Лабораторная работа
«Изучение строения листьев светового и теневого растения под микроскопом»
Материал и оборудование: микроскоп, микропрепараты поперечных срезов светового и теневого листа сирени обыкновенной, рисунки.
Ход работы.
1.Рассмотрите рис.1. Обратите внимание, что световые листья более мелкие, плотные и толстые в отличие от теневого листа. У световых листьев эпидерма покрыта более толстой кутикулой, лучше выражены и более сомкнуты крупные клетки столбчатой ткани, губчатая ткань состоит из лопастных клеток.
Что обозначено цифрами? Подпиши ткани.
2. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты поперечных срезов светового и теневого листьев сирени обыкновенной. Сравните толщину кутикулы у клеток верхней эпидермы. Найдите столбчатую ткань, губчатую ткань с воздухоносными полостями. Сравните препарат с рисунком.
3. Сравните строение светового и теневого листьев сирени обыкновенной.
Заполните таблицу
Признаки | Световой лист | Теневой лист |
Толщина листа | | |
Наличие кутикулы на верхней эпидерме | | |
Количество слоев столбчатой ткани | | |
Толщина столбчатой ткани | | |
4. Сделайте вывод о связи строения листа с его функцией, и его расположением относительно направления световых лучей.
Лабораторная работа
«Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями»
Цель: познакомить учащихся с особенностями анатомического строения растений разных экологических групп по отношению к влаге и подвести к выводу о связи строения органов растения с условиями их местообитания.
Материалы и оборудование: гербарии растений разных экологических групп по отношению к влаге, живые комнатные растения этих экологических групп, микроскопы, дополнительный материал.
Справочный материал. Внешний облик и строение растения всегда связано с приспособлением к тем или иным условиям водоснабжения. Различают экологические группы растений: гидатофиты – растения, полностью погруженные в воду, укореняющиеся в грунте или свободно плавающие в толще или на поверхности воды (элодея, кувшинка, кубышка). Гидрофиты – наземно-водные или частично погруженные в воду растения, растущие по берегам водоемов на мелководьях (тростник, стрелолист). Гигрофиты – наземные растения, обитающие в условиях повышенной влажности почвы или воздуха (лютик ползучий, череда). Мезофиты – растения, произрастающие в условиях умеренного увлажнения (растения лугов). Ксерофиты – растения засушливых мест обитания (растения степей, пустынь).
Ход работы
Рассмотрите растения на гербарных образцах. Опишите их морфологические особенности, указанные в отчетной таблице.
Изготовьте микропрепараты кожицы листа.
Подготовьте микроскоп к работе.
Рассмотрите изготовленные вами микропрепараты, обращая внимание на признаки, которые указаны в отчетной таблице.
Результаты своего исследования занесите в таблицу и определите, к какой экологической группе по отношению к влаге относятся те или иные растения.
Вид растения | |
Корневая система | |
Форма и характер опушения (налета) на листьях | |
Эпидерма и кутикула | |
Устьица и их число | |
Мякоть листа | |
Обилие жилок | |
Особенности механической ткани | |
Экологическая группа растений | |
По результатам работы сформулируйте вывод и запишите его в тетрадь.
Лабораторная работа
«Взаимодействие лиан с другими растениями»
Цель работы: изучить приспособления лиан , обеспечивающие им преимущество в выживании
Оборудование:
гербарные экземпляры (гороха, чины, плюща и других)
комнатные растения ( циссус, сциндаптус расписной)
Ход работы:
название растения | приспособления лиан к выживанию | тип взаимоотношения с растением | значение приспособлений для лиан | значение лиан в биоценозе |
| | | | |
| | | | |
Рассмотрите объекты исследования
Пользуясь текстом учебника, найдите ответы на вопросы графы таблицы.
Рекомендации: пользуйся материалом §35 учебника
Заполните таблицу в тетради
Вывод (смотри цель работы):
Лабораторная работа
«Взаимодействие лиан с другими растениями»
Цель работы: изучить приспособления лиан , обеспечивающие им преимущество в выживании
Оборудование:
гербарные экземпляры (гороха, чины, плюща и других)
комнатные растения ( циссус, сциндаптус расписной)
Ход работы:
название растения | приспособления лиан к выживанию | тип взаимоотношения с растением | значение приспособлений для лиан | значение лиан в биоценозе |
| | | | |
| | | | |
Рассмотрите объекты исследования
Пользуясь текстом учебника, найдите ответы на вопросы графы таблицы.
Рекомендации: пользуйся материалом §35 учебника
Заполните таблицу в тетради
Вывод (смотри цель работы):
Лабораторная работа
«Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром»
Цель работы: изучить приспособления растений к опылению и распространению ветром.
Оборудование:
гербарные экземпляры цветущих растений («сережки березы, тополя», «метелки» мятлика и т.д.)
коллекция плодов и семян, распространяемых ветром (крылатки ясеня, клена, вяза, «тополиных пух», плоды ковыля перистого, осота, семена сосны).
Ход работы
Справка: Анемофилия- опыление растений при помощи ветра
Опыление- процесс переноса пыльцы на рыльце пестика
Рекомендации: пользуйся материалом §23 учебника
1. Рассмотрите растения с ветроопыляемыми цветками. Почему все они собраны в соцветия? Почему в природе ветроопыляемые растения образуют большие скопления?
2. Перечислите приспособления цветков к опылению ветром:
Размер цветка-
Вид околоцветника-
Форма рыльца
Опушённость рыльца -
Пыльца (по весу и липкости)-
Время цветения-
Наличие нектара-
Наличие запаха-
3.Ответьте на вопрос: можно ли исследуемые растения отнести к анемофилам («ветролюбивым» растениям?)
Справка: Анемохория – распространение плодов и семян при помощи ветра.
Распространение плодов и семян - процесс переноса плодов и семян на удаленное расстояние от материнского растения и потомков данного вида с целью уменьшения внутривидовой конкуренции.
Рекомендации: пользуйся материалом §24 учебника
4 . Рассмотрите коллекцию плодов и семян растений, определите способ распространения плодов и семян , занесите данные в таблицу:
Названия растения | Способ распространения плодов и семян | Приспособления к распространению |
| | |
3.Ответьте на вопрос: можно ли исследуемые растения отнести к анемохорам?
Лабораторная работа.
«Изучение защитных приспособлений растений»
Цель работы: изучить способы и приспособления растений к пассивной защите от поедания животными
Оборудование :
гербарные экземпляры растений крапивы , осота и т.д.
комнатные растения с защитными приспособлениями (кактус, пандовая пальма, пеларгония)
Ход работы
1. Пользуясь текстом учебника, найдите ответы на вопросы графы таблицы.
Рекомендации: пользуйся материалом §33 учебника
Название растения | Приспособления к пассивной защите от поедания их животными | Способ защиты | Относительность приспособленности |
| | | |
| | | |
2. * Приведи примеры других растений, приспособившихся к пассивной защите от поедания животными.
3.Вывод (смотри цель работы):
Лабораторная работа.
«Изучение защитных приспособлений растений»
Цель работы: изучить способы и приспособления растений к пассивной защите от поедания животными
Оборудование :
гербарные экземпляры растений крапивы , осота и т.д.
комнатные растения с защитными приспособлениями (кактус, пандовая пальма, пеларгония)
Ход работы
1. Пользуясь текстом учебника, найдите ответы на вопросы графы таблицы.
Рекомендации: пользуйся материалом §33 учебника
Название растения | Приспособления к пассивной защите от поедания их животными | Способ защиты | Относительность приспособленности |
| | | |
| | | |
2. * Приведи примеры других растений, приспособившихся к пассивной защите от поедания животными.
3.Вывод (смотри цель работы):
Лабораторная работа
Способы распространения плодов и семян.
Цель работы: изучить приспособления растений к опылению и распространению животными.
Оборудование:
гербарные экземпляры или виды комнатных цветущих растений
коллекция плодов и семян, распространяемых животными (плоды череды, соплодия лопуха большого, модели плодов яблока, томата, засушенные плоды вишни, абрикоса, семена кедровой сосны и т.д.)
Ход работы
1. Рассмотрите растения цветками, опыляемыми животными. Почему именно их мы часто собираем в букеты? Почему в природе эти растения привлекают внимание?
2.Каковы особенности растений, опыляемых животными?
Справка: Энтомофилия - опыление растений при помощи насекомых Опыление- процесс переноса пыльцы на рыльце пестика
Рекомендации: пользуйся материалом §31 учебника
Перечислите приспособления цветков к опылению животными:
Размер цветка-
Вид околоцветника-
Форма рыльца
Опушённость рыльца –
Липкость рыльца пестика-
Пыльца (по весу и липкости)-
Наличие нектара-
Наличие запаха-
3.Ответьте на вопрос: можно ли исследуемые растения отнести к энтомофилам?
4 . Рассмотрите коллекцию плодов и семян растений, определите способ распространения плодов и семян, занесите данные в таблицу.
Справка: Распространение плодов и семян - процесс переноса плодов и семян на удаленное расстояние от материнского растения и потомков данного вида с целью уменьшения внутривидовой конкуренции.
Рекомендации: пользуйся материалом § 32 учебника
Названия растения | Способ распространения плодов и семян | Приспособления к распространению |
| | |
Практическая работа
Определение количества солнечных дней в году в своей местности.
Цель работы: определить количество солнечных дней в данной местности и приспособления растений к меняющимся условиям освещения.
Оборудование:
календари погоды
калькуляторы
Ход работы:
1. Используя данные календаря природы, подсчитайте количество солнечных дней и занесите данные в таблицу.
№ | месяц | количество солнечных дней в месяце | количество солнечных дней в сезоне | количество солнечных дней в году |
1 | Январь | | | |
2 | Февраль | |
3 | Март | | |
4 | Апрель | |
5 | Май | |
6 | Июнь | | |
7 | Июль | |
8 | Август | |
9 | Сентябрь | | |
10 | Октябрь | |
11 | Ноябрь | |
12 | Декабрь | | |
2. Определить черты приспособленности растений к освещению по сезонам
Рекомендации: пользуйся материалом § 3-7 учебника и собственными наблюдениями
3. Сделать выводы
Какой месяц имеет больше солнечных дней?
Какой месяц имеет меньше солнечных дней?
Какой сезон имеет больше солнечных дней?
Какой месяц имеет меньше солнечных дней?
Какой сезон благоприятен по этому фактору для растений?
Какой сезон не благоприятен по этому фактору для растений?
Практическая работа
Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке.
Цель работы: определение жизненных форм растений и уровня их жизненного состояния
Ход работы:
Изучите разнообразие растений в пределах пришкольного участка
Заполните таблицу.
№ | жизненная форма | название вида | число особей | уровень жизненного состояния |
1 | деревья | а) | | |
б) | | |
в) | | |
2. | кустарники | | | |
| | |
3. | кустарнички | | | |
| | |
4. | полукустарники | | | |
| | |
5. | полукустарнички | | | |
| | |
6. | травы | | | |
.Сделайте выводы
а) Какие жизненные формы растений преобладают на территории пришкольного участка? Почему?
б) Каков уровень их жизненного состояния? Какие действия необходимо предпринять для повышения уровня жизненного состояния?
Практическая работа
Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке.
Цель работы: определение жизненных форм растений и уровня их жизненного состояния
Ход работы:
Изучите разнообразие растений в пределах пришкольного участка
Заполните таблицу.
№ | жизненная форма | название вида | число особей | уровень жизненного состояния |
1 | деревья | а) | | |
б) | | |
в) | | |
2. | кустарники | | | |
| | |
3. | кустарнички | | | |
| | |
4. | полукустарники | | | |
| | |
5. | полукустарнички | | | |
| | |
6. | травы | | | |
.Сделайте выводы
а) Какие жизненные формы растений преобладают на территории пришкольного участка? Почему?
б) Каков уровень их жизненного состояния? Какие действия необходимо предпринять для повышения уровня жизненного состояния?
Лабораторная работа
«Определение степени запыленности воздуха»
Оборудование: коробки для сбора листьев, химические стаканы, пинцет, воронка, фильтры, листья деревьев и кустарников, вода, маркер.
Ход работы
1.Найдите растения одного вида: растущие у дороги, в 10-15 метрах от дороги, в глубине парка или участка.
2. Сорвите с каждого растения по 5-6листьев с черешком и положите их в пронумерованные коробки.
3. Пронумеруйте стаканы, положите в них листья из соответствующих коробок. Промойте листья в стаканах с одинаковым количеством воды. Сравните степень помутнения воды. Поочередно профильтруйте воду из каждого стакана. Сравните количество осадка на фильтре. Результаты занесите в таблицу.
Загрязнение растений
Степень загрязнения листьев | Растения растущие у дороги | Растения растущие в 10-15метрах от дороги | Растения парка |
Сильная | | | |
Средняя | | | |
Слабая | | | |
4. Сделайте вывод о степени загрязнения растений в зависимости от места произрастания.
5. Почему не рекомендуется вырубать деревья под окнами домов, выходящими на проезжую часть?
Лабораторная работа
«Определение степени запыленности воздуха»
Оборудование: коробки для сбора листьев, химические стаканы, пинцет, воронка, фильтры, листья деревьев и кустарников, вода, маркер.
Ход работы
1.Найдите растения одного вида: растущие у дороги, в 10-15 метрах от дороги, в глубине парка или участка.
2. Сорвите с каждого растения по 5-6листьев с черешком и положите их в пронумерованные коробки.
3. Пронумеруйте стаканы, положите в них листья из соответствующих коробок. Промойте листья в стаканах с одинаковым количеством воды. Сравните степень помутнения воды. Поочередно профильтруйте воду из каждого стакана. Сравните количество осадка на фильтре. Результаты занесите в таблицу.
Загрязнение растений
Степень загрязнения листьев | Растения растущие у дороги | Растения растущие в 10-15метрах от дороги | Растения парка |
Сильная | | | |
Средняя | | | |
Слабая | | | |
4. Сделайте вывод о степени загрязнения растений в зависимости от места произрастания.
5. Почему не рекомендуется вырубать деревья под окнами домов, выходящими на проезжую часть?
Практическая работа
«Влияние механического состава почвы на прорастание семян».
Оборудование: три цветочных горшка, проросшие семена гороха или фасоли, дневник наблюдения.
Ход работы.
1.Наполните один горшок песком, второй глиной, третий перегноем. В каждый из них высейте одинаковое количество проросших семян на глубину 3 см.
2.Поставьте горшки в теплое освещенное место и регулярно поливайте посевы одинаковым количеством воды комнатной температуры.
3.Наблюдайте за появлением всходов, ростом и развитием проростков в течение 3-4недель и ведите дневник.
4.Сделайте вывод о влиянии механического состава почвы на рост и развитие проростка.
наблюдения
Почва | Дата всходов | Высота побега | Состояние проростка (количество, размеры и цвет листьев) к концу 3 недели |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Песчаная | | | | | |
Глинистая | | | | | |
Перегной | | | | | |
Практическая работа
«Влияние механического состава почвы на прорастание семян».
Оборудование: три цветочных горшка, проросшие семена гороха или фасоли, дневник наблюдения.
Ход работы.
1.Наполните один горшок песком, второй глиной, третий перегноем. В каждый из них высейте одинаковое количество проросших семян на глубину 3 см.
2.Поставьте горшки в теплое освещенное место и регулярно поливайте посевы одинаковым количеством воды комнатной температуры.
3.Наблюдайте за появлением всходов, ростом и развитием проростков в течение 3-4недель и ведите дневник.
4.Сделайте вывод о влиянии механического состава почвы на рост и развитие проростка.
наблюдения
Почва | Дата всходов | Высота побега | Состояние проростка (количество, размеры и цвет листьев) к концу 3 недели |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Песчаная | | | | | |
Глинистая | | | | | |
Перегной | | | | | |
Практическая работа.
«Воздействие человека на растительность»
Оборудование. Дополнительная литература.
Ход работы
Прочитайте дополнительную литературу.
Заполните таблицу.
Воздействие человека на растительность
Периоды развития цивилизации | Изменения, происходившие в растительных сообществах в результате деятельности человека. |
Доисторический | |
Исторический: 15-18 век | |
20-21 век | |
Сделайте вывод о влиянии человека на растительность.
Доп.литература. Первобытный человек влиял на растительность очень мало. До знакомства с огнем его влияние сказывалось в добыче некоторых съедобных корней, корневищ и луковиц и вытаптывании трав на небольших пространствах. Занимаясь собирательством, человек способствовал подавлению одних видов и более широкому распространению других. Но после знакомства с огнем оно стало значительно сильнее в результате возникающих лесных и других пожаров.
В дальнейшем, при развитии скотоводческого хозяйства, это влияние усилилось еще больше. Но особенного развития оно достигло при земледелии. Первоначально оно привело к распахиванию луговых и степных участков, а потом к использованию и лесных районов. В настоящее время во многих странах вместо степей и лесов мы видим необозримые поля самых различных хлебных злаков, картофеля, огромные площади садов, огородов, технических культур и других разводимых человеком растений. Человек в своих хозяйственных целях переселял полезные для него растения из других стран и культивировал их (хлебные злаки, картофель, овощи, плодовые деревья, технические культуры, лекарственные растения и т. д.). Однако вместе с полезными растениями человек незаметно для себя распространял и сорняки.
С развитием индустриализации большое влияние на рост и развитие растений оказывают промышленные выбросы. Попадая в атмосферный воздух, они в конечном итоге оседают на растения. Рост растений может замедляться в 2 раза, а иногда и больше. Некоторые промышленные выбросы обладают высокой токсичностью и вызывают засыхание растений. Часто наблюдаются факты уничтожения и порчи растений, которые оправдать ничем нельзя. Например, массовое загрязнение сенокосных угодий, пастбищ и других участков вывезенными промышленными отходами, всякого рода мусором. Тяжелые последствия для растений оставляют массовые сборы цветов, неорганизованные посещения и отдых на лоне природы.
Лабораторная работа.
«Грибные заболевания злаков»
Цель: изучить виды грибов-паразитов, поражающие злаковые культуры
Приборы и материалы: раздаточный материал, образцы грибов-паразитов (твердой головни, пыльной головни, спорыньи и фузариума).
Ход работы
Изучите справочный материал
Рассмотрите по гербариям растений-злаков грибы паразиты, определите их название
Заполните таблицу.
| Название гриба | Внешний вид | На каком растении паразитирует | Вред растению | Вред человеку |
цвет | форма |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4. Сделайте вывод, почему надо бороться с заболеваниями хлебных злаков
Справочный материал
I. Головня.
Головня- это болезнь злаков. Головня снижает урожай, ухудшает качество зерна и зернопродуктов. Распространяется головня при помощи спор. Споры мелкие, размером от 14-20мкм. Споры могут сохранять жизнеспособность в течение нескольких лет. Споры головни, попадая в организм человека, вызывают раздражение слюнных желез, расстройство работы кишечника, закупорку кровеносных сосудов. На зараженном растении из цветка зерно не образуется, а образуется черный мешочек со спорами. Головневое зерно имеет характерный запах селедочного рассола.
II. Спорыньи.
Спорынья - это гриб-паразит, размножается спорами. Спорынья-болезнь злаковых культур. Чаще всего спорыньей заражается рожь. В зерновой массе встречаются «рожки» спорыньи - склероций. При помощи насекомых споры переносятся на другие колосья. Если споры попадают в завязь цветка, то из цветка зерно не образуется, а образуется рожок (склероций) спорыньи. Склероций спорыньи содержит 0,1-0,4 % алкалоидов. Алкалоиды - это физиологически активные вещества основного характера, которые оказывают на человека психотронное воздействие. Наиболее изучены из алкалоидов спорыньи эргозин и эрготомин. Употребление в пищу вызывает у человека головокружение, пищевые отравления, паралич дыхательных путей, гангрену конечностей, психические расстройства.
Меры борьбы:
если в партии обнаружены головневые зерна или рожки спорыньи, то партия на посев не допускается;
если в партии содержание головневых зерен превышает установленную норму, то партия не используется на продовольственные цели, направляется на технические цели.
III. Фузариум- это гриб-паразит, широко распространен в природе, поражает большое количество культурных растений, вызывая увядание и гибель корня. Болезнь, вызываемая этим грибом, называется фузариоз. Из злаковых культур фузариум чаще поражает пшеницу, реже - рожь, ячмень и овес. Зерно становится щуплым, с низкой жизнеспособностью. Часто на зерне появляется налет белого или нежно-розового цвета. Если из фузариозного зерна вырабатывают хлеб, то такой хлеб имеет дефект, называемый «пьяный» хлеб. Употребление в пищу вызывает пищевое отравление, по внешним признакам похоже на опьянение, часты смертельные исходы. Отравление вызывают продукты жизнедеятельности гриба фузариума, которые не разлагаются при термообработке (при выпечке хлеба).
Опыт в домашних условиях.
«Влияние температуры на рост растения»
Оборудование: семена пшеницы, три вазона с почвой и поддонами.
Ход работы
В вазоны с почвой посейте семена пшеницы.
Первый вазон поставьте в такое место, где бы температура была 5*С, второй
вазон – в место с температурой 20*С, третий вазон – в место с температурой 30*С.
Поливайте почву одинаковым количеством воды. Условия освещенности должны быть одинаковыми.
В течение 3-4недель наблюдайте за развитием и ростом растений. Сделайте вывод о влиянии температуры на рост и развитие растений.
Приготовьте сообщение о закладке опыта, его проведении и результатах. На уроке во время сообщения продемонстрируйте результаты опыта.
Опыт в домашних условиях.
«Влияние воды на рост растения»
Оборудование: семена пшеницы, шесть вазонов с почвой и поддонами.
Ход работы
1.В вазоны с почвой посейте семена пшеницы.
2.Вазоны с высеянными в них семенами поставьте в светлое место.
3.Поливайте почву ежедневно: в первый вазон – 5см3; во второй вазон – 15 см3; в третий вазон – 30 см3; в четвертый вазон – 60 см3; в пятый вазон – 100 см3; в шестой вазон – 150 см3. Если перед поливом в поддоне обнаружится вода, то слейте ее.
4.В течение 3-4недель наблюдайте за развитием и ростом растений. Сделайте вывод о влиянии воды на рост и развитие растений.
5.Приготовьте сообщение о закладке опыта, его проведении и результатах. На уроке во время сообщения продемонстрируйте результаты опыта.
Практическая работа.
«Моделирование природного сообщества»
Цель: сформировать понятие о биогеоценозе, научить учащихся видеть взаимосвязи между организмами и окружающей средой»
Методические рекомендации. Выполняя эту работу, учащиеся строят модель одного из природных сообществ (лес, луг, степь, водоем). Присутствие того или иного организма должно быть обоснованно. Ученики работают по группам, выбирая понравившееся сообщество.
Материал и оборудование. Заготовленные заранее шаблоны живых организмов сообщества (деревья, кустарники, травы и тд.); стрелки разного цвета, чтобы показать взаимоотношения соответствующего типа (пищевые, средообразующие, симбиотические и др).
Ход работы
Задание 1 Построить модель растительного сообщества (фитоценоз)
1.Расположите деревья, кустарники, травы соответственно ярусам, которые они занимают в сообществе.
2. Покажите стрелками взаимоотношения между организмами.
Задание 2 «Населить» фитоценоз грибами, лишайниками и животными.
1.Расположите грибы, лишайники и всех животных в фитоценозе, учитывая их взаимоотношения между собой и с растениями.
2. Покажите стрелками взаимоотношения между организмами.
Задание 3. Выписать в тетрадь несколько примеров типов взаимоотношений.
По результатам работы сформулируйте вывод.
Контрольные вопросы
Почему в растительном сообществе выделяется несколько ярусов?
Какие виды взаимоотношений можно выделить в биогеоценозе?
Почему животные, например птицы, в сообществе живут по ярусам? Какое это имеет экологическое значение?
Лабораторная работа
«Онтогенез травянистого многолетнего растения»
Цель: формировать понятие онтогенез, возраст, возрастное состояние;
Методические рекомендации. В качестве объекта для лабораторной работы рекомендуется использовать многолетнее травянистое растение, т.к. у него наиболее полно выражены все периоды онтогенеза и возрастные состояния. По ходу работы ученики используют рисунки и текст § 44 учебника.
Материал и оборудование: раздаточный гербарий растений разных возрастных состояний.
Справочный материал. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Его делят на возрастные периоды, характеризующиеся структурно-физиологическими особенностями: зародышевый, молодости, зрелости, старости.
Период жизни растений, в свою очередь, делят на более короткие этапы, возрастные состояния, каждое из которых обладает характерными особенностями внешнего вида и строения.
Ход работы
Задание 1. Изучить онтогенез травянистого многолетнего растения..
1.Рассмотрите рисунок в учебном пособии, обратите внимание на внешние признаки особей разных возрастных групп.
2.Заполните таблицу, кратко отметив признаки каждого возрастного состояния.
Период онтогенеза | Возрастное состояние | Характерные признаки |
Зародышевый | Покоящиеся семена | |
Молодости | Проросток | |
Юношеское растение | |
Полувзрослое вегетативное растение | |
Взрослое вегетативное растение | |
Зрелости | Молодые цветущие растения | |
Средневозрастные цветущие растения | |
Старые цветущие растения | |
Старости | Старческое | |
Задание 2. Сделать схематичные рисунки изученных групп растений. На схеме отразить качественные признаки каждого возрастного состояния.
Задание 3. По результатам работы сформулируйте вывод и запишите его в тетрадь.
Контрольные вопросы
В каком возрастном состоянии особи наиболее сильно влияют на среду?
В каком возрастном состоянии особи наиболее способны выдержать конкуренцию со стороны соседних растений и засушливые условия?
Как изменяются приспособительные возможности растения со сменой возрастных состояний?
17