Г осударственное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
образовательное АВТОНОМНОЕ учреждение
Ярославской области
Ярославский педагогический колледж
Учебно – методическое пособие для учителей начальных классов
Деятельностный метод как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий по программе «Школа 2100» при решении уравнений в 1 классе
Выполнила студентка 25 группы
специальности 050146
преподавание в начальных классах
Кормош Оксана Игоревна
Ярославль
2015
Данное учебно – методическое пособие разработано с целью реализации регулятивных универсальных учебных действий при решении уравнений в 1 классе по программе реализующей деятельностный метод обучения.
В данном сборнике представлена методика решения уравнений и реализация формирования регулятивных универсальных учебных действий пошагово при их решении, разработанные автором совместно с научным руководителем.
Сборник предназначен для учителей начальных классов, преподавателей при обучении студентов, студентов обучающихся по специальности преподавание в начальных классах.
Авторы: Кормош О.И. – студентка ГПО АУ ЯО ЯрПК; Блажнова Ю.И.
Под редакцией Харавининой Л.Н.
Рецензент: Евтеева А.М.
© Ярославский педагогический колледж, 2015
© Кормош О.И., Блажнова Ю.И.
Содержание
Введение……………………………………………………...……………………4
Деятельностный метод……………………………………………………...…….4
Регулятивные универсальные учебные действия……………………………...5
О «Школе 2100»………………………………………………………….………5
Уравнение и его решение……………………………………………………….6
Заключение………………………………………………………………………..8
Список использованных источников и литературы…………………………..9
Введение
Одна из современных образовательных программ, реализующихся в начальной школе – «Школа 2100».
Данная программа строит обучение на деятельностном методе, автором которого является Петерсон Людмила Георгиевна. Деятельностный метод имеет ряд принципов, способствующих улучшению образовательного процесса.
Цель программы «Школа 2100» - научить обучающегося самостоятельно учиться, организовывать свои знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивая свою деятельность.
В связи с введением Федерального государственного стандарта начального общего образования, появились требования к результатам, в т.ч. метапредметным. Как один из видов в данной работе рассмотрим регулятивные универсальные учебные действия.
Математика занимает значимое место в процессе обучения в начальной школе. Уравнения, т.е. нахождение неизвестного, являются одним из важных аспектов обучения математики, развития логического мышления и так же перехода знаний из деятельности учебной, в деятельность в современном мире.
Деятельностный метод
Деятельность неразрывно связана с жизнью человека. Личность человека формируется в процессе собственной активности. Жить – это значит действовать. Поэтому деятельность несомненно является ключевым компонентом процесса обучения.
Деятельностный метод – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности.
Деятельностный метод реализует ряд принципов:
Принцип деятельности.
Принцип непрерывности.
Принцип целостного представления о мире.
Принцип минимакса.
Принцип психологической комфортности.
Принцип вариативности.
Принцип творчества.
Деятельностный метод носит интегративный характер: в нем соединены элементы развивающего и традиционного обучения.
Вследствии этого деятельностный метод дает возможность каждому ребенку на уроках формировать способность к саморазвитию.
Регулятивные универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия означают «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.
Виды формируемых универсальных учебных действий:
Личностные.
Познавательные.
Коммуникативные.
Регулятивные.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию к учебной деятельности. К ним относятся:
Целеполагание.
Планирование.
Прогнозирование.
Контроль.
Коррекция
Оценка
Саморегуляция.
Учитель на уроках должен научить обучающихся ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, дети должны предположить, каких результатов они могут достигнуть.
О «Школе 2100»
«Школа 2100» дает обучающимся знания в соответствии с ФГОС НОО. Но важнее не само знание, а умение им пользоваться.
Данная программа реализует деятельностный метод обучения через два принципа:
Принцип обучения деятельности (ставить цель, планировать работу, подводить итоги).
Принцип управляемого перехода от деятельности учебной к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно – познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
Уравнение и его решение
По программе «Школа 2100» понятие уравнения вводится в 1 классе и выделяется 4 часа за весь год.
Уравнением называют равенство, в котором есть неизвестные компоненты, обозначенные латинскими буквами «х» и «у».
Уравнения решаются на основе взаимосвязи между целым и частями. В результате изучения темы обучающиеся должны научиться находить в равенствах компоненты, соответствующие целой величине, и компоненты, соответствующие ее частям. Тогда для решения уравнений достаточно применить уже известные обучающимся правила:
Целое равно сумме частей.
Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
По программе «Школа 2100» авторы учебника вводят алгоритм решения уравнения следующим образом:
Скажи, что такое уравнение.
Прочитай уравнение.
Назови компоненты уравнения.
Составь схему (покажи, что известно и что необходимо найти).
Обозначь на схеме части и целое уравнения.
Определи, частью или целым является неизвестный компонент уравнения.
Вспомни правило, необходимое для поиска неизвестного компонента.
Примени правило к данному уравнению.
Найди неизвестное число.
Запиши решение уравнения.
Чему равен неизвестный компонент?
Выполни проверку решения уравнения.
Запиши ответ.
Предлагаем познакомиться с формированием регулятивных универсальных учебных действий при решении уравнений, через проблемный диалог, как один из приемов деятельностного метода обучения.
Целеполагание:
Прочитай уравнение.
Что необходимо сделать?
Что надо найти?
Планирование:
Как будем выполнять действия?
Что необходимо выполнить в первую очередь?
Что следует выполнить дальше?
Прогнозирование:
Можем ли сразу выполнить решение?
Умеем выполнять решение?
Что надо сделать для того, чтобы решить?
Контроль:
Выполни решение.
Проверь решение с эталоном.
Коррекция:
Запиши решение.
Выполни проверку.
Исправь допущенные ошибки.
Оценка:
Почему были допущены ошибки?
Как можно избежать ошибок?
Что мы знаем?
Что нам необходимо узнать?
Саморегуляция:
Для чего необходимо узнать?
Что будет быстрее и проще выполнять?
Как можно сделать?
Заключение:
Наконец, в ходе использования деятельностного метода обучающиеся часто высказывают необычные версии и задают вопросы, к которым учитель должен быть готов. Поэтому ему необходимы более широкие знания, выходящие за пределы темы и позволяющие отвечать на вопросы обучающихся.
Основная цель программы – формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и обучающийся.
На уроках математики обучающиеся должны не только учиться в продуктивную деятельность, результатом которой является целенаправленное развитие речи и мышления, умения результативно мыслить и работать с информацией.
В развитии личности, её воспитании математика играет большую роль. Занятия математикой требуют от человека постоянной волевой и интеллектуальной саморегуляции. При этом систематически и последовательно развиваются умения упорно двигаться к поставленной цели, используя рациональные приёмы действий, объяснять и отстаивать свою точку зрения, понимая и критически оценивая точку зрения оппонента. Очевидно, что так формируется личность, способная к принятию самостоятельных взвешенных решений и умеющая нести ответственность за результаты своих действий.
Список использованных источников и литературы:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвящение, 2010.- 151с.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии.
Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования.// «Народное образование». – 2012. - №4.
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика. Учебник для 1 класса. В 3-х частях. Часть 2. – М.: Издательский Дом РАО. Баласс, 2005. – 80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы. – М.: Изда-тельство«Владос», 2003. – 416 с.
Петерсон Л.Г. «Школа 2000…» Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Выпуск 5. М.:УМЦ «Школа 2000…», 2005.
Рабочая программа по математике «Школа 2100» ФГОС 1класс. Пономарева Светлана Викторовна. http://nsportal.ru/
Репкина Г.В., Заика Е.В. Библиотека развивающего обучения.// «Пеленг». – 1993. - №7.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.