Учебный проект История развития рекламы
АВТОР: ОБУЧАЮЩАЯСЯ 11 КЛАССА МКОУ «ТОБЕЛЕРСКАЯ СОШ ИМ. А. КОЖАБАЕВА» АКТОКАЛОВА САГЫНЫШ
Реклама в истории человечества
- Реклама так же стара, как и человеческое общество, у которого всегда были не только жизненные потребности в пище, физической и моральной защищенности, но и потребность в коммуникации.
- Развивалась культура, и эта потребность создавала различные средства коммуникации - словесные, изобразительные или предметные способы общения.
Протореклама
- Звуковые, изобразительные, предметные знаки, имевшие сигнальный и демонстрационный характер:
- Маркеры, обозначавшие границы территории, находившейся в ведении того или иного племени.
- Варианты раскраски и татуировки, которыми пользовались члены различных племен.
- Некоторые сакральные предметы - талисманы, обереги: их закрепляли на теле, на одежде, устанавливали перед входом в жилище (кстати, и поныне подобные приемы используют многие народности Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки).
Женщина в виде тотемного зайца. Петроглиф из урочища Калбак-Таш, Онгудайский район Горного Алтая
Женщина рожает тотемных животных. Петроглиф из устья реки Урсул, Горный Алтай
Пушкар (Индия), фестиваль верблюдов
Социально-психологические предпосылки проторекламы
- Уже на стадии первобытной культуры явление проторекламы обнаруживает глубинные социально-психологические предпосылки.
- Это, прежде всего, стремление некоторых членов социума обрести наглядные признаки своего отличия от окружающих, закрепить их и постоянно демонстрировать, тем самым вновь и вновь утверждая свой социальный статус.
- Потребность части людей выделиться из массы, стать "не как все" уравновешивается противоположной тенденцией, присущей другой части сообщества: "быть как все".
Комплекс рекламных средств античности
- устно-речевые
- различные изобразительные элементы
- жесты и мимика
- организация зрелищного действа
в подходящее время и подходящем месте
Устная форма рекламы
- По свидетельствам культурологов, в античности и средневековье духовная жизнедеятельность общества проявлялась по преимуществу в устной форме.
- Это подтверждается преобладанием устных вариантов рекламных текстов.
Устная реклама включала:
- А) выкрики зазывал в местах постоянного предложения товаров и услуг;
- Б) призывы разносчиков, посредников в оказании различных услуг и бродячих ремесленников;
Институт глашатаев
- Одно из древнейших установлений государственной власти.
- Эти должности зафиксированы в различных древних государствах.
На европейской территории найдены при раскопках в центрах Крито-Микенской культуры, таблички с перечнем профессий, где значатся и глашатаи,, относящейся к 14 веку до нашей эры.
Для чего служила эта профессия?
- Для повседневного информирования больших скоплений людей, каковыми уже являлись древние города.
- – произносились сугубо политические призывы и обличения, сообщали населению общезначимую информацию: о чествовании прославленных полководцев, о прибываюших в город посольствах, об очередной раздаче хлеба или грандиозном цирковом представлении.
- Глашатаям поручалось также оперативно оповещать население о вызове граждан в суд, о вынесенных приговорах и предстоящих казнях. Со временем эта сфера оповещения составила ответвление юридической рекламы, которая стала столь активной и действенной в наши дни.
Самый древний из ныне известных рекламных текстов (найден в египетском городе Мемфисе).
Надпись приглашает посетить гадателя снов по имени Рино с острова Крит. III век до н.э.
Рекламные тексты в античности
Вот семь столов и столько же сидений,
На тех столах — все маковые хлебцы,
Льняное и сесамовое семя,
И для детей в горшочках — хрисокола.
АЛКМАН
Требует слава и честь, чтоб каждый за родину бился,
Бился с врагом за детей, за молодую жену.
Смерть ведь придет тогда, когда мойры прийти ей назначат.
Пусть же, поднявши копье, каждый на битву спешит,
Крепким щитом прикрывая свое многомощное сердце
В час, когда волей судьбы дело до боя дойдет.
КАЛЛИН
Изобразительная реклама
- Процесс этот начался в глубокой древности. Истоки изобразительной рекламы тесно связаны с освоением человечеством орнамента, рисунка, скульптуры.
- В древней Греции существовала традиция фирменным знаком метить предметы гончарного и художественного производства. Использовались и знаки собственности: тавро выжигалось не только на домашних животных, но и на «одушевленных предметах» – рабах.
Знаки на древней керамике
Знаки на римских кирпичах
Рекламный письменный текст
- Уже на ранних этапах развития культуры реклама начинает выступать в форме письменного текста. Конечно, это происходит по мере изобретения самого письма, которое в различных регионах земного шара датируется 8-6 тысячелетием до нашей эры.
- Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев. Вместе с последней был заимствован и опыт монументальных надписей.
Пример :Геродот сообщает, что в эпоху греко-персидских войн Дарий, начиная поход на Грецию, поставил «два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих вел он с собою, а вел он всех, над коими властвовал» .
Стела фараона Нармера. Около 3000 г. до н. э. Египетский музей, Каир.
Стела фараона Нармера, которого некоторые исследователи отождествляют с мифическим Менесом, — небольшая вертикальная плита высотой шестьдесят четыре сантиметра.
Рельефы и надписи на обеих сторонах стелы повествуют о победе Верхнего Египта над Нижним и объединении их в одно царство.
Граффити
- Надписи нацарапанные или начертанные краской на стенах именуются графити ( от лат. graftio –царапаю).
- Пример: древний город Помпеи.
- Рекламировались и термы ( античные бани), любимое место отдохновения римских граждан: « На доходы Фаустина баня моет городским обычаем и предлагает все услуги».
- Другое графити предлагает снять виллу «Виллу- хорошую и добротно выстроенную. Наниматель должен обратиться к…». далее следует рисунок рекламируемого жилья.
Интенсивность рекламных и иных массовых информационных процессов в античном городе
- требовала специально отведенных мест в наиболее посещаемых кварталах.
Во многом это служило защитной мерой против засилия рекламы, помещавшейся иногда в самых неподходящих местах.
- Городские власти предупреждали:
«Запрещается писать здесь, горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему удачи».
- «Запрещается писать здесь, горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему удачи».
Рекламные тексты античности
- Рекламные тексты – не изобретение Нового времени. Их истоки уходят в первобытную древность.
- Исходная форма «обрастает» богатым набором словесных, звуковых, изобразительных приемов, создающих рекламные образы (имиджи) и специфически рекламные тексты, чья цель- активно поникать в психику потенциального потребителя, приковывать его внимание, пробуждать желания и волеизъявления, подталкивать к выгодным для рекламодателей действиям.
- Истоки таких явлений, как афиша, плакат, торговая марка, рекламная акция также восходят к античности. Более отчетливые очертания они обретают в эпохе средневековья и Возрождения.
Эпоха средневековья
- Период раннего средневековья (5-10 века) практически не донес до нас рекламных текстов. Это и не удивительно, так как весь строй экономической жизни, основанный на натуральном хозяйстве, не предполагал активного развития этого типа деятельности.
- Циркуляция товаров происходила по преимуществу в рамках локальных феодальных общин и базировалась в основном на межличностных отношениях.
Особенности культуры средневековья
- Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви.
- История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми.
- В такой ситуации умы широких кругов населения более всего становятся восприимчивыми к духовному воздействию проповедей, наставлений, учений. Почти в каждом из подобных текстов присутствует примесь религиозной рекламы: настойчивое, всепроникающее утверждение в высшей ценности именно данной религии, ее неотступное внедрение в массовое сознание
В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро.
Формы рекламы средневековья
Устная – проповедь, институт глашатев.
Зрелищные действия - религиозные процессии
Письменная реклама
Приемы рекламного воздействия проповеди
- Особенно концентрированное выражение приемы рекламного воздействия находили в деятельности миссионеров, обращавших в христианскую веру население европейских окраин.
Глашатаи
- В жизни средневековых верующих огромное место занимали религиозные процессии, устраивавшиеся не только во время канонических праздников, но и в честь множества местных святых.
- Подобно шествиям античной поры, демонстрация общепризнанных социальных ценностей обретала черты рекламной аранжировки.
- Устным словом воздействовали на массы не только служители церкви, но и представители администрации, торговцы.
- Институт глашатаев и гонцов перешел из античности в культуру средневековья.
- Все расширявшийся спрос на эти профессии был связан с ростом средневековых городов в 10-11 веках
Вольная торговля
- В средневековом городе, не менее чем в античном, со специально уполномоченными официальными вестниками соперничало разноголосье «вольных» торговцев и ремесленников.
- Ранняя устная реклама запечатлена также в книге «Крики Лондона», изданной в 1608г. Вот пример:
- «Внимание! Каждый мужчина или женщина, которые могут что-нибудь сообщить о девушке в возрасте 24 лет, дайте знать глашатаю, и вас отблагодарят за ваши труды и Господне благословение снизойдет на вас!»
- Пред нами предстает огромное богатство содержательных и выразительных форм устной рекламы. Нельзя согласиться с мнением некоторых авторов, считающих, что «начало истории современной рекламы – в рекламе письменной…»
Крики Лондона
Первоначально изданы в 1687, переизданы в 1688, 1689 и 1709. В 1711, 1713, 1731 или 1733. В c. 1760 Роберт Сэйе в 1821 H.R. Лори; были также отдельные выпуски.
Продавец булавок
Продавщица артишоков
Изобразительная реклама средневековья
- Мир средневековой рекламы далеко не ограничивался устными текстами. Мастерство граверов, художников, скульпторов, также активно востребовалось рекламной деятельностью. Творчество художников не ограничивалось иллюстрированием рукописей, храмов, но выходило на улицы средневековых городов.
.
Геральдика
- Геральдика триумфально пережила свое время и дошла до наших дней
- Эта знаковая система складывается в 11-12 веках в среде европейского рыцарства- однако ее истоки восходят к первобытным тотемам, но нас больше интересуют изображения на стенах городских строений и вывесках скромных бюргерских заведений – торговая и цеховая геральдика.
- У бюргеров гербы обозначали качество и имя фирмы. В трактате итальянского правоведа Бартоло де Сассоферрато «О знаках и гербах», где оговариваются принципы и правила использования изображений.
Сигнатуры
- Мастерские художников также обзаводились собственными знаками, которые именовались сигнатурами. «Ранние сигнатуры часто состоят из комбинации монограммы и знака (…).
- Можно предположить, что знак играл роль марки мастерской, в то время как монограмма принадлежала самому мастеру».
- Именно по такому принципу создана знаменитая сигнатура, которой пользовался Альбрехт Дюрер.
Экслибрисы
- Дюреру принадлежит авторство первого экслибриса (знака библиофильской собственности), выполненного им около 1500 года для его друга Вилибальда Пирхкеймера.
- Не являясь рекламой в чистом виде, экслибрис содержит ее элементы. Этот знак собственности, совмещенный с индивидуальной самооценкой.
- Не задолго до возникновения экслибриса в Западной Европе широко распространяется искусство гравюры.
Экслибрисы из коллекции Ю.С. Бородаева
Гравюра
- Первоначально это был рисунок, вырезанный на деревянной или каменной плоскости, с которой затем отпечатывались до сотни экземпляров на отдельных листах. Сравнительно широкому распространению гравюр способствовало начавшееся производство бумаги.
- Дальнейшее развитие гравюры шло путем все большей смысловой нагрузки вербального текста. Слово играло ведущую роль, а изображение роль рекламирующую.
- Как мы видим, реклама обретала все новые формы выражения и воздействия. Оставался лишь один шаг до глобального информационного переворота- изобретения типографского станка.
Письменная реклама
- Летучий листок – прямой предшественник современных листовок, используемых как в политических, так и в торгово-рекламных целях.
- летучий листок, настенный прообраз плаката – заявляет о себе зрелищная афиша. Первоначально это было краткое рукописное извещение, которое вешалось преимущественно на почтах и постоялых дворах.
Эпоха печатного слова
- Начинается со знаменательного изобретения типографского станка Иоганном Гуттенбергом.
- С этого момента тираж летучих листовок мог быть увеличен до тысячи экземпляров.
Развитие печатного рынка
- В Западной Европе формируется богатый печатный рынок, возникает соперничество различных издателей.
- Как следствие – борьба за честь издательской марки и все более настойчивая реклама книжной продукции.
Новая стадия истории рекламы
- Появляется с развитием массового производства.
- В это время происходит обострение конкуренции, в некоторых развитых странах "рынок покупателей" постепенно превращается в "рынок продавцов" - предложение товаров и услуг значительно превышает спрос на них.
- Именно в таких условиях вырастает роль профессионально развитых рекламных технологий, способных тонко уловить, на чем можно добиться прибыльности и устойчивости производства, как поднять авторитетность перспективных предприятий и фирм.
Новые технологии
- Появившись в Западной Европе и Северной Америке в середине XIX века, названные тенденции укореняются на рубеже XIX-ХХ веков.
- Сегодня они воспринимаются как сами собой разумеющиеся.
- Энергично и оперативно осваивает ныне рекламная сфера новые технологии. Их спектр очень широк - от рукописных текстов до современного Интернета.
Новая история рекламы
- На протяжении ХХ века рекламное дело заняло весьма и весьма существенное место в комплексе социальных коммуникаций индустриально развитых стран.
- Однако оно выявило при этом не только позитивные, общественно необходимые стороны, но и стороны негативные.
- Вот главные из них - гиперболизированная гиперболизированная меркантильность, тенденция к психологической агрессии и тяготение к неточному отображению реальности (кстати, один из самых существенных грехов рекламы).
Источники
- Ученова В. Реклама в истории человечества // Наука и жизнь. - №12, 2002 . - Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/5117 /?phrase_id=3100445
- История рекламы. – Режим доступа: h ttp://advtime.ru/teor/istoriya.html
- Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. - СПб: Питер, 2008
- Тангей М. Всемирная история рекламы. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 .
- Агулова В. Страницы хрупкие влиятельных газет. (Реклама в газетах 100 лет тому назад) // Рекламный мир, 1997. N 4.
- Архангельская И. Реклама в "старые добрые времена" // Бизнес. Банки. Биржа, 1992. N 7.
- Веригин А. Русская реклама. СПб, 1898.
- Крылов И. Пещерное искусство XX века // Рекламные технологии, 1997. N 1.
- Мельник А. Традиции рекламного дела из старой России. Забытый опыт// Тара и упаковка, 1994. N 4.
Спасибо за внимание !