СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА 2100» ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ В 1 КЛАССЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно – методическое пособие для учителей начальных классов

"Деятельностный метод как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий по программе «Школа 2100» при решении уравнений в 1 классе"

Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА 2100» ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ В 1 КЛАССЕ»

Г осударственное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

образовательное АВТОНОМНОЕ учреждение

Ярославской области

Ярославский педагогический колледж








Учебно – методическое пособие для учителей начальных классов



Деятельностный метод как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий по программе «Школа 2100» при решении уравнений в 1 классе










Выполнила студентка 25 группы

специальности 050146

преподавание в начальных классах

Кормош Оксана Игоревна








Ярославль

2015

Данное учебно – методическое пособие разработано с целью реализации регулятивных универсальных учебных действий при решении уравнений в 1 классе по программе реализующей деятельностный метод обучения.

В данном сборнике представлена методика решения уравнений и реализация формирования регулятивных универсальных учебных действий пошагово при их решении, разработанные автором совместно с научным руководителем.

Сборник предназначен для учителей начальных классов, преподавателей при обучении студентов, студентов обучающихся по специальности преподавание в начальных классах.



Авторы: Кормош О.И. – студентка ГПО АУ ЯО ЯрПК; Блажнова Ю.И.

Под редакцией Харавининой Л.Н.

Рецензент: Евтеева А.М.






© Ярославский педагогический колледж, 2015

© Кормош О.И., Блажнова Ю.И.
















Содержание

Введение……………………………………………………...……………………4

Деятельностный метод……………………………………………………...…….4

Регулятивные универсальные учебные действия……………………………...5

О «Школе 2100»………………………………………………………….………5

Уравнение и его решение……………………………………………………….6

Заключение………………………………………………………………………..8

Список использованных источников и литературы…………………………..9























Введение

Одна из современных образовательных программ, реализующихся в начальной школе – «Школа 2100».

Данная программа строит обучение на деятельностном методе, автором которого является Петерсон Людмила Георгиевна. Деятельностный метод имеет ряд принципов, способствующих улучшению образовательного процесса.

Цель программы «Школа 2100» - научить обучающегося самостоятельно учиться, организовывать свои знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивая свою деятельность.

В связи с введением Федерального государственного стандарта начального общего образования, появились требования к результатам, в т.ч. метапредметным. Как один из видов в данной работе рассмотрим регулятивные универсальные учебные действия.

Математика занимает значимое место в процессе обучения в начальной школе. Уравнения, т.е. нахождение неизвестного, являются одним из важных аспектов обучения математики, развития логического мышления и так же перехода знаний из деятельности учебной, в деятельность в современном мире.


Деятельностный метод

Деятельность неразрывно связана с жизнью человека. Личность человека формируется в процессе собственной активности. Жить – это значит действовать. Поэтому деятельность несомненно является ключевым компонентом процесса обучения.

Деятельностный метод – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности.

Деятельностный метод реализует ряд принципов:

  • Принцип деятельности.

  • Принцип непрерывности.

  • Принцип целостного представления о мире.

  • Принцип минимакса.

  • Принцип психологической комфортности.

  • Принцип вариативности.

  • Принцип творчества.

Деятельностный метод носит интегративный характер: в нем соединены элементы развивающего и традиционного обучения.

Вследствии этого деятельностный метод дает возможность каждому ребенку на уроках формировать способность к саморазвитию.


Регулятивные универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия означают «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.

Виды формируемых универсальных учебных действий:

  • Личностные.

  • Познавательные.

  • Коммуникативные.

  • Регулятивные.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию к учебной деятельности. К ним относятся:

  • Целеполагание.

  • Планирование.

  • Прогнозирование.

  • Контроль.

  • Коррекция

  • Оценка

  • Саморегуляция.

Учитель на уроках должен научить обучающихся ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, дети должны предположить, каких результатов они могут достигнуть.


О «Школе 2100»

«Школа 2100» дает обучающимся знания в соответствии с ФГОС НОО. Но важнее не само знание, а умение им пользоваться.

Данная программа реализует деятельностный метод обучения через два принципа:

  • Принцип обучения деятельности (ставить цель, планировать работу, подводить итоги).

  • Принцип управляемого перехода от деятельности учебной к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно – познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.


Уравнение и его решение

По программе «Школа 2100» понятие уравнения вводится в 1 классе и выделяется 4 часа за весь год.

Уравнением называют равенство, в котором есть неизвестные компоненты, обозначенные латинскими буквами «х» и «у».

Уравнения решаются на основе взаимосвязи между целым и частями. В результате изучения темы обучающиеся должны научиться находить в равенствах компоненты, соответствующие целой величине, и компоненты, соответствующие ее частям. Тогда для решения уравнений достаточно применить уже известные обучающимся правила:

  • Целое равно сумме частей.

  • Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.


По программе «Школа 2100» авторы учебника вводят алгоритм решения уравнения следующим образом:

  • Скажи, что такое уравнение.

  • Прочитай уравнение.

  • Назови компоненты уравнения.

  • Составь схему (покажи, что известно и что необходимо найти).

  • Обозначь на схеме части и целое уравнения.

  • Определи, частью или целым является неизвестный компонент уравнения.

  • Вспомни правило, необходимое для поиска неизвестного компонента.

  • Примени правило к данному уравнению.

  • Найди неизвестное число.

  • Запиши решение уравнения.

  • Чему равен неизвестный компонент?

  • Выполни проверку решения уравнения.

  • Запиши ответ.

Предлагаем познакомиться с формированием регулятивных универсальных учебных действий при решении уравнений, через проблемный диалог, как один из приемов деятельностного метода обучения.

Целеполагание:

Прочитай уравнение.

Что необходимо сделать?

Что надо найти?

Планирование:

Как будем выполнять действия?

Что необходимо выполнить в первую очередь?

Что следует выполнить дальше?

Прогнозирование:

Можем ли сразу выполнить решение?

Умеем выполнять решение?

Что надо сделать для того, чтобы решить?

Контроль:

Выполни решение.

Проверь решение с эталоном.

Коррекция:

Запиши решение.

Выполни проверку.

Исправь допущенные ошибки.

Оценка:

Почему были допущены ошибки?

Как можно избежать ошибок?

Что мы знаем?

Что нам необходимо узнать?

Саморегуляция:

Для чего необходимо узнать?

Что будет быстрее и проще выполнять?

Как можно сделать?





Заключение:

Наконец, в ходе использования деятельностного метода обучающиеся часто высказывают необычные версии и задают вопросы, к которым учитель должен быть готов. Поэтому ему необходимы более широкие знания, выходящие за пределы темы и позволяющие отвечать на вопросы обучающихся.

Основная цель программы – формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и обучающийся.

На уроках математики обучающиеся должны не только учиться в продуктивную деятельность, результатом которой является целенаправленное развитие речи и мышления, умения результативно мыслить и работать с информацией.

В развитии личности, её воспитании математика играет большую роль. Занятия математикой требуют от человека постоянной волевой и интеллектуальной саморегуляции. При этом систематически и последовательно развиваются умения упорно двигаться к поставленной цели, используя рациональные приёмы действий, объяснять и отстаивать свою точку зрения, понимая и критически оценивая точку зрения оппонента. Очевидно, что так формируется личность, способная к принятию самостоятельных взвешенных решений и умеющая нести ответственность за результаты своих действий.
















Список использованных источников и литературы:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвящение, 2010.- 151с.

  2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии.

  3. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования.// «Народное образование». – 2012. - №4.

  4. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика. Учебник для 1 класса. В 3-х частях. Часть 2. – М.: Издательский Дом РАО. Баласс, 2005. – 80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

  5. Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы. – М.: Изда-тельство«Владос», 2003. – 416 с.

  6. Петерсон Л.Г. «Школа 2000…» Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Выпуск 5. М.:УМЦ «Школа 2000…», 2005.

  7. Рабочая программа по математике «Школа 2100» ФГОС 1класс. Пономарева Светлана Викторовна. http://nsportal.ru/

  8. Репкина Г.В., Заика Е.В. Библиотека развивающего обучения.// «Пеленг». – 1993. - №7.

  9. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!