеМ – элементы с высокой ОЭО (2 - 4) Исключения : фтор  – только окислитель, инертные газы – могут только отдавать электроны. Гелий, неон и аргон – соединений не образуют.

Неметаллы - это химические элементы, которые могут проявлять свойства как окислителя ( принимают электроны), так и восстановителя (отдают электроны).

НеМ – элементы с высокой ОЭО (2 - 4)

Исключения : фтор – только окислитель,

инертные газы – могут только отдавать электроны.

Гелий, неон и аргон – соединений не образуют.

Элементы в неживой природе Кислород Кремний Алюминий Железо Кальций Натрий Калий Магний Водород Остальные

Элементы в неживой природе

Кислород

Кремний

Алюминий

Железо

Кальций

Натрий

Калий

Магний

Водород

Остальные

Нахождение в природе Самородные элементы Азот и кислород, инертные газы в составе воздуха Сера Графит С Алмаз С 4

Нахождение в природе

Самородные элементы

Азот и кислород, инертные газы в составе воздуха

Сера

Графит С

Алмаз С

4

Нахождение в природе ← Апатиты Р Галит NaCl → ← FeS 2 пирит Кварц  SiO 2 →

Нахождение в природе

Апатиты Р

Галит NaCl →

FeS 2 пирит

Кварц

SiO 2

IА 1 IIА 2 IIIА 3 IVА 4 VА 5 5 B VIА 6 6 C VIIА 7 14 Si 7 N 1 H VIIIА 15 P 8 O 9 F 16 S 33 As 2 He 10 Ne 17 Cl 34 Se 35 Br 52 Te 18 Ar 53 I 36 Kr 54 Xe 85 At 86 Rn

1

IIА

2

IIIА

3

IVА

4

5

5 B

VIА

6

6 C

VIIА

7

14 Si

7 N

1 H

VIIIА

15 P

8 O

9 F

16 S

33 As

2 He

10 Ne

17 Cl

34 Se

35 Br

52 Te

18 Ar

53 I

36 Kr

54 Xe

85 At

86 Rn

Основные неметаллы. В свободном виде могут быть газообразные неметаллические простые вещества — фтор , хлор , кислород , азот , водород , твёрдые — йод , астат , сера , селен , теллур , фосфор , мышьяк , углерод , кремний , бор . При комнатной температуре в жидком состоянии существует бром . Мы рассмотрим лишь несколько

Основные неметаллы.

В свободном виде могут быть газообразные неметаллические простые вещества — фтор , хлор , кислород , азот , водород , твёрдые — йод , астат , сера , селен , теллур , фосфор , мышьяк , углерод , кремний , бор . При комнатной температуре в жидком состоянии существует бром .

Мы рассмотрим лишь несколько

 Хлор это газ зеленого цвета Применение хлора. Простое вещество хлор при нормальных условиях — ядовитый газ желтовато-зелёного цвета, с резким запахом. Молекула хлора двухатомная (формула Cl2).  Хлор очень активен — он непосредственно соединяется почти со всеми элементами периодической системы. Поэтому в природе он встречается только в виде соединений в составе минералов.

Хлор

это газ зеленого цвета

Применение хлора.

Простое вещество хлор при нормальных условиях — ядовитый газ желтовато-зелёного цвета, с резким запахом. Молекула хлора двухатомная (формула Cl2).

Хлор очень активен — он непосредственно соединяется почти со всеми элементами периодической системы. Поэтому в природе он встречается только в виде соединений в составе минералов.

Применение   1. В производстве поливинилхлорида, пластикатов, синтетического каучука , из которых изготавливают: изоляцию для проводов, оконный профиль, упаковочные материалы, одежду и обувь, линолеум и грампластинки, лаки, аппаратуру и пенопласты, игрушки, детали приборов, строительные материалы.  2. Отбеливающие свойства хлора известны с давних времен, хотя не сам хлор «отбеливает», а атомарный кислород, который образуется при распаде хлорноватистой кислоты. 3. Производство хлорорганических инсектицидов — веществ, убивающих вредных для посевов насекомых, но безопасные для растений. На получение средств защиты растений расходуется значительная часть производимого хлора. 4. Использовался как боевое отравляющее вещество, а также для производства других боевых отравляющих веществ: иприт, фосген.

Применение

1. В производстве поливинилхлорида, пластикатов, синтетического каучука , из которых изготавливают:

  • изоляцию для проводов, оконный профиль, упаковочные материалы, одежду и обувь, линолеум и грампластинки, лаки, аппаратуру и пенопласты, игрушки, детали приборов, строительные материалы.

2. Отбеливающие свойства хлора известны с давних времен, хотя не сам хлор «отбеливает», а атомарный кислород, который образуется при распаде хлорноватистой кислоты.

3. Производство хлорорганических инсектицидов — веществ, убивающих вредных для посевов насекомых, но безопасные для растений. На получение средств защиты растений расходуется значительная часть производимого хлора.

4. Использовался как боевое отравляющее вещество, а также для производства других боевых отравляющих веществ: иприт, фосген.

5. Для обеззараживания воды — « хлорирования ». Наиболее распространённый способ обеззараживания питьевой воды; основан на способности свободного хлора и его соединений угнетать ферментные системы микроорганизмов, катализирующие окислительно-восстановительные процессы. В части долговечности при взаимодействии с хлорированной водой положительные результаты демонстрируют медные водопроводные трубы. 6. В пищевой промышленности зарегистрирован в качестве пищевой добавки E925 . 7. В химическом производстве соляной кислоты, хлорной извести, бертолетовой соли, хлоридов металлов, ядов, лекарств, удобрений. 8. В металлургии для производства чистых металлов: титана, олова, тантала, ниобия. 9. Как индикатор солнечных нейтрино в хлор-аргонных детекторах.

5. Для обеззараживания воды — « хлорирования ». Наиболее распространённый способ обеззараживания питьевой воды; основан на способности свободного хлора и его соединений угнетать ферментные системы микроорганизмов, катализирующие окислительно-восстановительные процессы.

  • В части долговечности при взаимодействии с хлорированной водой положительные результаты демонстрируют медные водопроводные трубы.

6. В пищевой промышленности зарегистрирован в качестве пищевой добавки E925 .

7. В химическом производстве соляной кислоты, хлорной извести, бертолетовой соли, хлоридов металлов, ядов, лекарств, удобрений.

8. В металлургии для производства чистых металлов: титана, олова, тантала, ниобия.

9. Как индикатор солнечных нейтрино в хлор-аргонных детекторах.

Оконный профиль, изготовленный из хлорсодержащих полимеров. Основным компонентом  отбеливателей является  Лабарракова вода (гипохлорит натрия).

Оконный профиль, изготовленный

из хлорсодержащих полимеров.

Основным компонентом

отбеливателей является

Лабарракова вода (гипохлорит натрия).

Многие развитые страны стремятся ограничить использование хлора в быту, в том числе потому, что при сжигании хлорсодержащего мусора образуется значительное количество диоксинов. Биологическая роль хлора. В организме человека и животных хлор содержится в основном в межклеточных жидкостях (в том числе в крови) и играет важную роль в регуляции осмотических процессов, а также в процессах, связанных с работой нервных клеток.

Многие развитые страны стремятся ограничить использование хлора в быту, в том числе потому, что при сжигании хлорсодержащего мусора образуется значительное количество диоксинов.

Биологическая роль хлора.

В организме человека и животных хлор содержится в основном в межклеточных жидкостях (в том числе в крови) и играет важную роль в регуляции осмотических процессов, а также в процессах, связанных с работой нервных клеток.

 Сера это светло-желтое  хрупкое твердое  вещество, в чистом виде без запаха. Сера существенно отличается от кислорода способностью образовывать устойчивые цепочки и циклы из атомов серы. Это кристаллическая сера — хрупкое вещество жёлтого цвета.

Сера

это светло-желтое хрупкое твердое вещество, в чистом виде без запаха.

Сера существенно отличается от кислорода способностью образовывать устойчивые цепочки и циклы из атомов серы. Это кристаллическая сера — хрупкое вещество жёлтого цвета.

Природный сросток кристаллов самородной серы

Природный сросток кристаллов самородной серы

На воздухе сера горит, образуя сернистый ангидрид  — бесцветный газ с резким запахом:  S + O2 = SO2

На воздухе сера горит, образуя сернистый ангидрид  — бесцветный газ с резким запахом: S + O2 = SO2

Применение серы. Серу применяют для производства серной кислоты , вулканизации каучука , как фунгицид в сельском хозяйстве и как сера коллоидная  — лекарственный препарат. Также сера в составе серобитумных композиций применяется для получения сероасфальта. Сера, необходимый для организма макроэлемент, является обязательным условием для здоровых кожи, волос и ногтей, за что ее часто называют

Применение серы.

Серу применяют для производства серной кислоты , вулканизации каучука , как фунгицид в сельском хозяйстве и как сера коллоидная  — лекарственный препарат. Также сера в составе серобитумных композиций применяется для получения сероасфальта.

Сера, необходимый

для организма макроэлемент, является

обязательным условием для здоровых кожи,

волос и ногтей, за что ее часто называют

"минералом красоты" .

А еще сера… участвует в формировании хрящевой и костных тканей, улучшает работу суставов и связок; влияет на состояние кожи, волос и ногтей (входит в состав коллагена, кератина и меланина); укрепляет мышечную ткань (особенно в период активного роста у детей и подростков); участвует в образовании некоторых витаминов и усиливает эффективность витамина В1, биотина, витамина В5; оказывает ранозаживляющий и противовоспалительный эффект ; уменьшает суставные, мышечные боли и судороги ; способствует нейтрализации и вымыванию шлаков и токсинов из организма; стабилизирует уровень сахара в крови ; помогает печени выделять желчь ; повышает устойчивость к радиоизлучению!

А еще сера…

  • участвует в формировании хрящевой и костных тканей, улучшает работу суставов и связок;
  • влияет на состояние кожи, волос и ногтей (входит в состав коллагена, кератина и меланина);
  • укрепляет мышечную ткань (особенно в период активного роста у детей и подростков);
  • участвует в образовании некоторых витаминов и усиливает эффективность витамина В1, биотина, витамина В5;
  • оказывает ранозаживляющий и противовоспалительный эффект ;
  • уменьшает суставные, мышечные боли и судороги ;
  • способствует нейтрализации и вымыванию шлаков и токсинов из организма;
  • стабилизирует уровень сахара в крови ;
  • помогает печени выделять желчь ;
  • повышает устойчивость к радиоизлучению!
суточная потребность взрослого здорового человека в сере составляет 4-6 г. Источники серы: Растительные: Капуста, лук, спаржа, хрен, крыжовник, виноград, яблоки, чеснок; Злаки:    Крупы, бобовые, хлебобулочные изделия. Животные:  - постная говядина;  - рыба;   - куриные яйца;   - молоко и молочные изделия.

суточная потребность взрослого здорового человека в сере составляет 4-6 г.

Источники серы:

Растительные:

Капуста, лук, спаржа, хрен, крыжовник, виноград, яблоки, чеснок;

Злаки:

Крупы, бобовые, хлебобулочные изделия.

Животные: - постная говядина; - рыба; - куриные яйца; - молоко и молочные изделия.

Применение гелия

Применение гелия

Применение Неона

Применение Неона

Применение аргона

Применение аргона

Газы – неметаллы – двухатомные молекулы Н 2 N 2 О 2 F 2 Cl 2

Газы – неметаллы – двухатомные молекулы

Н 2

N 2

О 2

F 2

Cl 2

N 2 Cl 2 F 2

N 2

Cl 2

F 2

Жидкие вещества - Неметаллы

Жидкие вещества - Неметаллы

Твёрдое вещество – Неметалл- йод Спиртовой раствор йода

Твёрдое вещество – Неметалл- йод

Спиртовой раствор йода

Бром При растворении брома в воде получается бромная вода

Бром

При растворении брома в воде

получается бромная вода

Неметаллы малорастворимы в воде

Неметаллы малорастворимы в воде

Соединения неметаллов . 1) Оксиды – только кислотные  SO 3 , SO 2 , CO 2 и другие. (кроме NO и CO –безразличные) 2) Гидроксиды – только кислоты  H 2 SO 4 , H 2 SO 3 ,H 2 CO 3 и другие Образуют летучие соединения с водородом HCl, NH 3

Соединения неметаллов .

1) Оксиды – только кислотные

SO 3 , SO 2 , CO 2 и другие.

(кроме NO и CO –безразличные)

2) Гидроксиды – только кислоты

H 2 SO 4 , H 2 SO 3 ,H 2 CO 3 и другие

Образуют летучие соединения с водородом HCl, NH 3

Строение атомов НеМе 1. Элементы расположены в главных подгруппах III –VIII групп (А). 2. На последнем уровне 3 – 7(8) электронов. 3. Радиус атома уменьшается  растёт  4. Неметаллические свойства  В периоде – увеличиваются  В группе - уменьшаются

Строение атомов НеМе

1. Элементы расположены в главных подгруппах III –VIII групп (А).

2. На последнем уровне 3 – 7(8) электронов.

3. Радиус атома уменьшается

растёт

4. Неметаллические свойства

В периоде – увеличиваются

В группе - уменьшаются

Строение НеМе 5. Высокая электроотрицательность. 6. Принимают электроны и отдают. 7. НеМе → кислотный оксид→кислота 8. Летучие водородные соединения  (кислоты, основания и безразличные)

Строение НеМе

5. Высокая электроотрицательность.

6. Принимают электроны и отдают.

7. НеМе → кислотный оксид→кислота

8. Летучие водородные соединения

(кислоты, основания и безразличные)

Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называют аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями

Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называют аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями

Аллотропия углерода Алмаз

Аллотропия углерода

Алмаз

Аллотропия углерода Графит

Аллотропия углерода

Графит

Аллотропия фосфора Фосфор

Аллотропия фосфора

Фосфор

Аллотропия серы.  Кристаллическая, пластическая и моноклинная

Аллотропия серы. Кристаллическая, пластическая и моноклинная

Аллотропия кислорода Озон Кислород

Аллотропия кислорода

Озон

Кислород

Заключение ЗАГАДКИ О НЕМЕТАЛАХ

Заключение

ЗАГАДКИ О НЕМЕТАЛАХ

Загадки 1.Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел. 2.В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем. 3.Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. 4.Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх. 5.Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули. 6.Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным. 7.Прокаленный уголек дышать пожарнику помог. 8.Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться. 9.Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград. 10.Какой газ утверждает, что он – это не он? 11.Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать? 12.Какой неметалл является лесом?

Загадки

1.Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел.

2.В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем.

3.Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.

4.Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.

5.Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.

6.Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.

7.Прокаленный уголек дышать пожарнику помог.

8.Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.

9.Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград.

10.Какой газ утверждает, что он – это не он?

11.Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать?

12.Какой неметалл является лесом?

Итак, проверим ваши знания по химии : Ответы : 1.Водород. 2.Водород и гелий. 3.Азот. 4.Йод. 5.Графит в карандаше. 6.Алмаз, графит. 7.Активированный уголь. 8.Белый и красный фосфор. 9.Сера. 10.Неон. 11.Водород, кислород . 12. Бор

Итак, проверим ваши знания по химии :

Ответы :

1.Водород.

2.Водород и гелий.

3.Азот.

4.Йод.

5.Графит в карандаше.

6.Алмаз, графит.

7.Активированный уголь.

8.Белый и красный фосфор.

9.Сера.

10.Неон.

11.Водород, кислород .

12. Бор


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!