Кондратьева В.В., Скрипка Т.В., Логунова Н.В., Секачёва Е.В. ЛИТЕРАТУРА. 15 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ПО ДЕМОВЕРСИИ 2017 ГОДА
ВАРИАНТ 11
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1—9.
Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она говорила певуче, и голос её, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди...
«Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец — всё на свете имеет конец! Идёмте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
— Веди ты нас! — сказали они.
Тогда он повёл...»
Старуха помолчала и посмотрела в степь, где всё густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.
«Повёл их Данко. Дружно все пошли за ним — верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то. А он шёл впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнём и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещённые холодным огнём молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, тёмное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шёл впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!
— Вы сказали: „Веди!“ — и я повёл! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их ещё более.
—Ты умрёшь! Ты умрёшь! — ревели они.
Алее всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого ещё ярче загорелось в нём сердце, ибо эта их дума родила в нём тоску. (М. Горький. «Старуха Изергиль»)
Ответом к заданиям 1— 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр1
1. Традиции какого литературного направления, для которого характерны острое переживание несовершенства действительности, противостояние героя и мира, развивает М. Горький в «Старухе Изергиль»?
Ответ: _______________________________________.
2. К какому жанру относится произведение «Старуха Изергиль»?
Ответ: _______________________________________.
3. В приведённом фрагменте показан момент столкновения между героем и племенем. Как называется такое художественно значимое противоречие, лежащее в основе сюжета произведения?
Ответ: _______________________________________.
4.Установите соответствие между персонажами и чертами их характера: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ A) Ларра Б) Гуцул B) Турок | ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 1) «Седой почти и такой важный, богатый. Говорил — как владыка... Глаза были чёрные... Прямые глаза... Смотрят прямо в душу. Очень он любил молиться». 2) «А он был ещё и горд, и избалован нами, женщинами. он, встречаясь со мной, смеялся... подлый он был!» 3) «...он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды... И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал...» 4) «Рыжий был, весь рыжий — и усы и кудри! Огненная голова. И был он такой печальный, иногда ласковый, а иногда, как зверь, ревел и дрался». |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
5. Как называется способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении, который использует М. Горький при создании образа Данко: «Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...»?
Ответ: _______________________________________.
6. Какое художественное средство, представляющее собой уподобление соотносимых образов, автор использует при описании людей: «Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они — как звери», «...и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его...»?
Ответ: _______________________________________.
7. Какой художественный приём, основанный на противопоставлении настроения и поведения героев, помогает почувствовать разницу между людьми и Данко: «Долго шли они... Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то. А он шёл впереди их и был бодр и ясен»?
Ответ: _______________________________________.
При выполнении заданий 8 и 9 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5—10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
8. В чём, на ваш взгляд, заключается сила Данко?
9. Кто из русских классиков изображает в своих произведениях героев, способных на жертву? В чём можно сопоставить эти произведения с произведением М. Горького «Старуха Изергиль»?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.
О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...
(Н.А. Некрасов, 1877)
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.
10. К какому роду литературы относится приведённое произведение Н.А. Некрасова?
Ответ: _______________________________________.
11. Укажите название изобразительно-выразительного средства, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другой: «Меж мной и честными сердцами / Порваться долго ты не дашь / Живому, кровному союзу!».
Ответ: _______________________________________.
12. Укажите название стилистической фигуры, состоящей в нарушении привычного порядка слов («завиден жребий наш»).
Ответ: _______________________________________.
13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гипербола 2) ирония 3) риторическое восклицание 4) эпитет 5) метонимия
Ответ:
14. Определите размер, которым написано стихотворение Н.А. Некрасова (без указания количества стоп).
Ответ: _______________________________________.
При выполнении заданий 15 и 16 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5—10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
15. Как Н. А. Некрасов решает в стихотворении «О, Муза! Я у двери гроба!» тему поэта и толпы?
16. Кто из русских поэтов обращался к теме взаимоотношений поэта и толпы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Н. А. Некрасова?
Часть 2
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1—17.3).
Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
17.1 Почему А. С. Пушкин назвал Татьяну Ларину «милым идеалом» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)?
17.2 Какова роль гротеска в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?
17.3 Каковы смыслы заглавия рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»?
1 Обратите внимание: в этом и остальных заданиях мц сократили формулировки, связанные с бланками ответов, поэтому обязательно ознакомьтесь с заданиями в демоверсии на сайте www.fipi.ru.
3